После того, как в России произошли три нападения школьников за неделю на учеников и учителей в школах Уфы, Кодинска и Красноярска не только на региональном и федеральном уровнях посыпались инициативы: как предотвратить подобные ЧП?
Разброс идей поражает воображение: например, в Красноярском крае предложили запретить продавать воспламеняющуюся жидкость тем, кому не исполнилось 18 лет. Многие высказываются за то, чтобы изучать аккаунты школьников в соцсетях и их сообщения в чатах. Но не совсем ясно, как и за счет каких ресурсов планируется это делать? Загруженные своей работой педагоги с дополнительным поручением вряд ли справятся.
Понятно, что по каждому случаю работают следователи и принимаются меры. Например, 6 февраля стало известно о заключении под стражу на два месяца восьмиклассницы, напавшей на одноклассников и педагогов в «Комплексе Покровский». 70-летнюю охранницу школы и ее коллегу отправили под домашний арест. Директора уволили. Будет дана оценка работе других сотрудников этого учебного заведения. Хочется верить, что все это предотвратит подобные ЧП в конкретной школе.
А в других? Не стоит забывать о том, что многие нападавшие - подростки, ставшие жертвами буллинга. От него, увы, пока никто не застрахован. Высказывается версия, что устроившая нападение на свою школу в Красноярске ученица подвергалась травле со стороны своих сверстников. С учениками этой школы после случившегося будут работать психолог и социальный педагог.
Своим мнением о том, как бороться с буллингом в школах, поделилась с корреспондентом «КП»-Красноярск практикующий психолог, руководитель психологического центра Красноярского государственного медицинского университета Виктория Мисько.
Тревожные сигналы
Как распознать ребенка, который может переступить черту? Специалист выделяет ряд признаков, которые нельзя игнорировать. Прямые и косвенные угрозы, даже сказанные «в шутку», – первый и самый важный сигнал. По словам психолога, дети могут делать отсылки к известным трагическим событиям, заявляя, что устроят «что-то подобное».
Особое внимание Мисько призывает обращать на цифровое пространство – соцсети стали новой сценой для немого крика:
- Репосты мрачных изображений, картинок со сценами насилия, смерти, мщения, тематические музыкальные плейлисты – все это может быть завуалированным посланием. Ребенок якобы снимает с себя ответственность, просто делясь чужим контентом, но его окружению часто бывает понятен истинный смысл.
- В некоторых случаях может проявляться интерес к деталям: изучение планов здания школы, увлечение оружием или взрывчатыми веществами.
Психолог подчеркивает – все это серьезные маркеры, требующие немедленного вмешательства.
Кто в зоне риска?
На вопрос о том, кто чаще становится жертвой буллинга, Виктория Мисько дает честный ответ:
- Потенциально – любой ребенок. Это история про искаженное восприятие агрессора, который, не умея справляться со своей внутренней «кипящей» злостью и страхом, ищет объект для выплеска. Им может оказаться просто тихий одноклассник, попавшийся на глаза.
Однако существуют и более уязвимые категории. Дети с заметными отличиями во внешности – ростом, весом, цветом волос, носящие очки или брекеты:
- Те, кто выделяется социально-экономическим статусом – как из бедных, так и из богатых семей. Ребята с особенностями развития. Все, что делает ребенка непохожим на условное большинство, может стать поводом для травли.
Стратегия безопасности: школа, семья и внутренний мир
Предотвращение трагедий – задача комплексная. Виктория Мисько настаивает, что нельзя возлагать вину за произошедшее только на школу или только на родителей. Ребенок существует в системе.
- Работа по предотвращению нападений должна вестись на всех уровнях, - вот как видит это специалист.
Школа как безопасная гавань.
Ключевая роль отводится созданию по-настоящему безопасной среды. Психолог приводит мощный тезис:
- Если человек был свидетелем насилия, но ничего не сделал, он является его участником. Это вопрос и к педагогам, которые иногда склонны закрывать глаза на «безобидные» подначивания, обесценивая проблему. Школьный психолог или соцработник должны быть не «бумагоотчетниками», а людьми, которым доверяют дети.
Эффективными инструментами могут стать регулярные анонимные опросы о климате в школе, ящики для анонимных обращений и криков о помощи, а также классные часы для обсуждения эмоций, конфликтов и способов их экологичного разрешения.
Семья – тыл, который должен быть надежным.
Основой всего психолог называет эмоциональную связь и доверие:
- Ребенок должен знать, что с любой проблемой он может прийти к родителям и его выслушают, не отмахнутся и не обвинят. что он сам виноват во всех своих проблемах. Вопрос «как дела?» должен подразумевать искренний интерес. Важно и знать онлайн-жизнь ребенка – не через тотальный шпионаж, а через проявление интереса к его играм, музыке, контенту, который он потребляет.
Резкая смена поведения, замкнутость, разговоры о бессмысленности жизни, следы самоповреждений – это не повод для скандала, а сигнал к доверительной беседе и, возможно, обращению к специалисту.
- Родители также несут ответственность за контроль доступа к опасным предметам в доме: то же оружие и ключи от сейфов с ним должны быть недоступными для подростков.
Внутренние опоры для самого ребенка.
Не менее важно работать напрямую с подростками, обучая их эмоциональному интеллекту: распознавать свою ярость, злость и находить конструктивные способы справиться с ними – через спорт, творчество, физическую активность.
- Развивать навыки решения конфликтов тоже нужно учить с детства: вести переговоры, искать компромиссы, просить о помощи. Знать, у кого ее можно получить в разных случаях. И, наконец, ребенку критически важно найти свой «якорь» – хобби, спорт, питомца, то, что дает смысл, положительные эмоции и «заземляет» в настоящем моменте, позволяет пережить сложные для него ситуации.
Крайне важно, по словам эксперта, развенчать миф о «стукачестве»:
- Нужно донести до детей, что раскрыть информацию взрослому о готовящемся нападении, опасных высказываниях в чатах – это не «наушничество», а гражданская смелость, действия для предотвращения беды.
Читайте также:
Напавшую на учеников «Комплекса Покровский» школьницу заключили под стражу
В Красноярске уволили директора школы, в которой ученица напала на детей
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru