Почему Китай и Россия не могут помочь Острову свободы разжать смертельные объятия США.
В предыдущих номерах «КП» за 3 и 4 февраля с. г. и на сайте KP.RU мы рассказали о туристической Кубе. Теперь - о политическом раскладе и экономических бедах кубинцев.
«ПРАВДА»? ЗНАЮ ТАКУЮ ГАЗЕТУ!
В Гаване я познакомился с кубинским писателем Луисом Толедо Санде. Зашел к нему в гости.
Он живет в высотке. Из-за частых отключений электричества пользоваться лифтом страшновато. В крупных зданиях в Гаване часто есть генераторы. Но я решил не рисковать и пошел по лестнице.
Луису 75 лет. Раньше он работал дипломатом в посольстве Кубы в Испании. Теперь пишет книги о кубинской культуре и о Хосе Марти - отце-идеологе независимости Кубы. Хосе Марти боролся за свободу острова от испанской короны, сам Фидель Кастро считал его своим учителем.
Писатель встречает меня в футболке с надписью «марсианские штудии». Мне так показалось, а на самом деле - мартианские. То есть исследование жизни Хосе Марти.
Седой гривой Луис Толедо Санде похож на старого льва. Он вдовец, живет один. Его квартира - кунсткамера с диковинами из разных стран.
- Из какой газеты, говоришь? - оглядывает меня внимательно.
- «Комсомольская правда».
- «Правда»? Знаю такую газету! Коммунистическая! Неужели еще существует? - радуется Луис, и я не решаюсь его расстроить.
Он заваривает кафесито (маленький кофе). Говорим на испанском. Он - изысканно, как положено писателю. А я - как рыбак на набережной Малекон, вслушиваясь в бушующий океан незнакомых фраз.
«ВОЙНА С НАМИ ОБОЙДЕТСЯ ДОРОГО»
- Наша молодежь про революцию знает только из книг, - говорит писатель. - Люди забыли, почему она случилась и для чего была нужна. Враг этим пользуется. Душит нас санкциями, убивает экономику, а потом говорит, что социализм неэффективен. Но революционное правительство выбрано большинством народа. Мы сами хотим решать, как нам жить.
Луис Толедо Санде вспоминает детство. Он родился в провинции Ольгин в крестьянском доме. Его отец владел небольшим участком земли, но был беден. В доме было голодно. Родители не могли купить Луису одежду и обувь, чтобы он пошел в школу. Если бы не революция, то и школы бы не было. Тем более не было и шансов поступить в университет. Но он поступил и там изучал кубинскую и испанскую литературу. Стал дипломатом. Это блестящая карьера для крестьянского ребенка.
Сейчас Луис с надеждой и тревогой наблюдает, как меняется общество. На Кубу возвращается частное предпринимательство. Открываются магазины и кафе, люди стараются заработать. Обществу нужна собственность. Но пока Куба независима, США не дадут ей жить. Не важно какая там форма собственности.
Кубинские мигранты в Америке открыто призывают бомбардировать остров. Пусть не все, но в прессе слышно самых злобных. Куба постоянно под угрозой войны.
- Трамп только что убил 32 кубинца в в Венесуэле. Но нас много миллионов, - говорит Луис. - США могут разрушить Кубу, но война с нами обойдется дорого.
ПОЧЕМУ ГАВАНА РАССЫПАЕТСЯ
В центре Гаваны я встретился с гражданином России, который просил его не называть. Пусть будет Дмитрий. Он живет на Кубе три года.
Мы сидим с ним в модном частном кафе PaZillo. Кубинский фуд-фотограф (есть такие!) за соседним столиком снимает натюрморт из сэндвичей - для рекламы заведения.
- Куба на изломе, - говорит Дмитрий. - Появился частный сектор. У людей есть деньги, и они не боятся показать это. Посмотри вокруг: по Гаване ездят «Гелендвагены» и даже «Тесла»!
Я соглашаюсь, дорогих машин много. Но если есть деньги, почему буксует экономика, нет электричества, а Гавана рассыпается в прах?
- Основа экономики - топливо, - поясняет Дмитрий. - Электричество на Кубе производят из мазута. Купить его сложно. Оплатить нельзя - банки не примут перевод из-за страха вторичных санкций. Нужно больше посредников, и каждый возьмет долю - цены вырастут. Судно и груз нужно застраховать, а кто захочет связываться с американцами, которые отслеживают все страховые операции?
Получается, что на частные покупки США закрывают глаза. Дают новым кубинцам насладиться западными благами - «джинсами и жвачкой». А все, что связано с государством, без жалости растаптывают.
Кубинские ТЭС изношены. Оплатить и доставить оборудование сложно. В прошлом году несколько раз был блэкаут, электричество отсутствовало во всей стране. Кроме больниц, пекарен и отелей (несущие валюту иностранцы не должны пострадать). В стране за год вырабатывается до 18 млн кВт-ч. А нужно в два раза больше!
Чтобы решить проблему, на Кубе открывают парки с солнечными батареями. Но заменить старые ТЭС они не могут. Советский Союз хотел построить в провинции Сьенфуэгос атомную станцию «Урагуа» (Huragua). Не успел. Там до сих пор сохранился Сьюдад Нуклеар (атомный городок). Городок есть, а станции нет.
ТРАМП КЛИНТОНА НЕ СЛАЩЕ
- Ну, хорошо. А почему в Гаване грязно? Чтобы собрать мусор, электричество не нужно! - говорю я.
