Это совсем не то, чему вас, скорее всего, учили
Меня несколько раз в жизни спрашивали: «Ты рождён свыше?» — и почти всегда это делали христиане, которые сомневались в моей вере, потому что я осмеливался задавать вопрос: а что бы Иисус подумал по поводу той или иной темы, о которой мы говорили.
Будем рады если вы подпишитесь на наш телеграм канал
Я обычно отвечаю таким людям, что да, я христианин, рождённый свыше, потому что отрицать это — значит отрицать нечто очень глубокое в том, кем я являюсь. Я знаю, что значит быть рождённым Духом Святым; я каждый день предаю свою жизнь Богу, чтобы Он распоряжался ею по Своей воле; я верю, что Иисус Христос — Сын Божий, что Он умер за мои грехи и что Он физически воскрес.
Но если бы большинство людей спросили меня, как я описал бы себя с точки зрения христианской веры, я, вероятно, не стал бы называть себя «рождённым свыше христианином». Я бы гораздо охотнее сказал, что я — последователь Иисуса.
Интересно, почему евангельские христиане — такие, как я, — так зациклены на «рождении свыше». Почему? В Евангелиях Иисус упоминает новое рождение всего два раза, и оба раза — в одном и том же разговоре с Никодимом в третьей главе Евангелия от Иоанна. Зато слова «следуй за Мной» Иисус произносит 87 раз, а выражение «Царство Божие» встречается 110 раз. Почему же мы не так же зациклены на следовании за Иисусом или на понимании того, что вообще означает Царство Божие? Я считаю, что дело в том, что мы неверно поняли послание Иисуса.
Прежде чем идти дальше, стоит прояснить, что обычно подразумевают, когда человек называет себя христианином, «рождённым свыше». Для большинства людей вне церковной среды это, как правило, человек, который активно пытается обращать других, не курит, не пьёт, не занимается сексом до брака и известен своей осуждающей позицией. И хотя, к сожалению, именно с этим образом многие ассоциируют христиан, рождение свыше — это нечто гораздо большее.
В евангельской среде разговоры о рождении свыше обычно сводятся к личным отношениям с Иисусом, которые гарантируют спасение, а под спасением чаще всего понимается попадание на небеса после смерти. Я верю в рождение свыше — Иисус говорил об этом, значит, к этому нужно относиться серьёзно. Но проблема в том, что Его слова на протяжении многих лет настолько искажались, что это породило огромную путаницу и напряжение — как внутри церкви, так и за её пределами.
Разговор Иисуса и Никодима в контексте
Так о чём же Иисус на самом деле говорил в той ночной беседе с Никодимом в третьей главе Евангелия от Иоанна?
В западной культуре мы привыкли смотреть на жизнь через призму индивидуализма, поэтому воспринимаем послание Иисуса прежде всего как разговор о личных отношениях человека с Богом. Но именно так люди в Палестине I века жизнь не воспринимали. Их мировоззрение было практически противоположным нашему. Для них жизнь была прежде всего жизнью в общине. Гостеприимство играло огромную роль. Личность определялась тем, к какой группе ты принадлежишь, а не поиском «себя» или всем тем, что сегодня часто звучит в церквях под видом повышения самооценки.
Это имеет огромное значение для понимания разговора Иисуса с Никодимом о рождении свыше, потому что именно на одном коротком стихе — Иоанна 3:3 — построена большая часть нашего представления о Евангелии.
Меррилл Китчен, бывший ректор Богословского колледжа Церквей Христа в Мельбурне (Австралия) и человек, который на протяжении многих лет водил группы в Израиль и на Палестинские территории, говорит, что главный акцент в словах Иисуса Никодиму был не столько на самом факте нового рождения, сколько на том, кто теперь включён в Царство Божие. По словам Китчена, мощная этическая нагрузка повеления «родиться свыше» или «родиться от Бога» заключается в переопределении понятия “избранный народ”. Быть ребёнком Божьим больше не означало принадлежность к определённой нации. Недаром апостол Павел пишет, что во Христе нет ни иудея, ни эллина.
Как отмечает Скот Макнайт в книге One.Life, церковь говорит о «принятии Христа», тогда как Иисус говорит о следовании за Ним. Церковь стремится привести людей на небеса после смерти, а Иисус стремится вовлечь небеса в историю уже сейчас. Мы серьёзно неправильно прочитали большую часть послания Иисуса — и это касается в том числе того, что значит быть рождённым свыше.
Рождение свыше — это ежедневное умирание для себя, взятие своего креста и следование за Иисусом по дорогому и жертвенному пути жизни. Это путь постоянного поиска, постоянного открытия, веры и сомнений (часто одновременно), и это путь, у которого нет финальной точки.
Что Иисус имел в виду на самом деле
Спасение предназначено не для избранного меньшинства — оно открыто для всех. Именно в этом и заключался смысл разговора Иисуса с Никодимом. Да, Никодиму нужно было родиться свыше, но это было не главным. Главное, что Иисус говорил учёному фарисею, — это то, что теперь не только Израиль находится в привилегированном положении перед Богом. Это больше не зависело от того, кем ты являешься и насколько ты «свят». Теперь любой может войти и сесть за стол Божий. Как часто мы сами становимся похожими на фарисеев, считая, что мы «внутри», а те, кто не может точно назвать день и час своего обращения, — «снаружи». Такой подход глубоко не по-христиански.
Если бы Иисус хотел, чтобы мы так сильно зацикливались на том, «рождён ли человек свыше» согласно нашим ошибочным определениям, думаю, Он упомянул бы это больше двух раз. Его главный акцент был на Царстве Божьем. Когда Иисус встречался с людьми и они исцелялись, их исцеление было не только физическим — оно было социальным, эмоциональным и личностным. В Иисусе Царство Божие уже было среди них. Нам действительно нужно родиться свыше, но это не имеет никакого смысла, если мы не идём по следам Сына Божьего: если мы не любим тех, кого никто не любит, не идём рядом с бедными, не принимаем странников, не посещаем заключённых и не протягиваем руку всем людям силой Святого Духа во имя Иисуса.
Я христианин, рождённый свыше? Безусловно — но в том смысле, который вкладывал в это Иисус, а не в том, как это обычно определяют евангелики. То, что я не могу указать конкретный день и час, ничего не значит. Важно то, что я стараюсь быть таким же открытым и включающим, каким был Иисус; что я каждый день отдаю Ему всю свою жизнь и стремлюсь следовать за Ним — идти туда, куда Он посылает, и быть там, где Он: с бедными, с отверженными, с теми, с кем никто не хочет иметь дела. Я хочу, чтобы этот мир стал лучше, и хочу сотрудничать с Богом, чтобы так и было — чтобы Царство Божие пришло на землю, как на небе.
Послание Иисуса Никодиму о рождении свыше было радикальным посланием включённости. Неважно, какой жизнью ты жил в прошлом. Неважно, миллионер ли ты из элитного района или уборщик в местной школе. В Царстве Божьем эти статусные различия ничего не значат. Нет разницы между человеком, который всю жизнь использовал и разрушал других, и тем, кто вырос в христианской семье и ни разу не выкурил сигарету. В Царстве Божьем нет любимчиков. Именно это Иисус и говорил Никодиму — и именно к такой жизни Он призывает и нас.