В декабре 2025 года на одной из книжных вечеринок я случайно разговорилась с девушкой. Сначала мы говорили о фильме «Дракула» Люка Бессона (как раз вышедшем в 2025 году), потом коснулись других вампирских историй и наконец добрались до классического романа Брэма Стокера.
А потом оказалось, что эта девушка — Екатерина Звонцова, автор, литературный наставник и редактор.
Для меня знакомство с автором всегда событие, и вы только представьте, как я была рада!
Екатерина так глубоко разбиралась в вампирских легендах, потому что при написании своего романа «Отравленные земли» она вдохновлялась историческими событиями, которые произошли в Румынии XVIII века.
Причём роман Стокера «Дракула» мы как раз тогда читали в книжном клубе PRO-книги и готовились к январскому обсуждению.
Я пригласила Екатерину поучаствовать в нашем обсуждении и очень заинтересовалась её романом.
Екатерина не только согласилась прийти, но и рассказала нам о своей книге и о том, какие параллели можно провести с классикой Стокера.
Важно, что в январе у книжного клуба PRO-книги был юбилей — первый год со дня основания. Встреча получилась по-настоящему праздничной и запоминающейся. Мы обсудили и «Дракулу», и «Отравленные земли», а все желающие ушли с автографами от Екатерины.
О том, как прошло обсуждение романа Стокера, читайте в статье: «Дракула» Брэма Стокера: вампир, который сошёл со страниц и покорил массовое сознание».
Ну а эту статью я хочу посвятить исключительно роману Екатерины Звонцовой «Отравленные земли».
Наука против суеверия
После того как я дочитала «Отравленные земли», могу точно сказать, что прекрасно провела время с этой книгой. История захватила меня с первых страниц, а к концу романа события стали ещё более увлекательными и держали в напряжении.
На дворе 1755 год. До сведения австрийской императрицы Марии Терезии стали доходить слухи о странных смертях, которые происходят в провинциальной деревушке в горах Моравии. Тамошний чиновник Густав Мишкольц куда-то исчез, местные кошки и собаки тоже, а часовня в центре деревни как будто истекает кровью. Люди напуганы и всё больше верят в суеверия, греша на вампиров и всякую нечисть. Императрица отправляет в Каменную Горку своего личного врача и советника Герарда ван Свитена, чтобы он во всём разобрался, навёл порядок и развеял пустые суеверия своих подданных.
Я всегда с огромным уважением отношусь к авторам, которые пишут в историческом сеттинге. Ведь это большая ответственность — собрать фактуру для книги, изучить важные исторические моменты и гармонично вплести их в сюжет. И я считаю, что Екатерина Звонцова с этим отлично справилась. В тексте много отсылок к историческим событиям, в том числе при упоминании Влада Цепеша. У меня было ощущение, что я читаю вампирскую классику с аутентичным бытом и окружением.
Повествование ведётся от имени Герарда ван Свитена через его личный дневник. Готической атмосферы добавляли и латинские слова в тексте, и слог автора. Если бы я не знала Екатерину Звонцову лично, то точно бы не поверила, что эту книгу написала молодая девушка, которая живёт в моё время.
Мой читательский интерес был подогрет ещё с пролога. Это запись в дневнике Герарда, сделанная уже после того, как он вернулся из Каменной Горки в Вену. По настроению от этой записи веяло грустью и осторожностью. Герард признался, что хранит свой дневник в ящике стола под замком, потому что особенно опасается, что кто-то прочтёт последние тринадцать записей.
Герард ван Свитен — политик и борец с суевериями, правая рука императрицы, большая значимая фигура. Наместник в Каменной Горке Густав Мишкольц — его прямой подчинённый, и кому как не Герарду ехать на место и разбираться в случившемся?
«Политика — Олимп, с которого простому врачу нет возврата, по крайней мере прежним. Если боги-олимпийцы нередко сходились со смертными, то политикам путь в сердца людей закрыт.»
По дороге в горы Моравии Герард в местной таверне познакомился с Арнольдом Вудфоллом — «свободным собирателем новостей». Но ван Свитен будет называть его на протяжении всего романа итальянским словом avvisatori, что в переводе означает «корреспондент». На мой взгляд, это самый яркий персонаж романа. Он добавлял всей истории нотку цинизма и чёрного юмора. Такой неотразимый обольститель, который не боится играть с жизнью. И иногда хотелось почаще видеть его в сюжете.
Арнольд не хотел, чтобы наш чиновник добрался до деревушки быстрее него, и решил подсыпать Герарду в вино щепотку «занзибарского пороха». Но даже несмотря на то, что его самочувствие стало ухудшаться, Герард принял решение ехать дальше. В итоге он впал в забытье и очнулся уже в комнате Бесика Рушкевича — местного священника.
В Каменной Горке всё неспокойно: люди сильно напуганы, но рассказывать ничего не хотят, боятся озвучивать свои суеверия. Тем не менее смерти происходят, из деревни исчезли домашние животные, последняя собака осталась у командующего гарнизоном — Брехта Вукасовича. В его же гарнизоне лежит практически при смерти молодой солдат со странными укусами на шее. До этого он со вторым солдатом дежурил на кладбище, потому что суеверные граждане принялись раскапывать могилы.
Городской чиновник ван Свитен, который верит в науку, а не в злые сказки, до последнего не допускает мысли, что столкнулся с вампирами.
Интересно было наблюдать за главным героем, который на шестом десятке осознал весь ужас происходящего и убедился, что люди в Каменной Горке суеверны не просто так. А раз они суеверны и напуганы, значит, опасны.
«Высокомерие — это грех юности и старости; как же хорош период от третьего до шестого десятка, когда оно притихает, потерявшись в золотой середине жизненного опыта.»
Для меня эта история не просто про борьбу добра со злом, но и про дружбу, и про то, что всегда найдутся люди, которые встанут на твою сторону. А ещё про то, что несправедливость делает людей очень злыми, завистливыми, ревнивыми и агрессивными. Всему есть причина, и часто людская боль, если её игнорировать, может перерасти в настоящее зло.
Отравленные земли: почему церковь истекает кровью
Так о чём же говорит название и почему земли — отравленные? Примерно в середине книги читатель найдёт ответ на этот вопрос.
«… даже если некоторые истории о бесчинствах того же Цепеша — домыслы его многочисленных врагов, как часто случается с августейшими персонами. Странная смерть или исчезновение его брата Раду Красивого домыслом не была; не были домыслом многие, пусть не все, смерти, случившиеся в тех владениях в то время: массовые пытки, казни, зачастую, правда, бессмысленные. Земля напиталась кровью…»
И действительно, земли Моравии многие века страдали от кровопролитных войн. Там проходили многочисленные битвы с османами, казни внутри самой страны, эпидемии, уносившие множество жизней. За столетия земля буквально пропиталась кровью. Поэтому и церковь в романе Звонцовой истекает кровью.
«— Не потому ли здесь даже церковь — такая?
Этот несчастный городок… Истекает кровью».
Отравленные земли должны успокоиться.
Если вы любите классические готические романы и вампирские истории, то «Отравленные земли» — прекрасный вариант скоротать парочку вечеров.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там ещё больше заметок про книги и не только!