Найти в Дзене

Стечна. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ч. 6.

Солодкова Елена Никифоровна. Родилась Елена Никифоровна в Грязивце 10 апреля 1937 г. «Все мои предки по материнской линии были истинными христианами, глубоко верующими людьми: прапрадед Горнов Кузьма, прадед Тихон Кузьмич и дед Мирон Тихонович – отец моей матери Стефаниды Мироновны после замужества Шуньковой, родившейся в 1908 году. Служение Господу нашему Всевышнему было для них смыслом жизни, ведь знать молитвы и исправно соблюдать посты – это еще не главное. Истинная вера в Бога должна быть в душе каждого. С этой верой христианин рождается, с ней и умирает. До 1913 года церкви в Грязивце не было, но необходимость в ней у людей была большая. До ближайших храмов далековато, а добраться до них в осеннюю или весеннюю распутицу было вообще нельзя. Грязивчане часто обсуждали этот вопрос и, наконец, решили – надо строить церковь у себя в селе. Мой прадедушка Тихон Кузьмич вместе с другими односельчанами ходил по деревням, собирая деньги на строительство, иконы, вышитые рушники. Люди в то

Солодкова Елена Никифоровна.

Фото из газеты "Вперёд". Солодкова Елена Никифоровна первая слева.
Фото из газеты "Вперёд". Солодкова Елена Никифоровна первая слева.

Родилась Елена Никифоровна в Грязивце 10 апреля 1937 г.

«Все мои предки по материнской линии были истинными христианами, глубоко верующими людьми: прапрадед Горнов Кузьма, прадед Тихон Кузьмич и дед Мирон Тихонович – отец моей матери Стефаниды Мироновны после замужества Шуньковой, родившейся в 1908 году. Служение Господу нашему Всевышнему было для них смыслом жизни, ведь знать молитвы и исправно соблюдать посты – это еще не главное. Истинная вера в Бога должна быть в душе каждого. С этой верой христианин рождается, с ней и умирает.

До 1913 года церкви в Грязивце не было, но необходимость в ней у людей была большая. До ближайших храмов далековато, а добраться до них в осеннюю или весеннюю распутицу было вообще нельзя. Грязивчане часто обсуждали этот вопрос и, наконец, решили – надо строить церковь у себя в селе. Мой прадедушка Тихон Кузьмич вместе с другими односельчанами ходил по деревням, собирая деньги на строительство, иконы, вышитые рушники. Люди в то время хоть и жили бедно, но на возведение храма Божьего порой отдавали последнее. Понимали – это святое дело.

Строительство началось в 1910 году, как и положено, в центре села на возвышенном месте. Руководил строительством Гузеев. Самое активное участие в возведении храма принимали жители Грязивца, Романовки, Исаевки. Большую сумму денег выделил помещик Невроз, фамилию и имя, к сожалению, не помню, живший в Телеговке. Все работы по строительству выполнялись вручную. Три года потребовалось на то, чтобы в Грязивце закрасовался храм Божий – Николаевская церковь. В 65 аршин под крест, трехпрестольная: Святителя Николая, Покрова Божьей Матери и третий престол Космы и Демьяна. С момента её открытия моего дедушку Мирона Тихоновича назначили старостой. Батюшкой был Николай Виноградский. Первым делом Батюшка собрал детей, желающих петь в церковном хоре, учил их всему, что знал и умел сам. И вначале робкие и нестройные детские голоса начинали звучать все увереннее, все чище. В этом хоре пели: моя мама Стефанида Мироновна, впоследствии ставшая регентом (руководительницей хора). Сороквашин Михаил Давыдович (тенор), Горнов Вавила Тихонович (тенор), Горнова Нина (тенор). Гарбузова Елена (тенор), Горнова Марина (дисконт). И я с самого раннего детства ходила в церковь. Помню, когда пошла в школу, наша учительница тоже всех своих учеников водила на службы.

Недолгим оказался век Грязивецкой Николаевской церкви. Началась Великая Отечественная война. Вскоре в село пришли немцы. Во время оккупации служба в храме продолжалась, а вот при отступлении фашисты ее сожгли. Случилось это в начале сентября 1943 года. Многие иконы и божественные книги грязивчане вынесли из церкви заранее, а затем принесли их в наш дом. После войны в нашей округе не было ни одного храма, поэтому службу вели у нас дома и в Романовке в доме Алейникова В.И. Но наш край, видимо, был угоден Господу Богу. Вот какую историю рассказала мне моя мама:

«Один из жителей Грязивца по прозвищу Гороговский задержался осенью как-то в поле, что находилось между Грязивцем и Романовкой. Вдруг видит, идет к нему навстречу старец. Подошел тот поближе и говорит:

- Укажи мне, мил человек, шлях на Трубчевск.

- Да вот же он, рядом совсем. Ты и идешь по нему.

- Нет! Не этот есть шлях, а вот он.

И указал другой путь, рядом с которым бил родник. Присели они около родника, и вот о чем поведал тот старец:

-Давно это было. Паломники несли икону Божьей Матери. Долгим и изнурительным был их путь. Люди сильно устали. К концу дня они пришли на то место, где сейчас сидим мы. Жажда одолевала многих, но воды нигде не было. Обессиленные люди садились, кто где стоял. И вдруг все отчетливо услышали журчание воды, хотя луг и расположенные рядом поля были сухими, как пустыня. Это Матерь Божия открыла им источник.…

Сколько времени с тех пор прошло, а он и сейчас жив.

Бережно набирая в сухие ладони живительной влаги, старец напился и отправился дальше. Напился воды из родника и Гороговский, и ему показалось, что силы в теле прибавилось, а усталость от полевых работ как рукой сняло».

Впоследствии, когда я вышла замуж в Романовку, мы очистили этот родник, и до открытия церкви в Стечне дважды в год, на Спас Маковей и среду Переполовения, здесь на службу собирались жители Романовки, Грязивца, Кожуровки, Федоровского. А сейчас его опять забросили.

В Романовке по праздникам служили в доме Алейникова Владимира Ивановича. На службы постоянно приходили Скрябин Захар Александрович, Солодков Филипп Иванович, Субратова Мария Егоровна, Субратова Татьяна Егоровна, они же и пели. В 1958 году к ним присоединилась и я. Чуть позже в нашем доме тоже велись службы. В великие праздники ездили в Божьи храмы Погара, Посудич, Курова, Балыкина, даже в г. Трубчевск..

Когда в Стечне решили воссоздать церковь, жители нашего села стали собирать деньги. Первый раз эта сумма составила 10 тыс. руб., второй – 7. Мы ездили по селам района, просили пожертвования у людей на рынке, стояли у Свято-Троицкого храма в Погаре. Лично мною в нашу церковь было передано 7 икон. За разрешением о воссоздании церкви в старом здании школы я вместе с Масюк Зинаидой Михайловной ходила к отцу Макарию и к бывшему в то время главе администрации Погарского района. Строили, а точнее перестраивали опустевшее здание старой деревянной школы под храм Божий 2 года. 1 января состоялось его освещение.

Жизнь прожила трудную, но праведную. В 1958 году вышла замуж, переехала в Романовку в дом мужа. Первое время там кроме нас жили дедушка моего мужа, сестра и мать. И хотя семья была большая, места хватало всем. Через некоторое время дедушка умер, затем золовка вышла замуж. Со своей свекровью Мариной Ильиничной прожила 30 лет. Вместе с мужем воспитали 7 детей. Из родительского дома разлетелись все, кроме младшего Алексея. 35 лет проработала дояркой, и как бы тяжело мне не было, Храма Божьего не бросала никогда».

Елена Никифоровна прожила долгую и, как оказалось, удивительную жизнь. Было тяжело, но вера в Господа Иисуса Христа сына Божия давала силы тогда, когда они заканчивались, лечила тогда, когда врачи были бессильны, вселяла в душу надежду. Во время встречи с этой удивительной женщиной, она поведала вот такую историю: «Однажды ночью мне стало плохо, сердце не хочет работать, воздуха дышать не хватает. Кое-как встала, опираясь за стены и мебель, вышла на крылечко, опустилась на ступеньку. Луна светит так, что можно иголки собирать. Так хорошо вокруг: тёплый летний вечер, а сердце будто в железные щипцы зажато. И вдруг открывается калитка и во двор входит Она, Матушка – См.рть. Я почему-то нисколько не испугалась, и обратившись к ней, сказала: «Матушка – См.ршушка, не забирай меня сейчас, я ещё не все свои грехи отмолила». На несколько секунд задержавшись, Она развернулась и ушла».

Верить в эту историю или нет – право каждого, но, думаю, что глубоко верующему человеку, какой была Елена Никифоровна Солодкова, нет необходимости что-то придумывать. Умерла она 9 сентября 2017 года. Светлому Человеку светлая память.

Тарасенко Юлия Алексеевна.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Родилась Юлия Алексеевна 10 июля 1950 года, в Романовке в семье Сучковых Алексея Ивановича и Марии Владимировны. Родители были из тех, кто не жалея сил работали в колхозе и не покладая рук трудились дома. Да и как иначе? В семье семеро детей, которых надо одеть-обуть, накормить. На подворье держали большое хозяйство – корову, поросят, кур, гусей. Мама Мария Владимировна работала в бригаде. В период весенне - осенних полевых работ она дотемна трудилась в поле. Умела все: жать, косить, доить коров. Картофель тогда копали лопатами вручную. Бригадир задаст норму, и её любой ценой надо было выполнять. Отец всю жизнь проработал на тракторе.

Юлия Алексеевна была вторым ребенком в семье, поэтому вместе со своим старшим братом Николаем не только присматривала за малышами, но и помогала кормить домашний скот, убирать в доме, стирать. Понимала: матери одной со всем этим очень тяжело справляться.

