С начала года биржевая цена АИ-92 выросла на 7,3%. Эксперты связывают это с изменением ставки НДС, отменой запрета на экспорт и снижением выплат нефтяным компаниям. По мнению собеседников «Известий», риск дальнейшего подорожания сохраняется на фоне снижения стимулов у производителей при отрицательном или нулевом демпфере. Вместе с тем рост цен может быть сдержан усиленным контролем со стороны ФАС, которая в последнее время активизировала надзор за нефтяными компаниями. О перспективах топливного рынка — в материале «Известий».
Как изменился топливный рынок с начала года
С начала года стоимость моторного топлива растет как в рознице, так и в опте. По данным Петербургской биржи, цены на АИ-92 увеличились на 7,3%, с 54,03 тыс. рублей за 1 т 30 декабря 2025 года до 57,98 тыс. за тот же объем на 6 февраля 2026-го. АИ-95 подорожал на 1,7%, с 58,72 тыс. рублей до 59,73 тыс. за 1 т. По словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт», такая разница связана в том числе с тем, что 92-й бензин пользуется большим спросом, чем 95-й.
Средняя по стране цена этого топлива за 2025-й выросла на 10,2%, АИ-92 подорожал на 10,64%, АИ-95 — на 10,03%, дизтопливо — на 7,07%. И это несмотря на декабрьское заявление вице-премьера Александра Новака, что по итогам прошлого года инфляция в России составит 6%.
Стоимость автобензина на АЗС в России, по данным Росстата, продолжает расти. С 27 января по 2 февраля она в среднем увеличилась на 0,11%. На предыдущей неделе рост составил 0,01%, а неделей ранее — 0,12%.
С начала года бензин поднялся в цене на 1,42%. Общий уровень инфляции за указанный период достиг 2,11%.
Средний ценник на это топливо в стране к концу отчетного периода составил 65,65 рубля за литр, увеличившись на 0,18 рубля. Так, 92-й теперь можно купить в среднем по 62,1 рубля, 95-й — по 67,55.
Александр Новак 3 февраля назвал ситуацию на топливном рынке стабильной. По его словам, на внутреннем рынке сформировались «излишки бензина».
В Минэнерго «Известиям» заявили, что «благоприятная ценовая конъюнктура в оптовых сегментах при одновременном насыщении региональных рынков и реализации мер правительства обеспечила стабилизацию цен в независимых сетях АЗС и улучшение конкурентной среды на рынке топлива».
Там напомнили, что 31 января правительство продлило на шесть месяцев временный запрет на экспорт бензина и дизеля для непроизводителей, чтобы исключить риск спекулятивного роста цен на внутреннем рынке.
— Ограничение экспорта не распространяется на непосредственных производителей нефтепродуктов, что позволяет обеспечить равномерную загрузку производственных мощностей нефтяных компаний, в том числе в период низкого спроса. Принятое решение направлено на поддержание стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке. В настоящее время в России достаточно запасов топлива, в том числе зимнего и арктического дизельного, перебоев с обеспечением регионов не зафиксировано, — пояснили в пресс-службе.
Также в ведомстве подчеркнули, что Минэнерго в ежедневном режиме взаимодействует с регионами и ведет планомерную работу по обеспечению стабильных поставок светлых нефтепродуктов потребителям. С учетом складывающегося баланса спроса и предложения будут приниматься необходимые регуляторные меры, добавили там.
Тем не менее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала внеплановые проверки участников топливного рынка, заподозрив компании в картельном сговоре, который мог привести к росту биржевых цен на нефтепродукты. Об этом ведомство сообщило в своем Telegram-канале.
В ФАС «Известиям» заявили, что служба проводит внеплановые проверки участников топливного рынка. Их срок составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, но он может быть продлен на два месяца.
— Служба изучает все фактические обстоятельства. В связи с этим ФАС не дает комментарии о ходе проверки до момента принятия процессуального решения, — отметили в ведомстве.
«Известия» направили запросы во все крупные нефтегазовые компании.
Почему растут цены на топливо
Среди причин повышения стоимости бензина эксперты называют изменение ставки НДС, отмену запрета на экспорт и снижение выплат нефтяникам.
По словам управляющего партнера компании «ВМТ Консалт» Екатерины Косаревой, с конца декабря к новогодним праздникам нефтяники подняли на заправках цены сразу на один рубль, чтобы отыграть повышение НДС. Кроме того, в настоящее время нефтяники обеспокоены снижением демпферных выплат, отметила она.
Как писали «Известия», компании попросили правительство внести изменения в формулу расчета демпфера. По их мнению, увеличение дисконта на российскую нефть может привести к отрицательным выплатам. По итогам декабря нефтяники получили 16,9 млрд рублей. Месяцем ранее объем перечислений был выше: в декабре сумма выплат за ноябрь достигла 57,8 млрд рублей.
