«...Мы носили ситцевые платья и платки, а на ногах – сапоги, смазанные дёгтем. Мы умели обходиться без сытой пищи и тёплой одежды. Но мы не искали лёгкой судьбы! Мы отдали Родине всё без остатка: свою любовь, труд, жизнь своих сыновей...».
В Ржевском краеведческом музее хранятся записки известного ржевского педагога Ольги Зверевой (1896-1990) под названием «Следы жизни». За лаконичными записями – простая русская женщина, но в её простоте – величие того времени! В марте 1943 года Ольга Алексеевна была направлена на работу в освобождённый Ржев – на должность заведующей отделом народного образования. А в нынешнем году исполняется 130 лет со дня её рождения...
«У КРАЯ ЖИЗНИ»
В апреле 1978 года Ольга Алексеевна написала письмо министру просвещения СССР, народному депутату Верховного Совета по Ржевскому избирательному округу Михаилу Прокофьеву: «Дорогой Михаил Алексеевич! Примите с добрым сердцем мои записки – «Следы жизни». Не огорчайтесь, пожалуйста, на мою смелость! Я стою у края жизни и не могу уничтожить то, что создавала и над чем работала всю жизнь. Мне некому их передать. Моя семья – муж и два сына, офицеры Красной Армии – ушли из жизни в годы Великой Отечественной войны».
Ответное письмо министра просвещения СССР не заставило себя ждать. «Оно влетело в мою жизнь как дуновение ветра в яркий солнечный день! И всплыло в памяти всё светлое», – напишет потом Ольга Зверева в продолжение своих записей. «Дорогая Ольга Алексеевна! Великая благодарность за ваш прекрасный труд во имя расцвета советского просвещения и во славу нашей Родины, – написал в ответном письме Михаил Прокофьев. – Мы организуем музей истории народного образования СССР, и ваши материалы будут там драгоценным экспонатом».
Увы, такой музей не был создан. А ведь опыт советской педагогики – это, по сути, сводная биография русского учительства. И каждый настоящий учитель наполняет его своими поисками, раздумьями, переживаниями, взглядами. «Я просто излагала свои мысли и факты...» – скажет позже журналистам Ольга Зверева.
«ВОТ ОН – ИЗРАНЕННЫЙ РЖЕВ!»
Свои записи Ольга Зверева начала вести с 12 марта 1943 года, когда приехала в освобождённый Ржев. «Смотрите! Вот он – израненный Ржев!» – произнёс мой попутчик. Везде лежали окостенелые солдаты, кровавые пятна на снегу пожелтели. Глядела я на эту страшную картину, и становилось трудно дышать. На Советской площади мрачным призраком стояла виселица: два столба с перекладиной, с которой спадали вниз три верёвки, затянутые мёртвой петлёй».
Кстати, верёвку от виселицы сегодня можно увидеть в экспозиции Ржевского краеведческого музея. Эту верёвку Ольга Зверева хранила более 20 лет, а в 1964 году передала директору музея Николаю Вишнякову.
«Во время переправы через Волгу перевозчик спросил нас, по какому делу мы приехали. «Мы – учителя и приехали работать». – «Учителя! – протянул он с удивлением, – а в городе ни одной школы нет».
Председатель горсовета Сергей Комаров поставил перед Ольгой Зверевой задачу: «Вам, кавалеру ордена Ленина, партия поручает открыть первую страницу в истории народного образования в освобождённом от фашистской оккупации городе Ржеве!». Уже 20 марта 1943 года исполком горсовета принял решение о восстановлении к началу учебного года железнодорожной (№30) и школы им. А.С. Пушкина. «Прошло 5 недель со дня моего приезда в Ржев, – записала в дневнике Ольга Алексеевна. – За это время 135 сирот определены в детские дома городов области. Дети плакали. Делала всё, чтобы смягчить их грусть».
Июнь 1943-го. Возвращаются в родной Ржев учителя. Идёт утверждение педагогических коллективов школ, организация родительских и ученических воскресников – под лозунгом «Мы возродим тебя, родной Ржев!». 1 сентября 1943 года состоялся митинг в школе №1 им. А.С. Пушкина. «Сегодня для нас – день радости. Мы снова дружной семьёй собрались в школе. Нет слов, чтобы отблагодарить Красную Армию, которая освободила нас от гитлеровского ига, снова принесла нам счастье жить».
