Давно я обещал читателям посмотреть этот фильм, наконец, сподобился. Начало меня сразу смутило: «фильм Максима Воронкова». Совсем недавно мы с вами вспоминали этого режиссёра. Ведь это именно он снял покадровый ремейк «Кавказской пленницы» с Шаракоисом в главной роли, после которого, судя по всему, продюсеры начали от него шарахаться и не соглашаются работать с ним, даже если Максим согласен трудиться чисто за еду.
Выходит, умел когда-то человек снимать кино, однако решил разменять своё призвание на медяки.
Когда хор зэков запел «В Вологде-где-где-где», я тут же вспомнил, что смотрел этот фильм раньше, но совсем забыл подробности.
И как раз к этому хору у меня будет самая основная претензия. Максим, ответьте мне, пожалуйста, с какого члена ваши зэки наряжены в робу узников фашистских концлагерей? Это что, б-ь, по-вашему, смешно? Обозначено, что события фильма происходят в 1989 году. Когда я был школьником, я рисовал дурацкие комиксы про одноклассников, и, когда в них кто-то попадал в тюрьму, я тоже рисовал этому персонажу полосатую робу, потому что все свои представления о заключённых я черпал, в основном, из военных фильмов. Но, Максим, на момент съёмок фильма вы были уже довольно-таки взрослым дяденькой, поэтому не могли не знать и не понимать, что к чему. Это что, юмор у вас такой? Хотя – кого я спрашиваю, автора ремейка «Кавказской пленницы»!
Сюжет. Партийное руководство журит председателя колхоза «Красный бунтарь» (Николай Караченцов) за то, что культурной жизни в колхозе нет, и угрожает лишением премии. И тогда председатель принимает решение: своими силами снять фильм!
Но где взять режиссёра? И тут колхозники вспоминают, что их односельчанин Воронёнков (Андрей Федорцов) уже три раза пытался поступить в институт на режиссёра – чем не специалист?
Так, режиссёр найден (Воронёнков – оказывается, Максим Воронков не чужд самоиронии). Теперь нужен сценарист. И председатель вспоминает, что в прошлом году в колхоз приезжал писатель Лошадкин, и даже подарил ему свою книгу.
Лошадкин (Илья Олейников) на поверку оказывается жутким бухариком, но соглашается написать для колхозников бессмертный сценарий. И вот тут начинается весьма годная сатира. Лошадкин объясняет, что всё зависит от того, какие награды наши киношники планируют получить. Если они нацелились на Каннскую пальмовую ветвь, то в фильме необходимо будет показать очень крепкую мужскую дружбу между комбайнёром и трактористом. 2004-й год, прошу заметить. А все всё понимали уже тогда.
Также киноделы в ту пору понимали, что для того, чтобы привлечь для своего кинопроизводства иностранный капитал, нужно было снимать о России максимум грязи. Но почему-то Воронков об этом скромно умолчал, этого вопроса он своей сатирой не стал касаться. Как в том анекдоте: «Я что, дурак – рыбные места выдавать!»
Душевно проехался режиссёр (он же автор сценария) по блатным «фанерушкам», которых пропихивают в кино по знакомству, а также за скромное вознаграждение.
Ну, а когда начинаются съёмки, Воронков отрубает тормоза и включает весёлую дурку. Тут и цыгане, приглашённые на роль немцев, и настоящие боеприпасы, которыми цыгане утюжат деревню, и испуганный партаппаратчик, выбежавший встречать «немцев» хлебом-солью.
Кстати, сцена с партаппаратчиком весьма напоминает эпизод с капитаном Милягой из фильма про Чонкина. По-любому, Воронков вдохновлялся этим творением.
Конечно, хотелось бы побольше шуток и гэгов, особенно в боевых сценах, но – это я силён задним умом, посмотрел готовое произведение и говорю: а вот там можно было добавить то, а вот тут – другое. Возможно, Воронков считал, что шуток и так достаточно. Пока фильм полностью не готов – разве поймёшь? Шуток в фильме действительно много, причём, присутствуют и весьма удачные.
Когда в конце фильма деревня практически уничтожена, и колхозникам запрещают продолжать съёмки, фильм перестраивается на печально-драматическую волну.
Это право режиссёра, но мне, по ощущениям, этого совсем не хотелось, а хотелось продолжения «дурки». И, когда в самом конце герои фильма стоят в смокингах и с «Оскаром», у меня прямо от сердца отлегло – да, вот оно, то, что надо!
Кто-то может учуять в фильме антисоветский душок. Ну, не знаю: в нём пинают партийных чиновников образца 1989 года, на которых лежит ответственность за развал СССР, поэтому мне их отчего-то не жаль.
Николай Караченцов в этом фильме внешне очень напоминает одного современного иноагента, который нынче моет грязные тарелки за французами на кухне в Париже, ну, или занимается чем-то подобным, мне это совсем не интересно. Я просто отметил забавное сходство.
Обратил внимание, что сначала в фильме был «немецкий танк», переделанный из Т-72, а потом вместо него каталось какое-то фанерное недоразумение. По-моему, я слышал историю, что при съёмках фильма мостик не выдержал и обрушился прямо под танком. Возможно, после этого военные осерчали и забрали у киношников дорогую игрушку.
А фильм довольно весёлый, несмотря на странные лагерные робы. Стоит посмотреть.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Колхоз интертейнмент» (2004).