Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Героическая кругосветка ледокола

Вячеслав Прытков «В истории флота русского и советского, торгового и военного, вряд ли найдётся подобный случай.»
А. Микоян Порт Батуми, начало ноября 1941 года. В каюте-компании ледокола «Микоян» собралось почти всё руководство корабля: первый заместитель капитана, его помощники, старший механик, 2-й и 3-й механики, судовой врач. Все с нетерпением ожидали появления своего капитана Сергея Михайловича Сергеева, который должен был сделать важное заявление.
Капитан, внимательно оглядев присутствующих, начал:
«Товарищи! Необходимо срочно готовить корабль к дальнему походу. Мною получен приказ Наркома ВМФ направляться к берегам Турции, в Стамбул. До пролива Босфор нас и танкеры „Варлаам Ованесов“ и „Жданов“ будут сопровождать военные корабли — лидер „Ташкент“ и эсминцы „Способный“ и „Сообразительный“. В Стамбуле получим от нашего военно-морского атташе указание о дальнейших действиях. Возможно, это будет означать переход ледокола на север, к Северному морскому пути. Выходим 24 ноября.»
Оглавление

Вячеслав Прытков

«Анаста́с Микоян» (до 1938 года — «Отто Юльевич Шмидт») — советский ледокол, известный дальним переходом из Батуми в Анадырь во время Великой Отечественной войны. Переименован в честь А. И. Микояна.
«Анаста́с Микоян» (до 1938 года — «Отто Юльевич Шмидт») — советский ледокол, известный дальним переходом из Батуми в Анадырь во время Великой Отечественной войны. Переименован в честь А. И. Микояна.
«В истории флота русского и советского, торгового и военного, вряд ли найдётся подобный случай.»
А. Микоян

Историческое значение и контекст героической миссии

Порт Батуми, начало ноября 1941 года. В каюте-компании ледокола «Микоян» собралось почти всё руководство корабля: первый заместитель капитана, его помощники, старший механик, 2-й и 3-й механики, судовой врач. Все с нетерпением ожидали появления своего капитана Сергея Михайловича Сергеева, который должен был сделать важное заявление.

Капитан, внимательно оглядев присутствующих, начал:
«Товарищи! Необходимо срочно готовить корабль к дальнему походу. Мною получен приказ Наркома ВМФ направляться к берегам Турции, в Стамбул. До пролива Босфор нас и танкеры „Варлаам Ованесов“ и „Жданов“ будут сопровождать военные корабли — лидер „Ташкент“ и эсминцы „Способный“ и „Сообразительный“. В Стамбуле получим от нашего военно-морского атташе указание о дальнейших действиях. Возможно, это будет означать переход ледокола на север, к Северному морскому пути. Выходим 24 ноября.»

Подготовка к миссии: от вооружённого крейсера к гражданскому ледоколу

Оставшись один, Сергей Михайлович вспомнил, как с началом войны выводил этот, ещё недостроенныйнедостроенный корабль в море, как команда, состоявшая из рабочих и служащих завода, доводила его буквально на плаву, превращая во вспомогательный крейсер с орудиями и пулемётами.

Ледокол, тогда вооружённый корабль, с момента своего появления на флоте выполнял самые разные задачи. Сергей Михайлович, будучи капитаном 2 ранга, командовал им. Корабль участвовал в обороне Одессы, поддерживая её защитников огнём своих орудий, высадке десанта в районе Севастополя, отражении налётов вражеских самолётов. Затем переход в Батуми, и произошедшее разоружение корабля — он снова стал ледоколом. Команда получила гражданскую одежду, на судне спустили военно-морской флаг, подняв государственный, проводилась тщательная проверка всех членов экипажа, который терялся в догадках. Наконец, всё разъяснилось: идём выполнять очередное задание.

Вспомнилась Испания, где он был с мая 1937 года по февраль 1939-го. Тогда он носил имя Лопес, ходил на эсминце республиканцев «Гравина» советником командира, перегонял испанский транспорт «Санто Доминго» с Чёрного моря в Картахену с грузом оружия в 22 тысячи тонн для сражающейся Испании.

Сергей Михайлович верил в экипаж ледокола, знал, что он не подведёт в любой ситуации.

