Что дебют международной ярмарки в Катаре говорит о локальной арт-сцене
5–7 февраля в Дохе проходит первый выпуск Art Basel Qatar. В ближневосточном издании крупнейшей международной ярмарки современного искусства принимают участие 87 галерей, в том числе такие тяжеловесы, как Gagosyan, David Zwirner, Hauser & Wirth, Pace, Perrotin и White Cube. И хотя другие мероприятия бренда обычно собирают более 200 участников, Art Basel Qatar компенсирует более скромный состав нетривиальной концепцией и громкими именами — Пабло Пикассо, Жан-Мишель Баския, Брюс Науман, Марлен Дюма, Георг Базелиц и другие.
Текст: Инна Логунова
Еще одна особенность — размещение ярмарки в нескольких выставочных локациях, где каждая галерея представляет только одного художника, и открытая, почти музейная их планировка без традиционных стендов. Ярмарка объединила семь площадок, главными стали центр дизайна M7 и дизайн-квартал Doha Design District. Между ними находятся специальные проекты, построенные вокруг идеи внутреннего двора как места встречи и общения — важного элемента в культуре Ближнего Востока.
Такой скорее кураторский, нежели коммерческий подход означает ориентацию ярмарки на институциональные продажи и взаимодействие с музеями, коих в Катаре в XXI веке появилось немало. Как в стране развивалось современное искусство в последние десятилетия и какие институции формируют его арт-сцену сейчас — в материале Weekend.
Эпоха мегамузеев
Сфера современного искусства в эмирате последовательно формируется уже более 20 лет в рамках государственной культурной политики, где главная роль принадлежит правящей семье Аль Тани. Будучи частью этой долгосрочной стратегии, запуск Art Basel Qatar призван также усилить коммерческую составляющую катарской арт-сцены.
Системные инвестиции в культуру начались в середине 2000-х годов, когда была создана правительственная организация Qatar Museums, курирующая большинство музейных и выставочных проектов страны. Ее возглавляет сестра эмира шейха Аль-Маясса Аль Тани, чье имя регулярно фигурирует в мировых рейтингах самых влиятельных людей в искусстве. По ее инициативе были приобретены работы Поля Гогена, Поля Сезанна, Энди Уорхола, Дэмиена Хёрста и других западных художников и создано одно из самых известных произведений паблик-арта в стране — скульптура «East—West/West—East» американского художника Ричарда Серры, установленная в 2014 году в природном заповеднике Брук в катарской пустыне.
В 2008 году в Дохе открылся Музей исламского искусства по проекту звездного американского архитектора китайского происхождения, лауреата Притцкеровской премии Й.М. Пэя — это был первый мегамузей в регионе Персидского залива. Его возвели на искусственном острове, где впоследствии в 2019 году также разместился спроектированный Жаном Нувелем Национальный музей Катара, специализирующийся на истории и наследии страны. В 2010-м заработал Арабский музей современного искусства Mathaf, задуманный как одна из главных культурных институций Катара. Его фонд составила коллекция искусства арабского мира за последние два столетия, собранная шейхом Хассаном бен Мухаммедом бен Али Аль Тани.
Обе эти институции появились значительно раньше аналогичных проектов у соседей: Центр мировой культуры короля Абдель Азиза (Итра) в Саудовской Аравии открылся в 2016-м, а Лувр Абу-Даби в ОАЭ — в 2017-м.
В числе других важных площадок Дохи — резиденция и галерея Fire Station, расположенная в здании бывшей пожарной части. Ее первым художественным руководителем чуть больше года назад стал египетский художник Ваэль Шауки — он же выбран и арт-директором Art Basel Qatar,— существенно расширивший образовательную программу и географию стран, из которых приезжают участники резиденций.
Выставочными блокбастерами известна галерея Al Riwaq неподалеку от Музея исламского искусства — здесь показывали сольные проекты Дэмиена Хёрста, Джеффа Кунса и Такаси Мураками.
Гонка арт-брендов
Сейчас в Катаре идет работа над запуском ряда новых проектов. В 2030 году планируется открытие Art Mill Museum в Дохе, где будет представлено современное искусство со всего мира — от живописи, скульптуры, фотографии и кино до архитектуры, дизайна и ремесел,— и Музея восточного искусства в Лусаиле, который сейчас строит швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron.
А уже в ноябре состоится первый выпуск квадриеннале Rubaiya: выставки и публичные инсталляции охватят разные части страны, а центральная экспозиция разместится в Al Riwaq. Этот дебют совпадет с запуском другой ближневосточной ярмарки — Frieze Abu Dhabi в ОАЭ.
Сейчас многие коллекционеры и арт-менеджеры совместили поездку на Art Basel Qatar с посещением третьего выпуска саудовской биеннале в Дирийе, которая продолжается до начала мая. Подобным образом они будут выстраивать маршрут между Эмиратами и Катаром и в ноябре. А западный арт-рынок меж тем выжидательно наблюдает за этим соревнованием и одновременно коллаборацией стран Персидского залива и ищет способы интеграции в него.
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!