Найти в Дзене
ТАСС

Светлана Журова: почему бы не устроить совместную российско-финскую Олимпиаду-2040?

Олимпийская чемпионка Игр-2006, прославленная конькобежка, заслуженный мастер спорта России, депутат Госдумы рассказала ТАСС об ожиданиях от предстоящих Игр-2026 и вспомнила, как предлагала сыграть в гольф Дональду Трампу — Уважаемая Светлана Сергеевна, часто цитируемый девиз олимпийского движения, придуманный в 1894 году Пьером де Кубертеном, до 2021 года гласил: "Быстрее, выше, сильнее". Пять лет назад Международный олимпийский комитет (МОК) дописал в него слово — "вместе". Но это добавление стало забываться: мир спорта уже давно "не вместе". Так что же, грядет закат олимпизма или просто так иногда кажется? — Вы знаете, уверена: нам просто порой так кажется. Западные страны зачастую излишне самоуверенны в своих устремлениях, а МОК идет на поводу и не видит в этом ничего плохого, ставя, на самом деле, под сомнение идеалы олимпизма. Международным чиновникам от спорта необходимо сделать определенные выводы, потому что, [действуя] в угоду новомодным течениям, [проводя], например, кампани
   Светлана Журова  Сергей Фадеичев/ТАСС
Светлана Журова Сергей Фадеичев/ТАСС

Олимпийская чемпионка Игр-2006, прославленная конькобежка, заслуженный мастер спорта России, депутат Госдумы рассказала ТАСС об ожиданиях от предстоящих Игр-2026 и вспомнила, как предлагала сыграть в гольф Дональду Трампу

— Уважаемая Светлана Сергеевна, часто цитируемый девиз олимпийского движения, придуманный в 1894 году Пьером де Кубертеном, до 2021 года гласил: "Быстрее, выше, сильнее". Пять лет назад Международный олимпийский комитет (МОК) дописал в него слово — "вместе". Но это добавление стало забываться: мир спорта уже давно "не вместе". Так что же, грядет закат олимпизма или просто так иногда кажется?

— Вы знаете, уверена: нам просто порой так кажется. Западные страны зачастую излишне самоуверенны в своих устремлениях, а МОК идет на поводу и не видит в этом ничего плохого, ставя, на самом деле, под сомнение идеалы олимпизма. Международным чиновникам от спорта необходимо сделать определенные выводы, потому что, [действуя] в угоду новомодным течениям, [проводя], например, кампании за права трансгендеров (движение ЛГБТ в РФ признано экстремистским и запрещено — прим. ТАСС), они постоянно попадают в сложные и неприятные истории. И что особенно досадно: эта чехарда почти всегда ставит в унизительное положение спортсменов. Так наверняка будет и с упомянутыми трансгендерами: им вроде бы дали шанс соревноваться, а теперь начинают его забирать, понятно почему. Ну что вы издеваетесь-то над людьми?

Но главная опасность — это безудержная политизация спорта. Кстати, основатель олимпийского движения барон де Кубертен сам в какой-то момент поддался этой тенденции, но сделал правильные выводы, что надо уйти от политики бойкотов, от давления правительств на олимпийское движение. Но сейчас этот ящик Пандоры уже открыт, к сожалению. Теперь Запад активно нападает на тех, кто говорит: "Слушайте, ну хватит уже, давайте Россию на соревнования возвращать". И Украина, естественно, открыто оскорбляет тех, кто так искренне и справедливо полагает.

— Другая неоднозначная ипостась современного спорта — безудержная коммерциализация: спорт и Олимпиаду в том числе превратили в бизнес. Как вам кажется, есть ли, так сказать, бизнес-составляющая в том, что ведущих российских спортсменов не хотят видеть на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпиады?

— Убеждена, что тут все как раз наоборот. Ведь именно самые богатые виды спорта и федерации — возьмем Национальную хоккейную лигу, теннис, гольф — никаких запретов для спортсменов из России не провозглашают! Потому что там, где крутятся большие деньги, все перевешивает желание показать лучших из лучших и заработать на этом. Иными словами, там, где бал правит стопроцентная коммерция, все решает бизнесмен, как правило, свободный от политических предрассудков.

— Бросая взгляд в прошлое, нельзя не припомнить кампанию по бойкоту московской Олимпиады 1980 года, да и "допинговый скандал", раздутый Западом десятилетие назад. Возможно ли выработать некий механизм, чтобы противостоять такого рода международным кампаниям?

