Найти в Дзене
Читала_Алла

Если побывать на Курильских островах...

В издательстве «МИФ» выходит интересная серия "Читаем Россию". Каждая книга представляет собой какой-то регион нашей страны. Не просто представляет, а непосредственно действие книги и её сюжет касаются жизни в этой местности.
Сегодня расскажу о книге "Язычник", которая представляет Сахалинскую область.
Александр Владимирович Кузнецов-Тулянин, автор этой книги, пишет в предисловии к своему

В издательстве «МИФ» выходит интересная серия "Читаем Россию". Каждая книга представляет собой какой-то регион нашей страны. Не просто представляет, а непосредственно действие книги и её сюжет касаются жизни в этой местности.

Сегодня расскажу о книге "Язычник", которая представляет Сахалинскую область.

М.: Издательство «МИФ», 2024
М.: Издательство «МИФ», 2024

Александр Владимирович Кузнецов-Тулянин, автор этой книги, пишет в предисловии к своему роману:

«... мы говорим так: люди делятся на тех, кто видел Курилы, и на тех, кто их не видел. Хотите, чтобы я расшифровал, что за этими словами скрывается? Пожалуйста — я посвятил этому целый роман, и он перед вами».
А. В. Кузнецов-Тулянин, фото из открытого источника
А. В. Кузнецов-Тулянин, фото из открытого источника

Ещё автор сетует на то, что сюжет книги развивался буквально в процессе написания, и от первоначального замысла не осталось и следа. Ну что же, посмотрим, куда завело Александра Кузнецова-Тулянина его писательское вдохновение.

Курилы 1990-х годов. Морок этого времени чувствуется во всём – в людях, в животных, в природе вообще. Персонажей достаточно много, но сюжет не цельный, не сквозной. Мы видим, как живёт, например, учитель, капитан рыболовецкого судна, милиционер, молодая женщина с изломанной судьбой. Как они общаются, любят и не любят друг друга, о чëм думают, едят икру и пьют, конечно.

«Одно время Южно-Курильский район из тысяч районов Советского Союза занимал четвëртое место по количеству декалитров спиртного, принимаемых на грудь каждой смертной душой. Бессонова удивляла не столько эта цифра, случайно просочившаяся в народ из райкомовских бумаг,
...больше его удивляло, что где-то в огромной стране есть три района, расположившиеся на пьяном пьедестале и затмившие достижения Южных Курил. «Какой же крепкий и решительный народ должен был населять те земли?» – думал Бессонов о неизвестных ему поклонниках огненной воды».
Форзац
Форзац

Островная жизнь, она особенная. Важное от неважного не всегда отличишь...

«Здесь всё перепутывалось, сливалось и упрощалось. Три праздника – Новый год, Пасха и День рыбака – давно стали всеобщим мерилом веселья, независимо от национальности и вероисповедания».

Некоторые персонажи описаны немногословно, но посмотрите, как образно.

«Внешний мир давно не совпадал с устройством его души».

А вот посмотрите, как встречают приезжих японцев.

«Валера, получив стакан, поднялся, баян, со стоном раздавшись, свесился на его животе широкой ребристой дугой. Громко, чтобы перекрыть говор, Валера сказал:
— За великую Японию!
Младший сын Удодова бодренько отозвался:
— Япан — грейт кантри!
Японцы тоже поднялись с лавочки, закивали, приложились к своим стаканам, чуть зачмокали и загудели, сквозь тошноту как бы изображая удовлетворение.
— Э, нет, до дна! — закричал Валера. — За Японию — не хотите до дна?!
— До дна! До дна! — стали скандировать пьяные голоса».

Вот уж точно – что русскому хорошо, то японцу...

Иллюстрация из книги
Иллюстрация из книги

А ещё эта книга о... ненависти.

«... он успокаивал себя, стараясь думать о другом, точнее, о других, на них изливая гнев: « Да, я всегда ненавидел море, пароходы, на которых плавал, обалдуев, вахлаков, матросню, всех этих напыженных рыбачков, варваров...» И он наливал себе ещё стопочку и ещё».

Думаете, кто так откровенно говорит о ненависти к морю, матросне? А это капитан рыболовецкого судна...

Вот тут я остановлюсь чуть подробнее. Ненависть — главное действующее лицо в этой книге. Агрессивная, злобная и слепая. Все друг друга ненавидят, в лучшем случае – презирают.

Даже о взаимоотношениях человека и океана мы читаем:

«А что ты есть? Наполненное мелкой эгоистичной энергией отродье природы?»

Как вам формулировка?

Некоторые персонажи вызывали у меня сочувствие и жалость, но... неприятны были все. И это доставляло мне почти страдание, я крайне болезненно переживаю, когда с книгой складываются такие отношения.

И ещё я поняла, что люди именно так и описаны в книге – без любви, без уважения. Это моя претензия к автору, конечно.

Самое обидное, что написана книга прекрасным языком, писатель мастерски владеет словом. Но для меня лично никакие шутки про пьяных японцев не могут растопить злое ядро этой книги.

По большому счëту, это очередная книга о морочных, чернушных 90-х годах (некоторые отвратительные сцены лучше бы я никогда не читала). Об этом времени слишком много литературы, и эта книга, пожалуй, даже вторична. Разве что, с Курильским колоритом.

Наверное, я категорична. Не навязываю свою точку зрения. На самом деле, я расстроена. Этот отзыв дался мне непросто, книгу прочитала несколько месяцев назад, думала, вовсе не буду писать о ней, но захотелось высказаться. Потому как после такого чтения считаю себя почти обиженной.

Жаль, очень жаль. Интересные, начитанные люди советовали мне эту книгу как сильнейшую. Ну... спишем мою оценку на мою тугодумность. Пусть так.

(Да! И я не поняла, кто там, собственно, язычник? И почему? Если читали книгу и вам всё понятно, напишите, пожалуйста, комментарий.)

***

-5

Это вторая книга из этой серии, прочитанная мной. И опять не моё. Ещё одна книга про Ямало-Ненецкий АО мне подарена. Ну что ж, сделаем ещё одну попытку.

А про "Чëрную избу" здесь. 👇