Спешила покинуть музей. Слева увидела небольшое помещение, еще одна выставка? Пожалуй, сегодня не осилю, мелькнула мысль. Но все же заглянула. Увидела необычно оформленное пространство, обклеенное обрывками писем и фотографий.
Письма из Владивостока! Кому письма? Начала читать и не ушла, пока не прочла все до единого.
Американка, приехавшая во Владивосток с мужем в 1894 году и покинувшая его в 1930 году.
Как она оказалась во Владивостоке?
Элеонора Лорд Прей уроженка Южного Бервика прибыла из штата Мэн на Дальний Восток в июне 1894 года.
Молодая и восторженная Элеонора только что вышла замуж за одного из членов семьи Чарльза и Сары Смит, торговцев, владевших во Владивостоке «Американским Магазином».
Смит любил приключения и они привели его на Камчатку, где торгуя мехами он смог сколотить капитал, а перебравшись во Владивосток построил большой дом, где на первом этаже, в его магазине, можно было купить все от револьвера до консервы. Как там у Маршака, Мистер Смит построил Большой Дом.
Дом Смит построил и ему был нужен помощник в торговле. Им и стал Фредерик, брат жены Сары. Родственники заключили контракт на пять лет. Однако Фредерик был еще и искусным ювелиром, выполнял частные заказы русских морских офицеров. Через четыре года умер Чарльз, Фредерик и Элеонора не смогли бросить Сару в беде, которая унаследовала от мужа магазин и пять кирпичных домов в Почтовом переулке.
Преи, жившие неподалеку, перебрались к ней и стали жить все вместе, в великолепном двухэтажном доме Смитов с шикарным видами на бухту Золотой рог и Амурский залив. Из окон были видны даже киты! Здесь и родилась 26 июня 1906 года у Преев Доротея. Своим появлением девочка сняла с дома печаль, поскольку до нее здесь детей у хозяев не рождалось.
Будучи талантливой и наблюдательной, Элеонора познакомилась со многими горожанами. Среди гостей дома Преев были посетители высшего общества , именитые торговцы, консулы иностранных государств и творческая интеллигенция.
Элеонора ввела традицию: все гости расписывались на белой льняной скатерти, а она затем вышивала эти автографы. Если вы когда-нибудь посетите музей истории Дальнего востока имени В.К.Арсеньева, то увидите эту уникальную скатерть с живыми росчерками давно ушедших людей. Это и Линдгольм, Бринер, Альберс и другие известные личности.
- Помните в каком доме была такая традиция еще? Только скатерть там была синяя.
Элеонора была прекрасной рассказчицей, все радости и превратности своей жизни в России она сумела превратить в красочное и увлекательное свидетельство стойкости и способности к жизни.
36 лет в городе, который полюбила всей душой.
Эта любовь чувствуется в каждом ее письме, в каждой строчке. А писем было великое множество, длинных и коротких.
Все они летели на родину в СЩА, как весточки из страны, на долю которой выпали катастрофические потрясения: русско-японскую войну 1904-1905 гг., первую мировую, революцию, интервенцию, разруху.
Как пережили эти времена горожане, как налаживали быт свой в новых условиях и писала Элеонора в своих письмах родственникам и друзьям.
Шестнадцать тысяч страниц из ее 2000 писем сохранилось и стало подлинным историческим документом, повествующим о жизни города в конце 19 начала 20 века. А еще фотографии! Она сделала множество фотографий, ставших бесценной хроникой жизни города. Два альбома фотографий было передано музею внучкой Элеоноры. А сохранилось еще двадцать семейных альбомов!
Она похоронила своего мужа Фредерика на Покровском кладбище, позже прах был переправлен в Америку. Она отказалась покинуть Владивосток в 1916 году, когда Сара Смит отправилась в Шанхай вместе с Доротеей, для того чтобы девочка смогла учиться в американской школе. Элеонора устроилась работать в торговый дом «Кунст и Алтберс» и продолжала трудиться там пока компанию не закрыли.
День подходит к концу, я гуляю по улице Светланской и встречаю Элеонору, прямо у Главпочтампа. Она жила в Почтовом переулке, откуда и ведет лестница. Несёт очередное письмо, прижимая его к груди, чтобы отправить родственникам.
Обычная история, но только для меня она уже совсем необычная…
Как и для многих владивостокцев, в благодарность за уникальный вклад в историю города установивших памятник Элеоноре Лорд Прей здесь, недалеко от дома номер 5.
А рядом, на стене цитата из ее письма:
«Иногда я просто жажду убраться отсюда и покончить со всеми заботами и неприятностями повседневной жизни… Но, в глубине души, я знаю, что нигде мне не будет так хорошо, как в этом неухоженном, но прекрасном месте».
После потери средств к существованию 6 октября 1930 года на пароходе «Глениффер» Элеонора Лорд Прей навсегда покинет Владивосток.
Она уедет в Шанхай к своей дочери Дороти и устроится библиотекарем в общежитие Американской школы.
После нападения японцев на Перл-Харбор она проведет год в японской лагере для интернированных лиц. Вернувшись в США в рамках обмена военнопленными она поселится в Вашингтоне, где и закончится ее жизненный путь в 1954 году.
P.S. « Письма из Владивостока» Элеоноры Прей будут изданы ее внучкой Патрицией Д. Сильвер. Книгу переведут на русский.
Я так и не купила книгу, тщетно пытаясь найти ее в книжных и сувенирных магазинах Владивостока.
Спасибо за прочтение, за лайки и комментарии. Они здорово мотивируют автора для написания будущих статей. Подписывайтесь, даже если чтение для вас было бесполезным, но лёгким и приятным.