— Это дело важное, но очень непростое. Вот вы вспомнили 80-е годы, когда у нас ведь были достаточно верные союзники — соцстраны. Да и сама страна была побольше… Убеждена: тогда такой механизм существовал и работал, иначе Москва-80 не состоялась бы вовсе. А с устроителями скандала с информаторами WADA Степановыми перед Олимпиадой-2014 в Сочи нам пришлось иметь дело почти в одиночку, да еще на фоне обострения ситуации вокруг Украины. И тем не менее: Олимпиаду в Сочи нашим недругам сорвать не удалось, хоть и на ней им чудились массовые случаи употребления нашими спортсменами допинга.

Сейчас снова появляется надежда — она связана, например, с перспективой налаживания отношений с Соединенными Штатами Америки. Ведь не случайно на самой ранней стадии диалога президентов Владимира Владимировича Путина и Дональда Трампа прозвучала идея устроить хоккейный матч сборных двух стран наподобие Суперсерии 1972 года, вызвавшая восторг в спортивных кругах.

То есть спорт как таковой на фоне нормального межгосударственного диалога может и должен стать гуманитарной связующей, которая так или иначе способна объединять страны и народы и делать невозможными злонамеренные политические кампании, вовлекающие, к сожалению, в свои орбиты спортсменов разных стран.

— В такой хоккейный суперматч в наших реалиях что-то не очень верится… А что еще можно было бы инициировать для подтверждения этой связующей роли спорта прямо сейчас?

— Есть у меня одна красивая идея. Как-то пару недель назад меня спросили про взаимоотношения России и Финляндии, которые сейчас в ужасном, критическом состоянии. А ведь мы долгие десятилетия были добрыми соседями, никаких значимых претензий друг к другу у нас не было — по крайней мере, их точно было меньше, чем с Украиной. И я считаю, что в двусторонних отношениях со страной Суоми может восторжествовать историческая справедливость.

— Каким образом?

— Дело в том, что запланированная на 1940 год Олимпиада первоначально должна была пройти в Токио, но была перенесена в Хельсинки, чему помешала, как мы помним, советско-финская, а затем и Вторая мировая война. Но финны успели провести немалую работу по подготовке олимпийцев, построили стадионы. Некоторые из этих объектов, в частности в Выборге и Светлогорске, после окончания Великой Отечественной войны оказались на территории Советского Союза. И у меня родилась идея: если мы хотим помириться с финнами, почему бы нам не восстановить спортивную справедливость ровно через 100 лет и не предложить подать совместную заявку на проведение Олимпиады 2040 года в Санкт-Петербурге и Хельсинки? Ведь сама финская столица, ставшая-таки олимпийской в 1952 году, с этим проектом сейчас едва ли справится, а вместе с нашей северной — вполне! Такой вот примирительный шаг можно предложить МОК, который уже понимает: в дальнейшем отдельным, особенно небольшим странам поднять подготовку и проведение Олимпиады в одиночку будет в основном не под силу.

— Loistava ajatus — "отличная идея" — как наверняка сказали бы многие финны!

— Да, и ее воспроизвели несколько недель назад многие европейские СМИ. Ведь у нее много измерений: она и гуманитарная, и исторически обоснованная, она "про людей". Если два соседа поругались, как сделать первый шаг? Если дело дойдет до подготовки совместной Олимпиады, она вернет нас как минимум к нормальному добрососедству.

— А пока приходится действовать в непростой и местами унизительной ситуации, навязанной нам МОК и международными федерациями. А они в конечном счете допустили до соревнований на зимней Олимпиаде 2026 года только 13 российских спортсменов в нейтральном статусе. Наши представители не только будут лишены возможности выступать под национальным флагом, но и не смогут выйти на парад церемонии открытия Олимпийских игр. Есть ли, по-вашему, вообще смысл выступать на Играх в таких условиях?

— Знаете, чисто с точки зрения патриотической — как кажется на первый взгляд, нет. Но я рассматриваю ситуацию с другой стороны: ведь они же так хотели, чтобы нас в Милане и Кортина-д'Ампеццо не было вообще! Они по максимуму все предприняли, чтобы от России ни одного спортсмена в Италии не было, и Украина аплодировала бы данному решению стоя. Но, как видим, наши злонамеренные "партнеры" этого просто не смогли сделать.

Поэтому я считаю, что даже то количество молодых ребят, которые выступят в Италии, — это возможность, невзирая на все препоны, сказать: "Мы здесь". И не надо нас вычеркивать из списка участников через ваши хорошо знакомые двойные стандарты, дорогие коллеги. И вообще: через полтора месяца грянет уже Паралимпиада, на которой будет и наш флаг, и наш гимн. А можно узнать, что такого значительного произойдет за эти полтора месяца, что так меняет ваш подход? Ответа наверняка не последует.

— Вопрос в том числе личного свойства. Вашего сына Ярослава, профессионального конькобежца, даже не внесли в списки для получения этого нейтрального статуса, чтобы участвовать в олимпийском отборе. Не обидно?

— Да, Ярославу во многом не везет. Сначала он в полной мере попал под ограничения, связанные с пандемией COVID-19. Но ничего не поделаешь, спортивную судьбу не выбирают. У меня же в этой связи есть важное замечание для всех наших спортивных федераций: обратите внимание на это волевое поколение. Потому что ребята, заметьте, в большинстве своем остались на родине, они все стараются, пусть и не имели возможности блеснуть на юниорском уровне. Эту "молодежку" сейчас никак нельзя бросить, поскольку она цементирует собой связь времен, важную преемственность между поколениями, в том числе и в конькобежном спорте.

— Возвращаясь к моему вопросу, процитирую ваше очень откровенное высказывание. Вас спросили, поехали бы вы на Олимпиаду под нейтральным флагом, будучи действующей спортсменкой. И вы признались, что нет. Но это относится только к периоду завершения карьеры в большом спорте. Не изменили своего мнения?

— Именно так. Нет, не изменила.

— Каковы критерии, которые взвешивают спортсмены активного возраста при решении о том, приемлем ли для них нейтральный статус? Мы же знаем, что не менее 38 россиян будут выступать в Италии за 19 зарубежных команд, пятеро из них даже станут знаменосцами…

— Вы правильно проложили мостик на тему о смене спортивного гражданства. Скажу прямо — я не спешу этих ребят осуждать. Ведь эти спортсмены, если мы не проявим должного понимания, будем почитать их чуть ли не за предателей, будут переходить под другие знамена в разных видах спорта, сознавая, что дома они не нужны. Ведь речь идет об амбициозных мальчишках и девчонках, которым принять такое решение было наверняка непросто. Именно поэтому мы, Россия, должны акцентировать внимание на этой талантливой молодежи и сделать все, чтобы она могла расти в спорте и как можно скорее выступать на международной арене под нашим триколором.

Мы не можем себе позволить потерять по вине архитекторов западных кампаний целое поколение, чтобы потом с нуля начать восстановление славного своими традициями российского спорта. А для этого наша федерация, например, должна настоятельно требовать от Международной федерации конькобежного спорта вернуть наши "стартовые настройки"? Что это означает? А то, что когда вы принялись нас "отстранять", мы завоевали право заявлять на чемпионат мира четырех спортсменов. Это такая программа-максимум.

— Светлана Сергеевна, можно ли сказать, что и сейчас, несмотря на все трудности, наша школа конькобежного спорта — среди ведущих в мире? Результаты наших мастеров на уровне мировых?

— На этот вопрос ответить объективно непросто. Хотя бы потому, что просто сравнить результаты недостаточно, поскольку когда одни соревнования проходят в Коломне, а другие — в Солт-Лейк-Сити, порядок результатов разный. Это факт: если ты не тренируешься на таких катках, как Калгари, ты не получаешь должного суперскоростного навыка. Так что прямые сравнения результатов осложнены. И потому вдвойне молодцы наши Ксения Коржова и Анастасия Семенова, которые выступят в Италии.

Не предвосхищая события, скажу, что, конечно, 16–20-е места — это не то, что мы хотели бы видеть. Но, заметьте, на Олимпиаду не пустили никого из наших спринтеров — того же Павла Кулижникова, многократного чемпиона мира, успешно конкурировавшего с мировыми лидерами. Среди недопущенных — и Руслан Мурашов, да и Ярослав, о котором мы уже говорили, — они тоже вполне могли конкурировать с мировыми лидерами. Или Дарья Качанова, показывавшая потрясающие результаты, которые мы можем сравнить с результатами мировых звезд. Не допустили же — и с понятным умыслом.

— Да, талантов у нас немало — и по причине бурного развития массового спорта, в том числе конькобежного. В 1980 году в день открытия московской Олимпиады газета "Советский спорт" писала, что СССР — это страна с 164-миллионным населением, которое отличает спортивный склад ума.

— Я бы сказала, футбольного склада ума!