- А как вывозить? Техника изношена. Нет мусоровозов, нет запчастей, нет топлива, - отвечает Дмитрий. - Замкнутый круг. То же самое с сахарным тростником. Без техники, без топлива производство невозможно. А ведь сахар был основой кубинской экономики!
Остается один туризм. Но и там всё непросто.
При президенте Клинтоне в 1996 году был принят закон, по которому любая иностранная компания, ведущая экономическую деятельность на Кубе, могла быть привлечена к ответственности в Штатах. А руководителям и акционерам таких компаний запрещался въезд в США.
Закон запретил достраивать атомную станцию «Урагуа», хотя Куба могла найти деньги на ее завершение.
Было много других претензий и угроз. Включая важный пункт: если ваши интересы были ущемлены при национализации собственности на Кубе, то вы имеете право подать иск в американский суд.
Представьте, что у вас до революции (1959 года) была лачуга на берегу океана. А сейчас сюда пришла крупная отельная сеть из Испании или Канады и решила построить на этом месте курорт. Что будет дальше? А дальше ее засыплют исками в американских судах, требуя компенсации. И попробуй докажи, что никакой лачуги там не было.
До недавнего времени этот закон не применяли. Но Трамп ввел его в действие. Уже поданы первые иски. А ведь речь не только о строительстве. Даже в существующий кубинский отель, якобы стоящей на земле «наследников, живущих теперь в Майами», иностранный туроператор не может безнаказанно отправлять туристов. Риски для крупных компаний - колоссальные.
Кубу зажали в угол. А тут еще новая напасть - лихорадка чикунгунья, которой переболели почти все мои кубинские собеседники. Впору поверить, что в этом безобразии тоже виноваты США. Я не удивлюсь!
Пока мы сидели за столиками на улице, мимо проехал «УАЗ» с прицепом. На прицепе был установлен гигантский фумигатор, и улицу окутали облака вонючего дыма. Так на Кубе борются с комарами, переносчиками лихорадки. Мы прочихались и продолжили наслаждаться вечерней Гаваной.
НАСЛЕДИЕ СССР ПРОЕДЕНО
В России у меня есть товарищ Антон. Мама - русская, а отец - кубинец и продолжает жить на Кубе. При этом у Антона есть гражданство США. Он - русский, кубинец и американец одновременно. Часто ездит между тремя странами.
Перед командировкой я расспросил его, что он думает о будущем Кубы. Антон был настроен скептически:
- Единственным союзником Кубы, который давал ей нефть, была Венесуэла. Теперь нефти не будет.
Правда, есть еще Мексика. Но если США захватывают танкеры, идущие под российским флагом, - что им мексиканский?!
Экономические трудности порождают проблемы социальные. Когда нечего есть, развиваются преступность, наркоторговля, усиливается коррупция.
А Китай? Не столько помогает, сколько прихватывает на Кубе что может. Взял под свой контроль мировую торговлю кубинскими сигарами.
Производство тростникового сахара практически остановлено. Из 100 заводов осталось лишь 2...
- Есть такое испанское слово - resolver. Оно означает «решать». На Кубе ты не зарабатываешь, ты разруливаешь, решаешь проблемы! - говорит Антон.
Раньше у Кубы был человеческий ресурс. Со времени СССР у кубинцев было хорошее образование. И Куба экспортировала специалистов: врачей, инженеров, спортивных тренеров. В итоге многие остались за границей и не хотят возвращаться. А без кадров деградируют все отрасли экономики и культуры. В том числе образование. Воспроизводить блестящих специалистов Куба самостоятельно уже не может.
НЕНАВИСТЬ ИЗ ФЛОРИДЫ
Но зачем все это Штатам? Неужели нельзя оставить в покое маленькую Кубу? Она никому не угрожает. Даже смирилась с американской военной базой в Гуантанамо, на которой янки устроили тюрьму с блэкджеком и пытками и делают вид, что это не на территории США нарушаются права человека, а где-то там - на Кубе.
- Есть разные причины. Одна из самых важных - Флорида, от которой зависят результаты выборов президента США, - уверен Антон. - Во Флориде живет 4 миллиона американских кубинцев. И Флорида в итоге голосует так, как проголосуют эти кубинцы.
Большинство живущих в Майами кубинских эмигрантов ненавидят социалистическое правительство Кубы, потому что их родители или деды лишились имущества, национализированного революцией.
Нам легко понять, что в голове у таких «борцов с режимом», - у нас свои такие же, сбежавшие за границу и готовые обрушить любые бомбы и санкции на оставшихся на Родине.
- Кубинцы из Майами хотят разорвать остров на куски. Мечтают отомстить. Они воспитаны в ненависти. Когда умер Фидель Кастро, на 8-й улице в Майами они устроили карнавал, - говорит Антон.
Кубинская диаспора в США богата и влиятельна. Ей принадлежат банки и порты. Среди них есть сенаторы-кубинцы, три конгрессмена и даже госсекретарь Марко Рубио - он тоже кубинец из Майами.
Трамп получил на выборах поддержку Флориды, потому что пообещал, что займется Кубой. Но если он ничего не сделает, на следующих выборах избираться президентом будет уже Марко Рубио, который точно не отстанет от Кубы. И в случае успеха американцев она рискует превратится в обычную латиноамериканскую страну - с богатыми гетто, нищими трущобами, безграмотностью и преступностью.
Осталось понять, что делать Кубе. И может ли Россия что-то сделать для нее.
Продолжение следует.
Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru