Аксиома: когда глаз натыкается в доме на вопиющий беспорядок, все мы действуем плюс-минус одинаково. Пытаемся что-то сделать, прибрать, разобрать, убрать, обеспечить таким образом порядок. Если бардак в доме имеет системный характер, идем еще дальше. Смотрим обучающие ролики, читаем умные статьи, покупаем контейнеры, шкафы и комоды.
Кажется, всё получилось. Сверкает чистотой, расставлено по местам. Победа? Откроем неприятную правду: скорее всего, это имитация победы, некое самоуспокоение. Бесполезно и бессмысленно говорить о порядке, когда вещей в доме явный переизбыток. Да, их можно сложить, прибрать, спрятать – но эти полумеры дадут лишь временный эффект. На неделю. Хорошо – на месяц. Но вещи неизбежно полезут на глаза из мест, куда вы их затолкали. Когда происходит что-то подобное, спешим обвинить себя или кого-то из домашних. Мол, не уберегли, не сохранили с таким трудом наведенный порядок. Неряхи, разгильдяи! Но подлинная причина заключается в другом – мы в упор не замечаем, что заросли в вещах, всяких и разных. Их накопился явный переизбыток, отсюда и идут все беды.
Да, существует много привлекательных, в первом приближении, решений. Вместительные короба, тумбы, комоды, контейнеры. Мы с вами добросовестно набиваем их под завязку – и совершенно не задумываемся о том, зачем нам столько вещей, зачем всё это в свое время накупили, с какой целью хранится «добро». Более того, держимся за него до последнего. Расхламление? Нет, не слышали. Если и слышали, это явно не про нас.
У Джошуа Беккера есть хорошая фраза: «Мы называем организацией любые наши попытки, подменяющие настоящее избавление от хлама». Организация – это следствие тех самых прочитанных статей и отсмотренных роликов. Есть какое-то движение, но нет практического результата. Как бег на месте: суета есть, прогресса – нет.
Авторы пишут очень и очень складно. «Организуйтесь, раскладывайте свои вещи по местам, ищите, создавайте площадки для хранения». Хорошо – найдете решения, разложите, уберете. Кажется, всё сделано правильно. Однако ни одна, даже самая безупречная система не будет работать, когда она слишком сложна (или состоит из множества элементов). Сложную систему надо постоянно обслуживать, скрупулезно настраивать, тратить силы и энергию. Жизнь редко стоит на месте настолько долго, чтобы ваши системы выстояли.
Личный минимализм, которому мы с вами симпатизируем, ставит вопрос несколько по-иному. Вопрос «куда положить» подменяется гораздо более радикальным вопросом «зачем мне вообще это нужно». Долгосрочные изменения в вашем пространстве начнутся именно с момента, когда вы станете мыслить критически.
Небезызвестная Мари Кондо, автор многих книг, посвященных расхламлению, советует хранить только то, что доставляет радость. Можно долго искать изъяны в этой позиции, но здесь, несмотря на кажущуюся мягкость, прослеживаются радикальные нотки. Ваше жилое пространство должно поддерживать жизнь, а не усложнять ее. Если вещи больше не нужны, то никакая идеальная организация не восстановит их ценность. Это и есть имитация или кратковременная отсрочка.
Беспорядок утомляет вовсе не потому, что захламляет пространство. Подлинная причина заключается в том, что беспорядок есть своеобразный символ наших незавершенных мыслей и действий. Каждая лишняя вещица – это отложенный выбор. Горы вещей и вещиц истощают и выматывают – мы с вами лишаемся способности нормально мыслить и существовать.
Данный тезис подтверждают научные исследования. Даже если мы «присмотрелись» к беспорядку, не обращаем на него внимания, всё равно неосознанно возвращаемся к нему до нескольких раз на дню. «Надо что-то делать, надо…» Иногда беремся за дело, перекладываем какие-то вещи, называем это организацией. Приходит какое-то временное облегчение, но сама проблема никуда не девается. Душой мы понимаем, что пытались кого-то обмануть – прежде всего самих себя. Именно поэтому попытки что-то «организовать» почти всегда вызывают горькое послевкусие. Ударили по хвостам, устранили симптом, но не причину.
Чрезмерная организация всего и вся имеет и свою эмоциональную цену. Все полки заставлены, ящики забиты. Всё – свободного места в доме больше нет. Нет места для перемен. Нет места для развития. Дом превратился в витрину торгового центра или музей. Хорошее напоминание о том, кем мы когда-то были. И вовсе не о том, кем становимся сейчас.
Вывод прослеживается один: не бить по хвостам. Есть проблема – есть решение проблемы. Организация и экстренное наведение порядка помогут, но на время. Только минимизация количества вещей! Читайте – решительное расхламление. Именно так, а не иначе. Гораздо проще перебрать вещи в шкафу, разложить их по стопкам, но при этом аккуратно обойти вопрос – действительно ли нужна добрая половина того, что только что перебрали. Расхламление, в свою очередь, подразумевает напор и смелость. Надо быть, а не казаться. Надо, наконец, принимать давно назревшие решения.
Минимализм – это не добровольная бедность. И даже не стремление к некоему совершенству. Минимализм – про гармонию. Про владение вещами, которые помогают жить той жизнью, который вы хотите жить. Сведите к минимуму количество своих вещей – и тут же увидите, что «организовывать» и наводить порядок стало проще. Скажем больше – зачастую и вовсе не нужно убиваться по уборке. Чем меньше вещей, тем меньше решений. Проще и надежнее ваша система. Минимализм всегда исходит из того, что корень бед не в дефектах организации, а в избыточности.
Не хотим совсем уж «хоронить» организацию. Она полезна – но строго после того, как вы определились со своими реальными приоритетами. Организация как некий финальный этап – и никак не план спасения. Подумайте же, друзья, над тем, какие вещи оставить в своей жизни, а какие – спокойно отпустить. Ваша конечная цель – жизнь, в которой больше пространства для свободы.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!