Что мы знаем о постройке усадебного дома в Воробьеве и откуда
Если говорить совсем кратко, то обычно в публикациях указывают, что дом в усадьбе Воробьево Малоярославецкого уезда Калужской губернии доктор Сергей Федоров построил в подарок своей жене Евгении Коншиной. К свадьбе, которая состоялась в 1899 году.
Поэтому датой покупки имения и начала строительства называют 1897 и 1898 годы. Автором же проекта дома считают Гуннара Свенсона, шведского подданного и инженера. Откуда всё это известно? И как обстоят дела с документами? Давайте разберем.
Первая книга, посвященная истории усадьбы, вышла в Калуге в 1968 году и называлась «Санаторий Воробьево». Во всяком случае, ее авторы И. И. Гордеев и Е. Д. Глинков говорят так: «До настоящего издания не было описания этой здравницы».
В начале книги кратко изложена история строительства. Цитируется письмо, отправленное в 1897 году доктору Федорову от калужского присяжного поверенного К. П. Фалеева: «Милостивый государь Сергей Петрович! Имею сообщить Вам, что надлежащие бумаги на покупку Вами поместья близ сельца Воробьева, что в Мало-Ярославецком уезде, Детчинской волости, переданы мною Вашему управляющему господину Клявину Г. Б…».
«В этом же году новым владельцем Воробьева была начата постройка дома», – пишут авторы тут же. То есть первое, что мы узнаем о поместье, это дата приобретения земли – 1897 год. Второе – это имя строителя дома. Оно звучит тут же: «Для консультации строительства Федоров пригласил крупного инженера-строителя шведского подданного Свенсона, который и разработал проект дома. К началу 1898 года дом в стиле псевдонорманских замков был готов».
Увы, никаких отсылок к источникам информации авторы не дают. Цитируют ли они вышеупомянутое письмо с оригинала, по памяти или в чьем-то пересказе – неясно. Но кое-что становится понятным по ходу повествования. Оказывается, что один из авторов книги (к сожалению, не указывается, кто именно) одно время работал в совхозе «Песочное», образованном при советской власти в бывшей усадьбе Воробьево. А вместе с ним там же трудился бывший управляющий имением Федорова Грегор Бертович Клявин. А еще бывший кучер Федоровых И. Н. Февралев. Упоминают авторы и о том, что рассказы местных жителей о Федорове они подтверждали у его бывшего управляющего. Так что, думаю, мы вполне можем сделать вывод: основной объем информации, звучащей в этой, первой, книге, был получен от Грегора Клявина или подтвержден им.
Скорее всего, документы на постройку были хорошо известны именно управляющему. Хранились ли они у него и в советское время, мог ли он показать авторам книги какие-то исторические бумаги, планы? Или просто вспоминал и рассказывал о них. И назвал даты и имена по памяти? Сколько лет было Грегору Бертовичу, когда он беседовал с авторами? Хороша ли была его память? Обо всем этом мы можем только гадать. Ни одного документального подтверждения в книге нет.
Так или иначе, думаю, источником дат начала и окончания строительства: 1897 и 1898 годы, – и имени инженера Свенсона был именно управляющий Клявин.
Сомнение в том, насколько верно то, о чем он упоминает, возникает при чтении фрагмента о праздновании «Сергиева дня», именин Сергея Петровича, в усадьбе в 1913 году. Федоров, – пишут авторы, – «наклонился к жене: – Сонюшка, занимай гостей, я через час вернусь…»
Сонюшкой Сергей Петрович должен был назвать свою жену Евгению Николаевну. Домашние имена, действительно, бывают причудливы. Но не ошибка ли здесь памяти? И если это она, что еще могло быть сообщено неверно или неточно?
Продолжение воспоследует.