Найти в Дзене

Наиля Церих: «Нельзя быть по жизни флюгером»

Свой юбилей сегодня отмечает заведующая лабораторией неорганической химии ОмГУ Наиля Церих. Ее работа напоминает труд создателя декораций в театре: этот человек редко выходит на сцену, но на нем буквально держится все представление. За четверть века служения университету Наиля Михайловна прошла путь от учебного мастера до того самого звена коллектива, без которого, как говорят коллеги, «точно никак». В преддверии дня рождения она поделилась с нами своей историей, в которой переплелись театр, «перевоспитание» военных, любовь к людям и вера в то, что любое дело строится на уважении и принятии. – Расскажите, пожалуйста, немного о вашем детстве и юношестве. Когда и что именно привело вас в Омск и в ОмГУ? Я родилась на Урале. Росла в окружении медиков и в атмосфере их любви к собственной профессии: моя мама была медработником, а тётя – врачом. Я тоже мечтала окончить медицинский, но всё изменило одно обстоятельство: близкая подруга, с которой нам хотелось учиться вместе, боялась крови. Поэт

Свой юбилей сегодня отмечает заведующая лабораторией неорганической химии ОмГУ Наиля Церих. Ее работа напоминает труд создателя декораций в театре: этот человек редко выходит на сцену, но на нем буквально держится все представление.

За четверть века служения университету Наиля Михайловна прошла путь от учебного мастера до того самого звена коллектива, без которого, как говорят коллеги, «точно никак». В преддверии дня рождения она поделилась с нами своей историей, в которой переплелись театр, «перевоспитание» военных, любовь к людям и вера в то, что любое дело строится на уважении и принятии.

– Расскажите, пожалуйста, немного о вашем детстве и юношестве. Когда и что именно привело вас в Омск и в ОмГУ?

Я родилась на Урале. Росла в окружении медиков и в атмосфере их любви к собственной профессии: моя мама была медработником, а тётя – врачом. Я тоже мечтала окончить медицинский, но всё изменило одно обстоятельство: близкая подруга, с которой нам хотелось учиться вместе, боялась крови. Поэтому мы обе в итоге поступили в технический вуз в Екатеринбурге. После выпуска по распределению – тогда это было обязательно – я приехала в поселок Береговой Омской области. Там началась моя трудовая деятельность: работала технологом на предприятии. Потом по семейным обстоятельствам переехала в Ташкент, прожила там 8 лет и вновь приехала в Омск с мамой и дочкой.

До прихода в Омский государственный университет я работала директором картинной галереи «Золотой путь» на малой сцене нашего драмтеатра. С удовольствием вспоминаю те годы. Была совершенно покорена отношением всех обитателей театра друг к другу вне зависимости от статуса и возраста. Шагает по коридору навстречу народный артист, например Юрий Ицков или Михаил Окунев. Мог бы пройти мимо, но нет, обязательно кивнет, поздоровается. Импонировало и отношение коллектива к рабочему процессу. Руководителем драмы тогда был Борис Михайлович Мездрич. Он воспринимал театр как второй дом и в дни, когда шли спектакли, оставался на работе до финальных аплодисментов.

Но у меня, к сожалению, там не шел стаж, да и сама работа была не совсем моей, поэтому было принято решение искать другое место. Так в моей жизни появился ОмГУ. Это было дело случая: я просто шла мимо четвертого корпуса и зашла в отдел кадров. В то время его начальником была Валентина Ивановна Смоловая, человек, которого уважал весь вуз. Вакантных мест тогда не было, но она попросила меня оставить телефон. Через два дня перезвонила: «Есть вакансия учебного мастера на кафедре гражданской обороны. Приходите, познакомьтесь с руководителем, вдруг Вам будет интересно». Для меня это было абсолютно неизведанное поле деятельности, но я согласилась. И, как видите, тружусь здесь уже двадцать шестой год.

– И как складывались ваши рабочие будни в самом начале?

Тогда кафедрой руководил Станислав Александрович Ковалев, который и оставался бессменным заведующим многие годы. Коллектив состоял из четырех мужчин. Все они были отставными подполковниками, привыкли к другому формату общения, и у них никак не складывались отношения друг с другом. А со мной еще со школьной скамьи была фраза, которую говорил наш учитель по обществознанию: «Производственные отношения – это отношения между людьми». И было очень важно наладить эту внутреннюю коммуникацию.

Помню, как задала Станиславу Александровичу вопрос о том, как они отмечают дни рождения и какие проводят мероприятия. В ответ услышала: мы один раз попробовали собраться – не вышло, может быть, вам удастся что-нибудь изменить. И мне кажется, что у меня получилось.