По словам генерального директора Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора Тамары Сафоновой, в декабре демпфирующая компонента вышла в отрицательную зону, что было связано с ростом скидки на нефть Urals, а экспортная альтернатива оказалась ниже установленной оптовой цены реализации на внутреннем рынке.
— То есть торговля на внутреннем рынке оказалась выгоднее, а у государства исходя из формул расчета не было обязательств по выплате разницы между экспортной и внутренней ценой, — отметила эксперт.
При этом, по ее словам, по итогам декабря нефтяники получили отчисления из бюджета в связи с перерасчетом демпфера по бензину за сентябрь 2025 года, для выплат по которому осенью вносились изменения в Налоговый кодекс.
По словам источника «Известий» в отрасли, пока решение по изменению демпферного механизма не принято.
Кроме того, как напомнила Екатерина Косарева, в конце января правительство досрочно сняло запрет на экспорт бензина для производителей.
Как отмечал вице-премьер Александр Новак, если бы решение о возобновлении экспорта топлива с 1 февраля не было принято, России пришлось бы сокращать объемы нефтепереработки.
— Стабилизировалась ситуация с балансом спроса и предложения. Более того, у нас появились излишки. Если ранее мы закрывали рынок для того, чтобы обеспечить насыщение внутреннего рынка, то сегодня, если мы не откроем рынки для продукции основных производителей, не перекупщиков, это может привести к затовариванию и необходимости уменьшать объемы нефтепереработки, — отмечал вице-премьер.
Тем не менее, по словам Екатерины Косаревой, на фоне новостей о снятии запрета, участники рынка хеджировали риски дефицита топлива в связи в возможными атаками на нефтеперерабатывающую структуру страны.
Чего ждать от рынка дальше
Риск дальнейшего роста биржевых цен сохраняется: при отрицательном или нулевом демпфере у компаний и рынка в целом снижается мотивация удерживать опт, и напряжение быстро проявляется на бирже — особенно на фоне ремонтов НПЗ и сезонного оживления спроса, считает управляющий партнер компании Kasatkin Consulting Дмитрий Касаткин.
— Но «разгон» будет ограничен: ФАС уже усилила контроль и проверками дает сигнал, что резкие движения и возможные скоординированные действия будут жестко пресекаться. Поэтому возможен ограниченный рост и волатильность оптовых цен, — отметил эксперт.
Доцент Финансового университета при правительстве Валерий Андрианов подчеркнул, что цены на топливо на внутреннем рынке и его локальный дефицит — это системная проблема, которая уже даже не зависит от отдельных компаний или от действий ФАС.
— Нехватка бензина возникает и из-за повышенного спроса на него, особенно в весенне-летний сезон, и из-за трудностей с логистикой, и из-за действия внеэкономических факторов, таких как атаки на отечественные НПЗ. При наличии такой палитры факторов подозревать еще и сговор ВИНК (крупные нефтяные компании) было бы явно излишне, — отметил он.
По его словам, синхронность роста цен — это следствие общей ситуации на рынке, а не каких-то договоренностей. И, в конце концов, подорожание ведет к снижению и даже обнулению демпфера, что явно не в интересах ВИНК.
Поэтому, по его мнению, цены на топливо в опте и рознице к весне-лету, конечно, будут расти. С коллегой согласен и Дмитрий Касаткин.
— К весне оптовый рынок, скорее всего, останется в зоне повышенной нервозности: при совпадении ремонтов и роста спроса возможны локальные пики и дальнейший медленный рост котировок, — отметил он.
Что же касается изменения демпферного механизма, то эксперт не ждет «быстрых радикальных изменений формулы». По его мнению, вероятнее набор точечных мер — усиление биржевой дисциплины и контроля, настройка обязательных объемов или ограничений, и только при необходимости более тонкая корректировка параметров, чтобы не допустить системного перекоса, без рисков для бюджета.
Валерий Андрианов считает, что демпфер — это «пожарная мера, которая позволяет сохранять рентабельность нефтепереработки, не превращать ее в тотально убыточную для компаний».
— Как следствие, неправильная настройка демпфера, его недостаточный размер, может привести к сокращению производства топлива. Ведь в нынешних условиях, на фоне сокращения доходов нефтяников от экспорта нефти из-за санкций и роста дисконта, у них значительно сокращаются возможности «спонсировать» потенциально убыточную переработку, — отметил он.
В ближайшее время не стоит ждать снижения темпов роста стоимости топлива, считает и Екатерина Косарева. В то же время, по ее мнению, власти вряд ли пойдут на изменение формулы демпфера, однако им придется найти компромисс в диалоге с нефтяниками, например ввести мораторий на выплаты в бюджет для нефтяных компаний.