Найти в Дзене
Новая Хакасия

Банковский сектор под ударом: как это отразится на экономике

Российские банки завершили 2025 год с чистой прибылью 3,5 трлн рублей, однако этот результат свидетельствует о нарастающих трудностях сектора. По сравнению с рекордным 2024 годом показатель сократился на 7,9%, а показатель рентабельности собственного капитала (ROE) снизился с 23% до 18,2%. Такую оценку дал директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александр Данилов. Основная доходность от банковской деятельности упала до 1,7% от работающих активов — самого низкого уровня за последние четыре года. По расчётам НРА, в текущем 2026 году прибыль банков может уменьшиться до 3,4 трлн рублей, пишет rg.ru. Минэкономразвития зафиксировало рост ВВП за 11 месяцев 2025 года всего на 1% против 4,3% годом ранее. Восстановлению динамики препятствуют высокие налоги, ограничительные кредитные условия и санкционное давление. В ЦБ объясняют снижение прибыли резким ростом стоимости риска по кредитному портфелю. Значительное увеличение резервов и операционных затрат в существенной степе

Российские банки завершили 2025 год с чистой прибылью 3,5 трлн рублей, однако этот результат свидетельствует о нарастающих трудностях сектора. По сравнению с рекордным 2024 годом показатель сократился на 7,9%, а показатель рентабельности собственного капитала (ROE) снизился с 23% до 18,2%.

  1MI
1MI

Такую оценку дал директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александр Данилов.

Основная доходность от банковской деятельности упала до 1,7% от работающих активов — самого низкого уровня за последние четыре года. По расчётам НРА, в текущем 2026 году прибыль банков может уменьшиться до 3,4 трлн рублей, пишет rg.ru.

Минэкономразвития зафиксировало рост ВВП за 11 месяцев 2025 года всего на 1% против 4,3% годом ранее. Восстановлению динамики препятствуют высокие налоги, ограничительные кредитные условия и санкционное давление.

В ЦБ объясняют снижение прибыли резким ростом стоимости риска по кредитному портфелю. Значительное увеличение резервов и операционных затрат в существенной степени съело прирост доходов от процентов и комиссий.

Замедление кредитной активности стало очевидным: корпоративный портфель вырос лишь на 11,8% против 18,1% в 2024 году, розничный — на 5,9% вместо 14,3%. Объём потребительских кредитов сократился на 4,6%, при этом ипотека с льготными условиями сохраняла положительную динамику (в декабре задолженность увеличилась на 2,4%).

Одна из наиболее острых проблем — недостаток капитала у системно значимых банков. Регулятор оценивает, что 7 из 12 таких организаций испытывают дефицит, который в совокупности может достигать 800 млрд рублей. Формальный норматив достаточности Н1.0 на уровне 13,3% (начало 2026 года) не отражает реального положения дел из-за включения капитала иностранных дочек и структур маркетплейсов.

Давление на сектор усиливают новые регуляторные ужесточения (повышение надбавок, дополнительные лимиты) и налоговая политика, включая введение 22%-го НДС на операции по банковским картам. Просроченная задолженность физических лиц выросла с 3,6% до 4,6%, а в денежном выражении — на 30%.

Бизнес-сообщество и банкиры призывают к более энергичному снижению ключевой ставки. Ожидаемый рост ВВП в 2026 году составляет всего 1%, а при сохранении высокой ставки возможно падение до 0,3%. Несмотря на то что ЦБ в 2025 году уже снизил ставку на 5 процентных пунктов (с июня по декабрь — до 16%), рынок настаивает на более быстрых действиях. Дальнейшее ухудшение ситуации в банковской системе несёт риск перерастания в системный кризис экономики, в связи с чем приоритетами остаются стабильность регулирования и смягчение денежно-кредитных условий.