Кроме того, Станислав Александрович был и начальником штаба ГО в университете. Поначалу к этому подразделению я относилась лишь косвенно, но со временем вовлеклась в работу целиком. В начале февраля, пока у студентов еще шли каникулы, у нас проходили инструкторско-методические занятия для начальников управлений, деканов, заведующих кафедрами. Мы проводили обучение в аудиториях, оборудовали рабочие места, учили обращаться с огнетушителями. И было очень ценно видеть, что наша работа формирует правильное отношение к безопасности у руководителей подразделений, ведь они отвечают за жизни студентов.

В 2005 году мы разработали первый паспорт безопасности. Тогда каждая организация должна была создать его с нуля, никто ничего не знал, приходилось вникать и разбираться самим. Наш вариант оказался образцово-показательным. С ним мы занимали призовые места на конкурсах, нас ставили в пример, знали в администрациях, и университет в этом отношении выглядел очень достойно.

Следующим этапом моей жизни в университете можно назвать участие в организации избирательных кампаний. В 2006 году меня пригласили на участок секретарем, и я до сих пор нахожусь в этом коллективе и очень горжусь им. У нас сложилась какая-то удивительная атмосфера, к нам действительно хотят попасть люди. Если кто-то из команды во время избирательной кампании задержался, что-то вдруг случилось, мы тут же приходим на выручку: садимся, выдаем за него бюллетени, подсчитываем результаты. Идет слаженная совместная работа.

Периодически я задерживалась допоздна, печатала протоколы, составляла сводки, и, как выяснилось, это не осталось незамеченным. В 2012 году я одной из первых в университете получила благодарственное письмо от Центральной избирательной комиссии РФ.

Сейчас я ушла от должности секретаря. На пост председателя после Станислава Александровича пришел Виктор Сергеевич Кузеванов и пригласил меня стать его заместителем. Когда он ходил относить документы и знакомиться с новыми коллегами, у него поинтересовались, зачем ему нужен заместитель 1956 года рождения. И Виктор Сергеевич ответил должным образом: без этого заместителя точно никак.

-2

– Вы стали свидетелем множества трансформаций в университете. Что, на ваш взгляд, приобрел университет за эти годы?

Вообще в ОмГУ моя основная обязанность – сопровождение учебного процесса, и у меня всегда есть внутренняя потребность быть на месте. Однажды произошел такой эпизод: я шла с работы, поскользнулась во дворе и сломала руку. Мне наложили гипс, ушла на больничный. Но в какой-то момент нужно было заглянуть в корпус: то ли помочь кому-то, то ли что-то найти, уже не помню. Я приехала и осталась. Потому что, во-первых, рука была сломана не ведущая, а левая, а во-вторых, таков порядок вещей. Когда меня нет, мне кажется, что что-то идет не так. И нередко происходили случаи, которые это подтверждали.

Мне очень импонируют те молодые преподаватели, которых сумела собрать Ольга Александровна Голованова, и их подход к ведению занятий. Сейчас захожу в аудиторию что-то взять или, наоборот, отдать, а там тишина. Вижу, что дети и правда работают, никто не ходит по кабинету, никаких смешков. Хотя раньше происходило такое, что студенты считали себя выше предмета «Безопасность жизнедеятельности», могли не посещать занятия, врать, скрывать что-то. А у новых ребят идеальная дисциплина, идеальные результаты по зачетам. Они действительно доносят до студентов, что БЖД – важная и нужная дисциплина, которая дает очень много необходимых для жизни навыков и умений.

– А чем вы увлекаетесь в свободное от работы время?

Сейчас время моего пребывания вне дома ограничено: важно ухаживать за мамой. Но я иногда хожу в театр и на прогулки, выбираюсь куда-нибудь с дочкой и зятем. Еще я очень люблю живопись. Уже давно стала гостьей барахолок, сначала просто заглядывалась на предметы старины, но никогда ничего не покупала. А со временем начала приобретать картины, фарфор, статуэтки. Сейчас в квартире практически не осталось места для них, но я теперь смотрю на эту небольшую коллекцию и не нарадуюсь. Она и правда греет душу.

– Какой универсальный житейский совет вы могли бы дать нашим читателям?

Прежде всего надо уважать окружающих и себя. Уважая себя, ты будешь относиться и к своему делу так же честно, правильно и порядочно. А если не уважать себя, не иметь своих принципов, то становится сложно жить. Нельзя быть по жизни флюгером. Важно давать шанс на ошибку, потому что кто угодно может ошибиться, уметь прощать. А еще очень важно общаться, поддерживать связь. Я до сих пор вижусь с некоторыми ребятами-выпускниками, они же напоминают мне о чувстве «локтя». Помню, однажды был какой-то контрольный срез, я зашла в аудиторию раздать билеты. У многих студентов в глазах читались страх и непонимание: дисциплина ведь сложная. Смотрю, а один из моих знакомых парнишек свой билет решил и задачи других уже выполняет. И вот это ощущение единения, истинного товарищества тоже крайне значимо.