Минфин озадачил: в январе 2026 года нефтегазовые доходы упали в два раза. Аналитики продолжают нагнетать, обещая трехкратный рост дефицита бюджета. Эксперт Владимир Бобылев рассказал «НИ», что же на самом деле сейчас происходит.
Стоит признать: январь 2026 года — это полный провал по части наполнения федеральной казны нефтегазовыми доходами. По данным Минфина, бюджет получил только 393,3 млрд рублей, это в два с лишним раза меньше, чем было в январе 2025-го.
На основе таких невеселых данных стали появляться еще более пугающие прогнозы. Специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) ожидают, что по итогам года бюджет может недополучить 0,5–0,7% ВВП, то есть 1,17–1,64 трлн рублей. В этом случае дефицит составит до 5,17–6,35 трлн рублей.
Нефть или пошлины? Непростой выбор Индии и его последствия для кошельков россиян
Зарубежные СМИ, ссылаясь на близкие к правительству РФ анонимные источники, рисуют еще более апокалиптичную картину: из-за сокращения поставок нефти в Индию дефицит бюджета составит 3,5-4,4% ВВП или 8,2-10,3 трлн рублей. Российской экономике пришел конец?
Почему упали нефтегазовые доходы
Ситуация, на первый взгляд, выглядит странно. Согласно тем же данным Минфина, экспортная пошлина на нефть — лишь малая толика нефтегазовых доходов. В январе 2026-го все пошлины на нефть, газ и нефтепродукты принесли в бюджет 40,7 млрд рублей.
Основной доход казне обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ на нефть сейчас составил 331,9 млрд рублей против 840,4 млрд рублей годом ранее. Падение на 61% — вот где кроются основные потери!
Неужели у нас стали добывать в 2,5 раза меньше нефти? Главные редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев поясняет, что это не так.
— Добыча сохранилась примерно на тех же уровнях. Проблема в том, что НДПИ платится с объемов добычи нефти по ее цене в долларах в пересчете в рубли по курсу ЦБ. А цена на нефть продолжает оставаться низкой, а порой падает еще ниже.
НДПИ формируется из базовой ставки (919 рублей за тонну нефти) и ценового коэффициента, который зависит от экспортных цен на нефть и курса рубля. Налоговики ежемесячно выкладывают эту информацию в открытый доступ. Если в январе 2025-го базовая ставка умножалась на 19,0185, то в январе 2026-го — только на 7,2667.
И опять нестыковка: за год в мире нефть Urals (основная российская смесь) подешевела не так сильно. Цены упали только примерно с 72 долларов за баррель до 55–58 долларов. Разница не более 25%, никак не двукратная. У такого парадокса тоже есть своя причина — рассказал Владимир Бобылев.
— Нельзя забывать и о том, что, пользуясь санкционными сложностями, страны-покупатели российской нефти требуют дополнительных скидок: дисконты на Urals достигают $12 за баррель, для ESPO — $14.
В итоге наши компании вынуждены продавать нефть гораздо дешевле, чем ее готовы покупать потребители. А разницу себе забирают транспортные компании и посредники.
Вот и получается, что год назад, по данным Минэкономразвития, средняя отпускная цена нефти Urals составляла 63,44 доллара за баррель, а теперь — только 39 долларов. Так и доллар подешевел со 102,5 рублей до 78,44 рублей.
Как дружественная Индия подписала нам приговор
К сожалению, санкционное давление и ситуация на зарубежных сырьевых рынках напрямую влияют на наполняемость бюджета. На этом фоне заявления Дональда Трампа о том, что Индия отказывается от нефти из РФ, выглядят особо тревожно. Тем более, что на этот раз слова подкреплены делом: США уже снизили для Индии импортные пошлины с 50% до 18%.
Владимир Бобылев поясняет, что даже при самом благоприятном раскладе отказ Индии принесет России неизбежные потери.
— Частично невыбранные Индией объёмы российской нефти заберёт Китай, но явно не все, от чего откажется Индия. Кроме того, китайцы наверняка потребуют дополнительных скидок. Это в любом случае сократит объемы бюджетных поступлений от нефтегаза. Для нефтяных компаний это будет означать снижение их инвестиционных возможностей по развитию своих проектов — как уже существующих, так и новых.
Как ранее писали «НИ», Индия потребляет порядка 19% от всей добычи нефти в РФ. Речь идет об очень больших объемах. Конечно, нефтяники не будут сидеть сложа руки — добавляет Владимир Бобылев.
— На данном этапе компании будут заниматься оптимизацией затрат и поиском новых экспортных возможностей, в том числе «всерую» — через другие страны. Например, Индонезия стала перевалочным пунктом для нефти и нефтепродуктов, страну происхождения которых необходимо изменить перед поставкой покупателям.
Но опять-таки использование обходных путей тянет за собой дополнительные издержки и дополнительные скидки.
Страшные прогнозы по дефициту: миф или правда
Тем временем в бюджет на 2026 год Минфин заложил среднюю цену на нефть в 59 долларов — в полтора раза выше текущих значений. Однако никаких предпосылок для подорожания отечественного сырья нет.
К сожалению, правительство уже наглядно показало, как хорошо умеет ошибаться с прогнозами. Изначально дефицит федерального бюджета на 2025 год был запланирован в размере 1,17 трлн рублей. А по факту получился… 5,65 трлн рублей! Почти в пять раз ошиблись.
После этого экспертные прогнозы, обещающие превышение дефицита в полтора раза или даже в три раза, не выглядят фантастическими. Однако в прошлом году даже с таким дефицитом Минфин сумел обойтись без опустошения Фонда национального благосостояния (ФНБ). Все ограничилось увеличением госдолга, который у РФ по мировым меркам совсем небольшой.
Потенциал привлечения денег внутри страны еще есть. Снижение ключевой ставки делает банковские вклады все менее привлекательными. По данным ЦБ, средняя ставка по вкладам в ноябре 2025-го (это самые свежие цифры) составила 13,64%. И чем дольше срок инвестиций, тем ниже ставка. По вкладам на срок более трех лет банки дают только 9,37%.
Доходность по гособлигациям со сроком погашения через три года составляет, по данным ЦБ, 15,13% годовых. Да что там трехлетние облигации. По десятилетним — доходность 14,64%, по тридцатилетним — 13,91%. То есть государство готово завалить деньгами всех, кто согласится дать денег в долг.
Сейчас власти обещают всем желающим золотые горы и наращивают свои обязательства по выплате процентов. В обозримой перспективе такая стратегия наверняка сработает и позволит Минфину свести концы с концами. Для людей же покупка ОФЗ может стать выгодной инвестицией. А что будет дальше — разберемся потом. Лишь бы до дефолта не докатиться.