В конце лета 2012 года в Иркутске началась история, которая на два с половиной месяца парализовала жизнь одной семьи страхом и неизвестностью. Родители 28-летней Светланы Швецовой столкнулись с каждодневным кошмаром, когда их дочь, молодая и успешная, не вернулась домой после свидания.
Два с лишним месяца ожиданий, бессонных ночей, бесконечных визитов в полицию и Следственный комитет стали для них суровой реальностью. Все их усилия были направлены на единственную цель – найти свою дочь.
«Он пригласил ее посидеть в ресторане»
26 августа 2012 года, в субботу, Светлана Швецова, сотрудница банка, отправилась на встречу с новым знакомым. Молодые люди познакомились незадолго до этого на сайте знакомств в интернете. За десять дней до рокового вечера между Светланой и 29-летним Денисом Горловым, статным инспектором ГИБДД со спортивной фигурой, завязалась переписка, которая переросла в приглашение на свидание.
– Они прогулялись по набережной, затем он позвонил ей уже ночью и предложил посидеть в ресторане, – так позже описывали начало вечера друзья погибшей девушки.
Поздним вечером Светлана на такси приехала в ресторан, где ее уже ждал Денис. Вместе с ним были его друг, 31-летний инспектор патрульно-постовой службы Николай Замолоцкий, и его жена. Компания провела в заведении некоторое время, после чего решила разъезжаться по домам.
Камеры видеонаблюдения, как подтверждала подруга Светланы Наталья Боброва, зафиксировали, как девушка вышла из ресторана в компании этих людей. Сначала водитель, им, по всей видимости, был Горлов отвез домой жену Замолоцкого, после чего автомобиль направился в недавно отстроенный микрорайон, где жила Светлана.
На следующее утро родные, не дождавшись девушки и не сумев до нее дозвониться, забили тревогу. Естественно, первыми, кого начали искать и допрашивать следователи, стали новые знакомые Светланы – Денис Горлов и Николай Замолоцкий, последние, кто видел ее живой.
«Мы проследили, чтобы Светлана дошла до квартиры»
На вопросы о судьбе девушки оба сотрудника полиции давали одинаковые показания. Они утверждали, что обеспечили девушке такую безопасность, что ничего дурного с ней случиться просто не могло:
– Мы лично проследили, чтобы Светлана дошла до квартиры, –цитировали приятелей родственники Швецовой. – Что случилось потом, мы не знаем!
Однако у следствия достаточно быстро возникли серьезные сомнения в правдивости этих слов. Поведение мужчин, нестыковки в их объяснениях, указывали на то, что они могут знать больше, чем говорят.
В итоге, именно Горлов и Замолоцкий были задержаны по подозрению в причастности к исчезновению, а впоследствии и к убийству Светланы Швецовой.
«Денис помогал нам искать Свету»
Два с половиной месяца поисков не давали результата. Родители Светланы, Ирина и отец девушки, не оставляли попыток найти дочь. Активную, хотя, как позже выяснится, лицемерную роль в «помощи» играл Денис Горлов:
– Он несколько раз брал у нас листовки с информацией о Свете и расклеивал их по городу. Был таким участливым и заботливым, – рассказывала позже Ирина Швецова.
А когда родственники высказывали ему свои подозрения, то начинал возмущаться:
– Он кричал мне: «Как вы потом в глаза будете мне смотреть, когда ваша дочь найдется?», – ужасалась цинизму Ирина.
Перелом в деле наступил после того, как один из подозреваемых, Николай Замолоцкий, в ходе одного из допросов указал место, где было спрятано тело. 10 ноября 2012 года водолазы подняли со дна Ангары, в районе Теплых озер, примерно в 20 метрах от берега, тело Светланы Швецовой.
Обстоятельства обнаружения говорили о жестокости преступников. Как сообщали друзья погибшей, девушку, завернутую в ковер, утяжелили увесистой железной трубой и накачанной автомобильной шиной. Все, чтобы их тайна никогда не была раскрыта.
– Нашу Свету будут хоронить в закрытом гробу, – сквозь слезы говорила подруга погибшей Наталья Милунасова. – Ее очень жестоко убили.
