Найти в Дзене

О блудном сыне, который обратил жизненный кризис во благо, и не только

В притче о блудном сыне почему-то всегда жалко старшего брата. Примерный сын, честно работает, трудится в поте лица. И удивляет поступок отца, который устраивает пир по случаю возвращения своего младшенького – мота и кутилы, но при этом как будто не замечает старшего, его дел и трудов. Толкуя притчу о блудном сыне, святые говорят, что под отцом подразумевается Сам Бог. Дом – Небесное Отечество, в которое нужно успеть вернуться каждому человеку за время земной жизни. Этот дом находится у каждого человека в сердце. Обычно, рассуждая об этой притче, больше всего говорят о блудном сыне, он ее главный герой – оскорбил Отца, ушел из дома. Но на самом деле в притче вне Отчего дома оказались оба сына. На это четко указывает Евангелие: когда младший сын подходил к дому своего отца, старший в это время работал в поле. Это не просто иллюстрация будничной жизни, это определенная и важная символика – и отрицательный, и положительный герои находятся примерно в одинаковом положении. Как же так? Вед

В притче о блудном сыне почему-то всегда жалко старшего брата. Примерный сын, честно работает, трудится в поте лица. И удивляет поступок отца, который устраивает пир по случаю возвращения своего младшенького – мота и кутилы, но при этом как будто не замечает старшего, его дел и трудов.

Толкуя притчу о блудном сыне, святые говорят, что под отцом подразумевается Сам Бог. Дом – Небесное Отечество, в которое нужно успеть вернуться каждому человеку за время земной жизни. Этот дом находится у каждого человека в сердце.

Обычно, рассуждая об этой притче, больше всего говорят о блудном сыне, он ее главный герой – оскорбил Отца, ушел из дома. Но на самом деле в притче вне Отчего дома оказались оба сына. На это четко указывает Евангелие: когда младший сын подходил к дому своего отца, старший в это время работал в поле. Это не просто иллюстрация будничной жизни, это определенная и важная символика – и отрицательный, и положительный герои находятся примерно в одинаковом положении. Как же так? Ведь сам Отец в притче отвечает старшему: «Дитя мое, ты всегда со Мной...»

Старший сын действительно все это время жил в отцовском доме.Он добросовестно исполнял свои обязанности, но жизнь его при этом была какой-то душной, однообразной и пустой – он не зря попрекает Отца тем, что Тот никогда не дал ему даже козленка, чтобы повеселиться с друзьями. Ритмично, своим чередом шли дни, но не было отрады, отдушины, отдохновения. Как будто и не жизнь это была вовсе, а так, черновик какой-то. А может, не как будто, а так и было?

Старший сын не зря изображается идущим с поля. По сути, он так же, как и его младший брат, возвращается домой – в Небесное Отечество. Только пути у них совершенно разные. Младший, хлебнув всех прелестей своевольной жизни без Бога, возвращался с самоукорением и надеждой только на милосердие Небесного Отца, с пониманием: он уже не достоин называться сыном. Старший, скорее всего, шел довольным собой и своими трудами.

Святые говорят, что старший сын символизирует человека, живущего исполнением внешних правил. Такой человек может многое делать правильно: исправно посещать богослужения, поститься, «вычитывать» правило по молитвослову. Но при этом Благодать не касается его сердца, Христос не становится центром его жизни. Более того, старший сын Его особенно и не ищет, он довольствуется исполнением «того, что положено», и на этом фундаменте выстраивает свои отношения с Богом.

Младший сын возвращается к Богу с повинной, и виниться ему было в чем. В юности его так манили образы свободной вольготной жизни, что он упросил Отца дать ему положенную часть имения – те дары, которыми Бог наделяет каждого человека, и которые человек чаще всего бездумно растрачивает. Писание говорит, что юноша ушел в далекую страну. Уходил с радостью – перед ним открывались невиданные до этого момента перспективы красивой, как ему казалось, жизни.