Прорыв через Средиземноморье: опасности и предательство союзников

До Стамбула дошли в сопровождении военных кораблей, у пролива Босфор конвой повернул обратно. Советский военно-морской атташе в Турции, капитан 1 ранга К. Родионов ознакомил С. Сергеева с директивой Главного морского штаба: следовать через Эгейское море, прорываясь к восточным портам союзников на Средиземном море. Ни при каких обстоятельствах корабль противнику не сдавать — взорвать и потопить, команде в плен лучше не попадать. На север ледоколу и танкерам идти самостоятельно.

«Микоян» направился в сторону Кипра, шли, в основном, по ночам, днём прятались в укромных бухтах. Как ни соблюдали меры предосторожности, а всё-таки в районе острова Родос были обнаружены итальянскими торпедными катерами. Они атаковали ледокол огнём из пулемётов, а затем торпедами. Благодаря умелому маневрированию корабля удалось избежать попадания торпед и уйти. Однако вскоре над «Микояном» появились самолёты — торпедоносцы, начавшие сбрасывать торпеды с воздуха, и опять везение сопутствовало безоружному кораблю.

По договорённости с англичанами от Дарданелл до военно-морской базы Фамагуста ледокол должны были сопровождать английские корабли, но этого не произошло — британцы отказались. Повреждённому во время атаки итальянских катеров кораблю пришлось в одиночку идти дальше до Бейрута и Хайфы.

Катастрофа в порту Хайфы: спасение и героизм экипажа

В Хайфе на английской военной базе «Микоян» встал на ремонт — нужно было заделывать многочисленные пробоины в надстройках. Во время выхода из базы случилось непредвиденное: стоящий невдалеке от ледокола английский танкер «Феникс» подорвался на магнитной мине, сброшенной итальянцами. Горящая нефть из него начала растекаться по акватории порта. Пламя стало охватывать соседние корабли и грозило пожаром советскому судну.

Экипажу ледокола удалось потушить начавшийся пожар и вывести корабль в безопасное место. Тем временем огонь перекинулся через волнорез на английскую зенитную батарею. Уже горели другие танкеры, люди бросались в воду, ища спасения. Потушив пожар на корабле, экипаж начал спасать попавших в беду — только на третьи сутки удалось справиться с огнём в порту и продолжить движение.

Маршрут через Африку: от Суэца до мыса Доброй Надежды

Впереди были Порт-Саид и Суэц, выход в Красное море, порт Момбаса. Предстояло обогнуть Африку и пересечь Атлантику.

В случае опасности решили разбить экипаж на две группы — группу затопления и группу сопротивления. Первая по команде взрывала и топила ледокол, вторая, используя средства пожаротушения, а также ножи и топоры, пресекала проникновение врага на борт корабля. Для устрашения на палубе соорудили макеты пушек.

В Индийском океане команду изматывала тропическая жара. В порту Дурбан снова приводили корабль в порядок. Кейптаун встретил ледокол радушно — там пополнились углём и провизией. А впереди поджидали жестокие ревущие сороковые. Сергеев почти не сходил с мостика. Океан набрасывался на ледокол с невиданной силой, особенно страдала носовая надстройка.

Пересечение Тихого океана и возвращение на Северный флот

Шли дни, недели, месяцы. Лаг отсчитывал милю за милей. «Микоян» миновал Магелланов пролив и вошёл в Тихий океан. Позади остались порты Чили, Перу, Панамы, США. 7 августа 1942 года ледокол пришёл в Дейч-Харбор — до родной земли оставалось не так уж много.

В Анадырь, куда прибыл «Микоян», совершив героическую кругосветку протяжённостью 28560 миль за более чем девять месяцев, его снова ждала трудная работа — вести караваны судов по Северному морскому пути. Она продолжалась не только до окончания войны, но и после неё.

Ледокол верно послужил Родине и только в 1968 году был списан и сдан на слом. Капитана Сергея Михайловича Сергеева (Ростовцева – Слепнёва), (1897–1978) сменил бывший капитан ледокола «Ф. Литке», капитан 3 ранга Ю. Хлебников. Сергеев отправился на Тихоокеанский флот командовать боевым кораблём. После войны он служил на Северном флоте, вышел в отставку в 1957 году в званиях капитана 1 ранга и капитана дальнего плавания.

Героическая кругосветка ледокола (Вячеслав Прытков) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Прытков Вячеслав Юрьевич | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен