Найти в Дзене

«90 тысяч налогов превратились в 2 миллиона»: как будет выживать малый бизнес в 2026 году

Массовое закрытие магазинов, «уход в тень» даже самых добросовестных налогоплательщиков и выросшие многократно налоги (по признанию одной из героинь статьи, налоги выросли в 22 раза) – первые результаты налоговой реформы 2026 года. В сентябре 2025-го Минфин предложил новые налоговые поправки, согласно которым с 1 января произошли две, мягко говоря, неприятные ситуации для предпринимателей малого бизнеса. Во-первых, возрос НДС – с 20% до 22%. Во-вторых, порог по УСН (упрощенная система налогообложения – прим. ред.) снизился с 60 млн до 20 млн годового оборота. И это еще – вариант с послаблениями. Ранее планировалось снизить аж до 10 млн в год. Благо ввели трехэтапное снижение, согласно которому следующее понижение порога произойдет в уже 2027 году – до 15 млн рублей в год. И только к 2028 году эта цифра придет к изначально заявленным 10 млн рублей. В нашей прошлой публикации мы опросили предпринимателей, которые уже тогда делились тревожными прогнозами. Кто-то говорил об «уходе в тень»,
   Фотобанк Пруфы
Фотобанк Пруфы

Массовое закрытие магазинов, «уход в тень» даже самых добросовестных налогоплательщиков и выросшие многократно налоги (по признанию одной из героинь статьи, налоги выросли в 22 раза) – первые результаты налоговой реформы 2026 года.

В сентябре 2025-го Минфин предложил новые налоговые поправки, согласно которым с 1 января произошли две, мягко говоря, неприятные ситуации для предпринимателей малого бизнеса.

Во-первых, возрос НДС – с 20% до 22%. Во-вторых, порог по УСН (упрощенная система налогообложения – прим. ред.) снизился с 60 млн до 20 млн годового оборота. И это еще – вариант с послаблениями. Ранее планировалось снизить аж до 10 млн в год. Благо ввели трехэтапное снижение, согласно которому следующее понижение порога произойдет в уже 2027 году – до 15 млн рублей в год. И только к 2028 году эта цифра придет к изначально заявленным 10 млн рублей.

В нашей прошлой публикации мы опросили предпринимателей, которые уже тогда делились тревожными прогнозами. Кто-то говорил об «уходе в тень», кто-то – о существенном повышении цен, а кто-то – и вовсе о закрытии. Сейчас с налоговых нововведений прошел уже месяц, и редакция Пруфы снова пообщалась с предпринимателями. Кто повысил цены и лишился клиентов, а кто уже действительно закрывается? Об этом – в нашем материале.

«29 млн сотрудников пойдут по миру». Как повышение НДС и снижение «упрощенки» убьёт малый бизнес Судить пока рано, но мы обсудим

Как говорит экономист Всеволод Спивак, судить о каких-то явных результатах налоговой реформы пока рано, поскольку объективных цифр нет. Да, есть индекс потребительских настроений, но оценивать ситуацию лишь по нему одному было бы неверно.

– Если говорить о ценах на товары, то мы видим, что они выросли примерно в соответствии с социальными прогнозами. Если же мы посмотрим на индекс потребительских настроений, то его значение находится на крайне низких, рекордно низких уровнях уже много лет. И я думаю, что это не только последствия налоговой реформы, – говорит Спивак.

Более объективная картина состояния малого бизнеса будет вырисовываться только к следующему году, когда появится отчет о закрытых юридических лицах.

– Субъективно я как потребитель вышел в магазины и вижу, что цены на какие-то продукты поднялись, мягко выражаясь, весьма существенно. Однако объективные цифры пока об этом не свидетельствуют.

Также субъективно я вижу очень грустных предпринимателей. Грустные они, потому что будут вынуждены закрыться, либо потому что теряют часть дохода, вынуждены больше платить государству, – рассуждает Спивак.

Однако несмотря на то, что мы пока не располагаем точными цифрами и данными, уже можно ощутить, что на радостное будущее предпринимателям с нынешним положением дел надеяться не стоит.

ЦБ предупреждает: эффект от повышения НДС сохранится надолго

– Те индексы, которые официально уже публикуются, показывают ухудшение настроения и перспектив, – заключает экономист.

Только и делаю, что закрываю точки

Поскольку официальной статистики нам пока не видать, редакция Пруфы опиралась лишь на субъективный анализ – непосредственный опрос самих предпринимателей.

Владелица сети парфюмерных магазинов Ирина из Костромы говорит о том, что в прошлом году она закрыла 2 точки из 13, в этом году планирует закрывать примерно столько же.

– Я занимаюсь розничной продажей парфюмерии, и моя ниша начала страдать ещё с момента введения маркировки. Постоянно растет и налоговая, и административная нагрузка.

С точки зрения маркировки товаров нам полностью пришлось закупать специальное оборудование и ПО, интегрироваться с системой «Честный знак». И так предпринимателям работается непросто, а тут ещё новые изменения.