В толковании этого эпизода святые единодушны – далекая страна, в которую ушел младший сын, это мир, в котором мы живем. В притче младший сын промотал отцовское имение с блудницами. Мотовство младшего сына в духовном смысле не всегда тождественно совершению открытых и явных пороков, наоборот, падение почти всегда совершается незаметно, в мелочах. Промотать отцовское наследство можно и ведя порядочную по меркам общества жизнь, если смотреть на нее не вертикально – с точки зрения Вечности, а горизонтально –погрузиться с головой в земные дела, поставить их главной целью жизни. Если заблудиться в иерархии ценностей, становишься блудным сыном. Но ресурс – отцовское имение – не бесконечен, и вполне логично, что со временем настает голод.

На самом деле в стране, далекой от Бога, всегда голод.Только до поры до времени он прикрыт многочисленными пустышками, и заявляет о себе, только когда растрачены все силы души. Тогда он показывает свой оскал. Голод может привести к физической смерти.Голод духовныйне менее опасен, хотя внешне это не столь очевидно. Святые, люди, которые очистили сердца и соединились с Богом, утверждают, что душа может найти успокоение, утешение и насыщение только в своем Создателе – в Боге, как в Источнике жизни. Все земное способно дать лишь иллюзию насыщения. Именно это и происходит с младшим братом. Он пытается «насытиться рожками, которые едят свиньи», но не получается, внутри по-прежнему пусто.

По сути, его старший брат испытывает похожее состояние – нет отрады, нет ощущения полноты жизни. Но он заглушает эти чувства исполнением внешних правил. Блудному сыну заглушить нечем. Он остался ни с чем, неустроенный, неприкаянный и, очевидно, никому не нужный без отцовского наследства. Можно было бы назвать это трагедией человеческой жизни. Но именно здесь происходит самое удивительное – блудный сын приходит в себя.Мы часто употребляем это словосочетание в значении «очнуться». В духовном отношении смысл гораздо глубже. «Прийти в себя», «войти в себя» это начало внутрь-пребывания. Само же внутрь-пребывание это состояние души, когда Бога не нужно «вспоминать», потому что Он уже живет и действует в сердце человека.

Святые учат, что блудный сын это не только образ грешника. Это и образ человеческого ума, отпавшего после грехопадения от общения со своим Создателем, оставившего свое жилище – сердце, и устремившегося вниманием во внешнее пространство, «на страну далече». С возвращения ума внутрь, в сердце, начинается духовное исцеление человека. Блудный сын пришел в себя – отсюда и решимость навсегда порвать с жизнью по страстям и идти к Отцу. Отсюда и его искренний покаянный дух: «Отче! Я согрешил против Неба и пред Тобой, и уже недостоин называться сыном Твоим».

Притча о блудном сыне наиболее ярко отражаетбезграничное Милосердие Бога. Ее даже называют Евангелием в Евангелии. Предлагая эту притчу народу, Христос показал отношение Бога к кающемуся грешнику. Отец не укоряет, не отворачивается, выказывая гордое презрение. Он ждет возвращения Своего заблудившегося ребенка. Он любит. Беспредельно. И издали завидев сына, спешит ему навстречу, обнимает и целует. Это не красивая метафора, это сама реальность, с которой очень хорошо знакомы те, кто узнал Бога не из книг, а из благодатного опыта общения с Ним.

«Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце, душа забывает вдруг и земное, и плотские вредные страсти… Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение. Волны благодати согревают ум и душу», – воспевал Бога в духе древний христианский мистик преподобный Ефрем Сирин.

«Я на опыте жизни познал, как близок Господь к грешному человеку, и как скоро Он слушает его молитвы!... Как Господь нас любит, и кротко, без укора принимает нас. Сладко душе с Господом. От лица любви Его истаевает душа человека», –пишет святой 20 века преподобный Силуан Афонский.

Отец любит двоих сыновей, и в их лице каждого человека, одинаково. Он так же спешит и к старшему, когда тот от обиды не захотел даже войти в дом, уговаривает... Евангелие не сообщает, какое решение в итоге принял старший, и какова его вечная участь.

Младший сын возвратился. На этом можно было бы поставить точку – притча со счастливым концом. Но на самом деле это не конец, а только начало. Пир был лишь утешением, радостью о нашедшейся пропаже. Блудный сын – человеческий ум – пока только понял, где его Отечество, исходное место пребывания. А теперь ему предстоит немало трудов, чтобы обрести благодать и уже прочно обосноваться в сердце. Так что, история блудного сына – это история длиной в жизнь каждого человека, решившегося вернуться к Отцу, и эта история только начинается.