К годовщине освобождения Ржева от фашистской оккупации – 3 марта 1944 года – дети и педагоги Пушкинской школы издали рукописный журнал «Глазами детей» с детскими рассказами о пережитых чёрных днях в обстановке дикого произвола и зверств, творимых в период 17-месячной оккупации Ржева. Журнал был выпущен в двух экземплярах, один из них хранится в краеведческом музее города.
«ЕГЭ» ПО РУССКОМУ В 1943-М
Учебный год окончился, по его итогам дети показали хорошие знания учебной программы. В их сочинениях и ответах на экзамене отражена горячая любовь к Родине. Василий Румянцев, ученик 10-го класса Пушкинской школы, в своём сочинении написал:
«Каждый советский боец знает, за что он идёт в бой. Колхозник дерётся за землю дедов. Рабочий – за труд. Интеллигент сражается за нашу культуру, за право творить, мыслить. Юноши сражаются за чистоту любви, за русских девушек. Отцы – за счастье детей и честь матерей. Подростки – за то, что им предстоит. Старики – за то, что они сделали. Русские – за Пушкина, за Волгу, за берёзы. Украинцы – за Шевченко, за хаты, за вишни. Грузины – за Руставели, за горы, за виноградники. Все народы за одно – за Родину. Недалёк тот час, когда столица нашей Родины – Москва – будет салютовать доблестным войскам Красной Армии, занявшим город Берлин».
По нынешним временам – готовый 100-балльник!
УСПЕВАЕМОСТЬ – 96 ПРОЦЕНТОВ
5 июля 1944 года в освобождённом Ржеве состоялась первая сессия городского Совета по народному образованию. «Депутаты обсуждали мой отчёт – итоги учебно-воспитательной работы за первый учебный год, – фиксирует события Ольга Зверева. – Работают две школы – городская и железнодорожная. В них обучаются 1412 школьников. Годовая успеваемость – 96 процентов. В учебную программу внесено обязательное военное обучение. Установлен приём в школу детей семилетнего возраста. Введена 5-балльная система оценок за знания и поведение ученика».
Сессия горсовета отметила положительные стороны в работе городского отдела народного образования и школ. При таких показателях иного просто быть не могло! В тот период дети и учителя двух школ Ржева передали в Фонд обороны СССР 29 тысяч рублей. Верховный главнокомандующий И.В. Сталин в ответ на это событие прислал заведующей отделом народного образования Ольге Зверевой телеграмму: «Товарищ Зверева! Примите мой горячий привет и благодарность Красной Армии за вашу заботу!».
КОНЕЦ ВОЙНЕ
«9 мая 1945-го. На рассвете дня влетела молнией радостная весть в каждый дом: конец войне! Победа! Ура-а-а! Шумными потоками вливаются ржевитяне на улицу Коммуны – встречать мир. Люди смеются, плачут от счастья и целуют друг друга. Затих гром жестокой войны, бушевавшей 1418 дней и ночей», – ликует Ольга Алексеевна. – Учителя – фронтовики возвращаются в родной Ржев. Все они пришли в школу с добрым сердцем и желанием отдать свои силы и знания делу воспитания».
На 1947-1948 учебный год перед народным образованием были поставлены следующие задачи: воспитание человека нового общества с чертами коммунистической морали, грамотного, обаятельного по внешнему облику и духовному содержанию.
«НЕ СТОЯТЬ СТОЛБОМ»
В 1948 году в Ржеве приступили к обучению все дети школьного возраста. Бюджет по народному образованию города на год составил 1 012 000 рублей. В 1949-м Ольгу Звереву наградили вторым орденом Ленина.
7 января 1950 года в Ржеве прошла первая педагогическая конференция на тему: «Повышение успеваемости и качества знаний учащихся». В сентябре годовой бюджет по народному образованию составил 3 758 890 рублей. Средняя успеваемость учащихся по школам города – 92 процента.
11 июля 1950 года. Ольга Зверева завершила обучение на курсах при Центральном институте повышения квалификации руководящих работников народного образования в Москве. В своих записках она цитирует одного из лекторов, близкого по духу: «Руководители отделов образования не должны уподобляться дорожному столбу, который указывает путь другим, а сам остаётся на месте».