В 1957 году Юля пошла в первый класс. В тот год за парты сел 31 первоклассник. Деревянное здание школы было стареньким, но учиться было интересно. Как и все её сверстники, мечтала поскорее стать взрослой. Восемь лет учебы пролетели незаметно. После окончания восьмилетки, не задумываясь, Юлия Алексеевна решила учиться дальше в старших классах. А так как в Романовке была только восьмилетняя школа, в 9-10 классах пришлось учиться в Погарской школе №1. Родители не были против такого решения дочери, хотя приходилось в Погаре снимать для нее квартиру, что стоило немалых денег. Из всех своих одноклассников Юлия Алексеевна одна закончила десятилетку.

Затем в 1967 году поступила в Чуровичи на бухгалтерское отделение. Через год, успешно закончив училище, молоденькой девочкой пришла на работу в родное хозяйство. Со временем поняла, что знаний для успешной работы маловато. И Юлия Алексеевна решает поступать в Брасовский техникум. А так как к тому времени уже была своя семья, форму обучения выбрала заочную.

Тяжело было, но техникум закончила. Проработала в с-зе «Судость» бухгалтером до 1997 года, затем вышла на заслуженный отдых.

Юлия Алексеевна вспоминала, что когда была ещё совсем маленькой девчушкой, часто бегала в гости к своему дедушке Владимиру Ивановичу, который жил на другой улице. В доме дедушки было очень много церковных книг, икон, которые она с интересом рассматривала. Владимир Иванович был глубоко верующим человеком. В воскресные дни и по православным праздникам ходил в Грязивецкий храм, а когда такой возможности не было, вел службу в своем доме. Людей в такие дни собиралось много.

Дедушка всегда интересно рассказывал своим внукам о значении икон, молитв, о великих христианских праздниках. Пробовал учить их читать по молитвенникам, написанным на церковнославянском языке.

Когда в Грязивце церкви не стало, некоторые службы, согласно церковным канонам, вел в своем доме: читал и пел то, что можно мирянам. Умер Владимир Иванович в возрасте 94 лет. Дело своего дедушки Юлия Алексеевна продолжала долгое время, исполняя обязанности чтеца в Стеченском храме. Сегодня Тарасенко Юлии Алексеевны, к глубокому сожалению, тоже нет с нами.

Из статьи газеты «Вперед» от 30. 01. 2001 года С. Довбни:

«…Тихий январский день с легким морозцем украсил ветви деревьев. Сама природа своей дивной красотой радовала глаз, напоминала, что 19 января – один из самых главных праздников православных христиан – Крещение.

…На улицах Стечны тихо и спокойно, лишь редкие прохожие спешат в церковь. В храме идет праздничная служба. Тихо горят свечи, ровно поет хор. Перед алтарем целая батарея банок с водой, которые принесли верующие. Вода в больших кастрюлях. В церкви многолюдно, но все же тихо. Вряд ли так тихо бывает в храмах городских. Отец Петр, которому посчастливилось быть духовным наставником в этом селе, уверенно ведет службу.

… В конце службы Отец Петр совершает обряд водосвятия. Окропляет святой водой всех присутствующих, поздравляя прихожан с праздником. В короткой проповеди он сказал: «Крещение – это великий праздник. Крещенская вода имеет целебную и спасительную силу, если принимать её с верой».

Каждый, кто побывал в этот день в храме, действительно исцелился духовно. Без преувеличения можно сказать, что где-то в прошлом остались проблемы, а в душе – расцвела надежда, что будет у нас все хорошо.

Краткая беседа с духовным наставником.

Фото из открытых источников. Отец Пётр Латышов.
Фото из открытых источников. Отец Пётр Латышов.

- Отец Петр, легко ли быть сельским священником?

- Пожалуй, чтобы быть священником, необходимо им стать, а путь у каждого свой. Служба что в городе, что в селе ничем не отличается. Может быть, только хор в столичных городах поет более профессионально, но самобытный напев сельского церковного хора тоже интересен.

Работы, если можно так сказать, сельскому священнику хватает: люди просят посвятить дом, причастить больного. И с радостью, и с горем люди все чаще и чаще приходят в церковь.

… Вера помогает преодолевать любые трудности, вера закаляет человека, дает ему силы, мужества, человек живет – пока верит. Об этом надо помнить каждому, и ко всякому делу подходить с верой, молитвенно просить Бога о помощи во всем.

С августа 2012 года службу в Стеченском храме ведёт отец Александр Майоров.

Фото из открытых источников. Отец Александр Майоров.
Фото из открытых источников. Отец Александр Майоров.

19 января 2026 г. Крещение Господне. Водосвятие.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Стечна.

Фото автора. Храм Рождества Пресвятой Богородицы сегодня.
Фото автора. Храм Рождества Пресвятой Богородицы сегодня.

Говорят, что мир спасет красота. Может быть, но не без оснований теперь можно сказать, что спасет мир красота, сотворенная человеком с верой. И яркое подтверждение этих слов – красивый храм, который построили простые сельские труженики с верой в душах своих. Возрождаются храмы, воспрянет духом и народ.