Я могу сказать, что за 2025 год закрыла две торговые точки из 13. Сейчас закрыла ещё две – и в будущем буду закрывать дальше. Потому что те объёмы, которые есть сейчас, попадают под повышенный НДС, и прибыль, которая у меня остаётся – именно прибыль, а не оборот – не соответствует этой формуле. Плюс огромные страховые взносы, постоянные проверки и требования от налоговой, чтобы все сотрудники были официально оформлены.

В будущем, надеюсь, не придется закрыться полностью и остаться «без штанов». Плюс вы же сами видите, какие сейчас кредитные ставки – взять займ мы не можем, но при этом должны за всё платить, – возмущается предпринимательница.

В 2026 году бизнес захлестнет волна дефолтов. Список отраслей, которые могут закрыться первыми «Бой с тенью» не удался?

Владелец автосервиса из Башкирии Евгений и вовсе говорит о том, что из-за непомерной суммы налогов с 1 января они уже не видят другого выхода, кроме как «уходить в тень».

– Мы с командой всегда работали честно, «в белую», и гордились этим. Но после налоговой реформы считаем каждую копейку: выросли не только налоги, но и обязательные платежи, а цены на запчасти и оборудование растут как на дрожжах. Мы искали варианты: оптимизировали процессы, сократили издержки, даже часть сотрудников перевели на сокращённый день. Но математика не сходится.

Очень тяжело это говорить, но мы всерьёз рассматриваем вариант ухода «в тень». Не из жадности, а чтобы просто выжить и сохранить рабочие места. Мы до последнего будем искать законные пути, но, честно говоря, надежды почти не осталось, – сокрушается Евгений.

Немного вернемся во времени назад, чтобы вспомнить, как именно обосновывал необходимость введения налоговых реформ Минфин. Конечно, для исполнения плана бюджета на 3 года нужны дополнительные источники дохода – это основное. Но было и еще одно обоснование: устранить «лазейки» для занижения доходов или вовсе избегания налогов. Проще говоря, вывести как можно больше предприятий из «тени». Насколько это удается, учитывая, что об этом стали думать даже те, кто всегда вел честный бизнес – вопрос открытый.

«Чтобы корова давала больше молока, надо ее больше доить»: предприниматели – о повышении налога до 22% Из 90 тысяч в 2 миллиона за месяц

Владелица пекарни из села Горелое Тамбовской области в социальных сетях говорит о немыслимом росте налогов с начала этого года.

– Согласно новому законопроекту, наш налог поднялся в 30 раз! 90 тысяч налогов превратились в 2 миллиона. Надулись, как шарик, и грозят вот-вот лопнуть, да и мы вместе с ним. У нас 3 «Хороших места» (отметку получают организации, которые пользователи особенно высоко оценивают, хвалят и рекомендуют в отзывах – прим. ред.) подряд в Яндекс.Картах, тысячи довольных покупателей и штат замечательных сотрудников. Видимо, государству это всё не нужно, – возмущается предпринимательница.

Этот комментарий мы нашли под хэштегом #ямыМашенька, который запустили сразу после громкой истории с подмосковной пекарней, прогремевшей на всю страну. Владелец пекарни – предприниматель Дмитрий Максимов – обратился на прямую линию Президента с жалобой на новые налоговые режимы и рассказал о том, что его бизнес находится на грани закрытия. Его история получила громкую огласку в СМИ, и ее сделали показательной. Он получил не только льготы, но и стратегию развития бизнеса и субсидию от государства.

После этой истории в соцсетях запустили флешмоб, благодаря которому предприниматели надеются быть услышанными.

«Малый бизнес – вынужденная жертва для власти»

Вот только получится ли это у них – большой вопрос. Экономист Всеволод Спивак считает, что поддерживать малый бизнес правительству в нынешних реалиях невыгодно. Выходит, малый бизнес выступает в качестве необходимой жертвы?

– Я думаю, закроются многие. Понимание этого у правительства есть. Более того, я допускаю, что это – осознанное решение. Налоговая нагрузка многих малых предприятий была меньше 1% оборота. Естественно, она была несопоставима с той нагрузкой, которая ложится на средний и большой бизнес. В какой-то мере, возможно, государство разочаровалось в «заигрывании» с малым бизнесом и решило, что смысла в этом больше нет.

Лучше перенаправить ресурсы. Почему бы не направить их в те сферы, которые приносят больше отдачи? Больше отдачи – это, естественно, налоги, бюджетное пополнение.

Для малого бизнеса у государства были две основные цели. Во-первых, очевидная борьба с безработицей. Да, денег государству он сильно не приносил, но при этом давал занятость людям. И вторая – мелкий бизнес пытались сделать проводником инноваций. Но, как мы видим, не особо получилось.

Соответственно, когда цели, на которую рассчитывали, не получилось достичь, а проблем с безработицей не стало... В принципе, малый бизнес, кажется, стал неинтересен, – рассуждает Спивак.

Тем не менее эту стратегию экономист не считает правильной.

– Для меня малый бизнес – это как, знаете, чашка Петри, где рождаются большие бизнесы.

Очень тяжело развивать передовые отрасли, креативную экономику, формировать бизнес-среду без малого бизнеса. Можно, но тяжело. Поэтому я думаю, что подобное отношение государства к малому бизнесу, как минимум, неосторожно, – заключает Спивак.

А как на вас повлияла налоговая реформа? Заметили рост цен на товары и услуги?