25 февраля 1955 года от лица интеллигенции Ржева Ольга Зверева выступила на встрече избирателей с кандидатом в депутаты Калининского областного Совета Иваном Дежиным: «Наше социалистическое Отечество – это новый мир. Он населён бесстрашным советским народом. Советский народ – богатырь. Со сказочной быстротой превращает дикие просторы царской России в счастливую жизнь. 100 лет тому назад писатель Н.В Гоголь писал: «Настанет час, когда Россия будет видима во все концы света...».
Это время настало, и мы с высоты, на которую поднялся советский народ, видим преображённую новую Советскую Россию, родную землю и людей, населяющих её.
ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ
25 июня 1956 года. В Ржеве проходит вечер выпускников. Уже отменена плата за обучение в 8-10-х классах, страна находится в преддверии обязательного среднего образования. «Пусть в ваших сердцах никогда не потухает надежда иметь высшее образование. И мечты сбудутся!» – пожелала подрастающему поколению заведующая отделом народного образования. – Не забывайте родной школы – этого очага радости! Сюда вы пришли из детского сада, а ушли с аттестатом зрелости. Горячо любите свою Родину – непобедимую крепость мира и жизни, крепость счастья, красоты и справедливости».
А над Ржевом стояла светлая, душистая ночь. В садах цвела сирень и жасмин. В утренней дали алел Восток. Просыпались птицы. «Молодёжь вышла из школы с песнями – заре навстречу. И по уснувшим улицам направилась на Советскую площадь – к памятнику Владимира Ильича Ленина», – записала в дневнике Ольга Алексеевна.
ПАМЯТНИК НЕ БОГУ
Но что же случилось с нашей прекрасной страной, почему дети таких замечательных учителей не сохранили её? Один из ответов – в записках Зверевой. На фотографии – Оковецкий собор Ржева, а внизу – поэтические строки, может быть, самой Ольги Алексеевны:
Не для богов творенье это
Не для попов и толстых лам,
Многоступенчатой ракетой
Вознёсся в небо древний храм.
Воздвигнут памятник не богу –
Наперекор людской судьбе,
Ведь те строители дорогу
В бессмертье сделали себе.
ПРОЩАЙ, РОДНОЙ!
Впрочем, в подлинное бессмертье шагнули сыновья Ольги Алексеевны. Сын Валериан погиб в 1942 году – в 19 лет. В последнем письме от 26 июня 1942 года он сообщал: «Мама! Спешу написать тебе. Твой завет, мамочка, биться с врагами геройски, я выполню, пока мои руки и ноги смогут управлять самолётом».
Второй сын, подполковник Евгений Зверев, в 1956 году трагически погиб на Сахалине. «Он ушёл из жизни в 36 лет. Жестокий, безжалостный удар судьбы. Прощай, родной! Ты по-прежнему останешься для меня улыбающимся и нежным...», – написала в дневнике безутешная мать.
«ВЫБЫЛА ИЗ ТРУДОВОЙ АРМИИ»
Спасала её лишь работа. Лучший опыт учителей школ Ржева освещала всесоюзная «Учительская газета», методические журналы, выпускаемые Академией педагогических наук СССР. Май 1956 года – проводы на пенсию. «Они подобны смерти, – считала Ольга Алексеевна. – Но жизнь пенсионера не должна проходить бледно, без мысли в голове, без дела в руках, без товарищей, радостей и впечатлений. А сердце щемит до боли, что ты выбыла из трудовой армии».
«КОГДА ПРИХОДИТ ВЕСНА»
Завершаются записки информацией о 40-летии со дня освобождения Ржева: «Когда приходит весна, ржевитяне вновь и вновь обращают свой мысленный взор к тому незабвенному мартовскому дню грозного 1943-го года, когда вся страна узнала: Ржев освобождён от фашистских оккупантов. И всем понятна, всех трогает за душу и священная скорбь, и ликующая радость ржевитян. Потому что мы видим: жертвы были не напрасны – восстал из руин и пепла, раскинул свои улицы по берегам матушки-Волги новый Ржев...»...
***
Бог оказался к ней милостив – умерла Ольга Алексеевна Зверева в 1990 году, не увидев увидеть распада великой страны, на алтарь которой положила всю свою жизнь...
На снимках: Ольга Алексеевна Зверева; разрушенный до основания Ржев; школа имени Пушкина первой вступила в строй после освобождения города; А.А. Зверева вместе с коллегами.
Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото из архива.