Найти в Дзене
Уральский историк

Уральская Белоруссия

Ещё с советского времени существовала поговорка: «три свердловские дыры: Гари, Шали, Таборы…» Гаринский, Шалинский и Таборинский районы и тогда, и сейчас считались и считаются достаточно отдаленными. Помимо того, благодаря угодливости историков и краеведов, меняющих политические оценки прошлого, со скоростью флюгеров, за Гаринским и Таборинским районами закрепилась репутация территорий ГУЛАГа – масса публикаций рассказывают о страданиях раскулаченных в Гарях и Таборах. Это сочетается с поддержкой местными властями мотивов национального гнета немцев, украинцев  белорусов на Урале… Для тех, кто продолжает верить в притеснения национальных меньшинств (по терминологии той поры – нацменов), высланных на Урал в годы коллективизации, любопытная деталь: 13 мая 1931 года Таборинский район Постановлением Уралоблисполкома был отнесён к числу национальный районов области. Напомню, согласно установкам национальной политики раннего СССР, все компактно проживающие народы могли получить ту или иную ст
Рисунок: нейросеть
Рисунок: нейросеть

Ещё с советского времени существовала поговорка: «три свердловские дыры: Гари, Шали, Таборы…»

Гаринский, Шалинский и Таборинский районы и тогда, и сейчас считались и считаются достаточно отдаленными. Помимо того, благодаря угодливости историков и краеведов, меняющих политические оценки прошлого, со скоростью флюгеров, за Гаринским и Таборинским районами закрепилась репутация территорий ГУЛАГа – масса публикаций рассказывают о страданиях раскулаченных в Гарях и Таборах.

Это сочетается с поддержкой местными властями мотивов национального гнета немцев, украинцев  белорусов на Урале…

Для тех, кто продолжает верить в притеснения национальных меньшинств (по терминологии той поры – нацменов), высланных на Урал в годы коллективизации, любопытная деталь: 13 мая 1931 года Таборинский район Постановлением Уралоблисполкома был отнесён к числу национальный районов области. Напомню, согласно установкам национальной политики раннего СССР, все компактно проживающие народы могли получить ту или иную степень автономности. Большие территории становились республиками, территории поменьше – национальными округами, далее шли национальные районы и сельсоветы.

-2

В соответствии с этим в национальном белорусском Таборинском районе была открыта белорусская школа, учителя съездили в Белорусскую ССР на курсы по языку. На белорусский язык частично было переведено делопроизводство.

К 1934 году в Таборинском районе уже 40 процентов обучения в школах велось на белорусском языке.

Тем не менее, современные грантовые историки пишут о национальном гнёте раскулаченных белорусов на Урале. Пишут, что местные условия «повлияли на утрату многих форм традиционной культуры, бытовавших в их семьях. В особенности это касалось праздников и обрядов».

Причем, по их мнению, между белорусами Таборинского района существовало деление:  приехавшие из Белоруссии в столыпинских вагонах при царе называли себя «самоходами», а сосланные сюда в 1930-е годы раскулаченные считали себя белорусами. При этом, ни те, и другие не имели каких-либо заметных культурных различий, имея «тот же говор и те же обычаи».

Для многих современных историков окончательное обнищание и столыпинские переселение бедноты из Белоруссии – факт позитивный, ссылка белорусских богатеев – факт отрицательный.

Если советскую власть не обвинять в идеях коренизации, то можно обвинять в насильственной ассимиляции – вариант беспроигрышный.

В 1937 году повсеместное создание национальных территорий было признано ошибочным и Таборинский белорусский район утратил статус национального.