А вы знаете, что Воскресенский храм, давший название нашему городу, был построен не в 1909 году, как указано на колокольне, а гораздо раньше?
Возможно, когда-то село Воскресенское было деревней и называлось как-то иначе, а после постройки церкви по её названию стало Воскресенским. Но может быть и так, что церковь была построена изначально, а уже вокруг неё образовалось село. Во всяком случае, возраст села намного больше, чем можно судить по дате первого упоминания, в известной Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-78 гг.
Как выглядела церковь тогда, мы можем представить лишь приблизительно. Определение "древяна, клетцки” было типовым и означало, что церковь выстроена в виде клети (сруба), увенчана как правило двускатной кровлей с маковкой и крестом, имела алтарный прируб с восточной и крылечко с западной стороны. Колоколенка если была, то ставилась обычно отдельно. Хотя большинство сельских храмов и были такими “древена-клетцкими”, но каждый отличала какая-то деталь, особенность, узор, декор и т.д., так что абсолютно одинаковых храмов не было.
Дерево – материал хотя и живой, но, увы, недолговечный. Даже при должном уходе, ремонте деревянные храмы служили лет 200-250 в лучшем случае.
Вот и первая Воскресенская церковь к концу 17 века, видимо, обветшала (а может, сгорела, что не было редкостью). Когда точно её построили мы не знаем, ведь в 1577 году она упоминается как уже построенная и по всей видимости действующая.
В самом начале 18 века, в 1705 году на “намоленном месте” была возведена вторая церковь, также деревянная и с тем же названием. Сохранилась метрика этой церкви, составленная 13 февраля 1887 года. Там говорится, в частности, что церковь «основана в 1705 году октября 10 дня». Дата указывает день освящения церкви.
Приведем некоторые выдержки (пункты) из метрики Воскресенского храма.
"Церковь находится в селе; основана на ровном месте при речке Молчанке. По народному преданию церковь была отделена от колокольни некоторым пространством места, которое в данное время застроено отдельно".
Колокольни долгое время строились отдельно от храмов. Иногда такая звонница “обслуживала” несколько близлежащих храмов, как, например, колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля. Объединять колокольню с храмом в единое целое стали примерно с середины 18 века. Так же получилось и с Воскресенской церковью. Стоявшая поначалу отдельно колокольня была затем соединена притвором с храмом. По описанию того времени, церковь была по архитектуре и убранству весьма простой, скромной, “без излишеств”, о чем и сообщает последняя запись в метрике: "Художественного интереса не представляет".
К началу 1870-х годов село Воскресенское было довольно большим: 162 двора православных крестьян и 51 двор “раскольничьих” (т.е. старообрядцев).
В приход Воскресенской церкви, помимо самого села Воскресенского, входили деревни Лопатино, Неверово, Федотово, Ильино, Шильково и Перхурово.
К концу XIX века старая деревянная церковь, прослужившая без малого уже почти два столетия, стала тесноватой для разросшегося прихода да и обветшала. Назрела необходимость в строительстве нового вместительного каменного храма.
Инициатором и движущей силой, идеи постройки нового храма стал крестьянин и предприниматель села Новлянского Яков Ларин. Он собирал деньги на строительство храма, заказал проект, обеспечивал стройматериалами, нанимал рабочих, утрясал многочисленные бумаги…
Проект заказали архитектору Николаю Маркову, который до этого (в 1884 году) уже выстроил в нашем районе другую церковь – в селе Карпово. Фамилия Марковых происходит вообще из этих мест (первым священником в карповской церкви был брат архитектора Василий Петрович Марков).
Храм начали возводить в 1891 году, когда средств на постройку было собрано всего 600 рублей. Священник о. Родион Смирнов и староста Яков Ларин с большими трудами продолжали добывать средства на постройку. Иногда, когда пожертвования иссякали, работу приходилось приостанавливать.
Через семь лет, в 1898 году, когда строительство храма уже близилось к завершению, средства в очередной раз закончились. Но тут, как всегда неожиданно, объявились щедрые благотворители – московский купец Чалтыков, владелец красильной фабрики в Лопатине Кацепов, помещик Балин (из Ачкасова). Благодаря их крупным пожертвованиям к осени 1898 года храм был практически готов. Но нужно было приобрести еще всё необходимое для освящения храма, а денег уже не осталось. Тогда фабрикант Демин пожертвовал 2000 рублей, чтобы закупить всё нужное.
Торжественное освящение нового храма состоялось 1 ноября по старому стилю 1898 года. Вот как описывалось это событие в “Московских церковных ведомостях”:
"Накануне освящения было совершено торжественно местным священником посередине храма всенощное бдение; на литию и величие выходили местный благочинный, села Непецина, священник Делекторский и шесть священников. После обедни было совершено благодарственное молебствие, пред отпуском которого начальник Воскресенской станции Филатов от лица местных жителей благодарил священника за труды по построению храма и в знак благодарности поднес ему икону Иверской Божьей Матери в дорогой серебряной вызолоченной с эмалью ризе; от прихожан были поднесены иконы: священнику – св. апостола Иродиона, церковному старосте – преподобного Иакова, архитектору Маркову – святителя Николая…”.
Новая церковь была трёхпрестольной, но упомянутый в заметке престол (придел) св. пророка Илии был в дальнейшем переосвящен в честь святых Жён-мироносиц.
Пока что церковь была без колокольни. Её пристроили 10 лет спустя, в 1909 году. С этого времени храм можно считать уже полностью законченным.
В 1914 году Воскресенскому храму исполнилось 5 лет (если считать от завершения постройки колокольни). Вот что сообщали «Московские церковные ведомости» по этому поводу.
"Только что исполнилось 5 лет с тех пор, как стараниями бывшего священника о. Родиона Смирнова и церковного старосты Ларина на частные пожертвования сооружен великолепный храм в нашем приходе. Старанием того же старосты и настоятеля священника о. Троицкого, в течение этих пяти лет собраны новые средства, на которые приобретен, а 20 апреля сего года повешен новый колокол весом 315 пудов 10 фунтов».
В переводе на современные меры колокол весил более 5 тонн. Как не прискорбно, в том же 1914 году, в феврале, церковь обокрали. Охотники за драгоценной утварью, дорогими окладами икон и прочими церковными «сокровищами» были всегда, не только в советское время (когда ценности просто изымали “на революционные нужды”).
Старая деревянная церковь, хотя и бездействовала, но простояла еще до 1922 года. Тогда, по разрешению Св. Синода, её разобрали, а из брёвен сложили дом для диакона.
Но недолго действовала и новая каменная церковь. В середине 30-х годов, во время т.н. “пятилетки безбожия”, Воскресенский храм, как сотни и тысячи других храмов по всей России, был закрыт, утварь “изъята”, колокола сняты, иконостас порушен, священники репрессированы…
В здании бывшей церкви устроили склад кожсырья (кроличьих шкурок для фетровой фабрики), а затем и вовсе забросили. Несколько десятилетий храм оставался бездействующим и постепенно разрушался.
В 90 его руины вернули общине верующих. Первое богослужение после долгого перерыва состоялось 19 августа 1990 года, в праздник Преображения Господня.
С тех Воскресенский храм, который по существу является символом нашего города, носящего его название, воскрес, возродился вновь, как птица Феникс, во всем своем великолепии.
Таким образом, Воскресенский храм освятили в 1898 году и 10 лет он стоял без колокольни, которую пристроили в 1909 году. Отсюда и дата на фасаде колокольни.
Материал подготовлен на основе фундаментального труда наших земляков Александра Суслова и Андрея Фролова "Истории, очерки Воскресенского края"