«Сказали, что она употребляла наркотики. Это ложь!»
После задержания личности обвиняемых стали предметом пристального внимания. Денис Горлов, выпускник Высшей школы милиции, успел поработать в системе охраны и в ГИБДД старшим инспектором по розыску скрывшегося с места ДТП транспорта.
Николай Замолоцкий ранее служил в дежурной части Ленинского отдела полиции, а после сокращения перешел в ППС. В его служебной характеристике, как позже выяснилось в суде, отмечались такие черты, как «колебания настроения, вспыльчивость, раздражительность, недостаточный самоконтроль, мнительность». Указывалось, что он «испытывает сложности в ситуациях, не поддающихся планированию, для него они являются стрессовыми».
Их показания относительно того, что произошло в ночь на 26 августа, разнились и менялись. По словам родственников Светланы, первым «раскололся» Замолоцкий. Он представил следствию версию, которую друзья и семья погибшей категорически отвергали:
– У него ужасно неправдоподобная версия, – говорили знакомые. – Якобы Света употребляла наркотики и у нее была передозировка. Говорит, что она сама умерла, а они, испугавшись ответственности, сожгли ее одежду, а саму Свету сбросили в реку. Все это ложь. Наша подруга никогда не употребляла наркотиков! Она всегда вела здоровый образ жизни.
Эта теория не выдержала никакой критики. Судебно-медицинская экспертиза показала, что в крови Светланы Швецовой не было обнаружено наркотических веществ. Нашли лишь следы незначительного количества алкоголя.
Причиной смерти был назван удар в шею. Следствие пришло к выводу, что этот удар нанес Николай Замолоцкий. Дениса Горлова обвиняли исключительно в соучастии и сокрытии преступления.
«Нет трупа – нет дела»
Суд над уже бывшими полицейскими начался спустя примерно девять месяцев после исчезновения девушки. На одном из заседаний судья даже зачитал смс-переписку Горлова, содержание которой было совсем недвусмысленным:
– Нет трупа – нет дела. А если и есть, то его надо к чему-то привязать. Например, к ДТП.
На суде Горловпредставил свою версию событий. Он утверждал, что ушел спать, а утром обнаружил в квартире бездыханное тело Светланы, которую, по его предположению, избил Замолоцкий. Самого Николая на тот момент рядом не было:
– Я позвонил Замолоцкому и сообщил, что обнаружил труп, –говорил Горлов. – Он приехал, и мы стали думать, как спрятать тело.
Родные Светланы отмечали, что оба подсудимых на процессе вели себя уверенно и даже развязно. Лица от камер не прятали, в глаза родственникам Светланы смотреть не боялись.
Приговор
Приговор был оглашен 24 ноября 2013 года. Решение суда стало шоком для семьи и друзей Светланы. Судья переквалифицировал обвинение Замолоцкомусо статьи «убийство» на статью «умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего».
Николай Замолоцкий был приговорен к 9 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Денис Горлов получил условный срок – 1 год лишения свободы условно – за укрывательство преступления.
Услышав приговор, Замолоцкий лишь ухмыльнулся. Горлов же после оглашения долго сидел в зале суда, после чего спокойно вышел, сел в машину и уехал домой.
Боль утраты и ощущение несправедливости. Чувство глубокой несправедливости только усугубляло горе:
– Приговор очень мягкий, – едва сдерживая слезы, сказала Ирина Швецова. – У них нет ни тени раскаяния, ни грамма сожаления! Я потеряла дочь, а повинные в этом не понесут должного наказания. Почему? Горлова осудили на год условно – как такое возможно!?
Тайна того, что именно произошло в ту летнюю ночь 2012 года, так и осталась не до конца раскрытой. Следствие и суд установили основные факты и виновных, но мотивы и полная картина событий были известны лишь самим участникам трагедии:
– Светочка унесла эту тайну с собой, – сокрушалась мать погибшей девушки.
По материалам «КП»-Иркутск
Читайте также
«Занятия на сегодня отменены»: крыша новой школы обрушилась в селе Репьево под Новосибирском