— Конечно, наряду с хоккеем — это наше все. Но вот наш президент поставил задачу, чтобы к 2030 году в активные занятия спортом было вовлечено 70% наших сограждан, то есть порядка 93 млн человек. Скажите, пожалуйста, как официальный посол ГТО — в нынешней ситуации это выполнимая задача?

— Нельзя не признать, что в целом даже за последние годы в области массовой физкультуры и спорта есть серьезные улучшения. С радостью наблюдаю, что люди начали относиться к спорту с интересом и глубоким осознанием пользы таких занятий. Все больше наших сограждан — и детей, и взрослых — говорят себе и окружающим: "Да, я хочу быть спортивным, здоровым и буду над этим работать". Мы видим, что все больше организуется различных массовых состязаний: сейчас зима, и все больше народу становится на лыжи.

Статистика — вещь неоднозначная, как мы знаем, но слова нашего президента наверняка точный ориентир, который к тому же совершенно бесспорен по содержанию. Весом тут и вклад организации сдачи норм ГТО, которые охватывают самые разные возрасты — от детсадовского до пенсионного. Так что старые слова о спортивном складе ума — это уже точно про большинство из нас, граждан России.

— Пожалуй, статистика действительно порой обманчива. Вот мне в 1977 году довелось участвовать в команде МГУ им. М.В. Ломоносова ни больше ни меньше чем в лыжном пробеге Москва — Гавана, приуроченном к состоявшемуся в 1978 году на Острове свободы Фестивалю молодежи и студентов. Кто-то посчитал, что если 3 тыс. московских студентов осилят по морозцу по 3 км на лыжах — это в сумме даст расстояние до кубинской столицы. Помнится, такие "мероприятия" вызывали уже тогда неодобрительный ропот…

— …и зря! Я, например с удовольствием вспоминаю свой первый старт на массовых соревнованиях — в Ленинградской области мы бежали дистанцию одновременно со сверстниками из Финляндии, выходившими на аналогичную по длине трассу. Эту акцию в рамках побратимских отношений помню до сих пор! Вот почему, кстати, я и уверена, что через спорт связи между народами и странами можно и должно крепить и восстанавливать.

— Скажите, пожалуйста: ведь ваша работа сейчас не ограничивается деятельностью в комитете Государственной думы по международным делам? Вы же не забываете спорт?

— Конечно, не забываю. Вот в конце февраля этого года состоятся соревнования по конькобежному спорту на мои призы, они в 11-й раз будут проходить в Санкт-Петербурге. На них мы собираем 350 детей в возрасте от 9 до 13 лет. Очень люблю эти соревнования, знаю, что на них выросло немало настоящих спортивных талантов, да и детям они по душе.

Активно участвую в конкретизации и реализации государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", которая направлена на вовлечение детей и молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, утвержденной российским правительством в 2021 году. Участвую в разработке методических и организационных основ ее воплощения в жизнь. Хочу способствовать тому, чтобы увести детей от гаджетов и игромании, чтобы открывать для них спорт и физическую активность. Ведь живые эмоции, которые получают занимающиеся спортом, не заменишь никакими электронными планшетами.

— А сами спортом занимаетесь, время удается выкроить?

— Конечно. Достаточно любительски, но уже неплохо играю в хоккей. Кроме коньков участвую в соревнованиях по гольфу, я же почетный президент Федерации гольфа России. На лыжах, конечно, тоже катаюсь.

— Скажите, пожалуйста, не посещала ли вас мысль сразиться с самым известным в настоящее время в мире гольфистом по имени Дональд Трамп?

— Угадали, я его через соцсети приглашала на матч в свое время, когда он в первый раз стал президентом США. Прямо так и предложила: "Перековать пушки на клюшки". Имелось в виду, конечно: "Давайте прекратим все распри и вместе займемся спортом". Но матч пока не состоялся. Трамп не ответил, но, может быть, когда-нибудь этот замысел и реализуется.

— Будем надеяться, что и этот суперматч станет однажды достоянием общественности! Светлана Сергеевна, последний вопрос, и снова об Олимпиаде, ставшей поводом для нашей обстоятельной беседы: будете смотреть трансляции с Игр?

— Коньки смотреть буду точно, потому что есть наши. На самом деле, буду смотреть все, где есть наши. Им сейчас как никогда нужна поддержка — поверьте, даже через экран. И если нам запрещают расправлять флаги на трибунах, так давайте сядем с ними у телевизора и будем болеть за наших ребят.