Какие распространённые ошибки обычно люди допускают на исповеди, рассказал протоиерей Андрей Чиженко.
Андрей Чиженко, протоиерей:
Одна из самых распространённых ошибок — это формальная исповедь. Когда человек или из несерьёзного отношения, или из чувства ложного стыда, или из-за неправильного устройства своей духовной жизни словно бы хочет скрыть свои грехи, причём не только от священника, но и от себя самого.
Другая ошибка свидетельствует об обратной стороне медали — когда человек исходит из чрезмерной тщательности на исповеди. Эта ошибка обычно встречается у людей воцерковленных, которые относятся к себе предельно внимательно.
И ту, и другую ошибку (формальная исповедь и чрезмерно тщательная исповедь) внушает людям бес. Он изучает, к чему более склонен человек. И старается одного человека склонить к потере бдительности, а другого, наоборот, вогнать в панику и ужас от количества совершенных грехов.
Причиной чрезмерной тщательности на исповеди может быть прелесть. Это такое состояние, когда человек, даже причащаясь, даже участвуя в богослужениях, даже молясь, даже совершая добрые дела, служит не Богу, а делает это для себя, потешая при этом бесов.
Именно по этой причине новоначальных не рукополагают во священники, а к новопостриженным монахам приставляют опытных духовников. Именно по этой причине нам нужно читать святых отцов, которые с Божьей помощью прошли этот путь.
Человек, который имеет такое искажение, устанавливает с Богом торгово-экономические отношения «Ты — мне, я — Тебе». Прочитал утреннее и вечернее правило, поднялся на одну ступеньку выше, причастился — ещё выше поднялся, перевёл бабушку через дорогу — поднялся на целый этаж.
И Творец такому человеку попускает скорби. Они болезненны, но необходимы для его души. Чтобы сломать эту «вавилонскую башню», на вершине которой вместо Всевышнего находится человеческое эго.
Что касается чрезмерной тщательной исповеди, это выражается в трёх признаках, которые мне известны на личном опыте. Во-первых, такие люди пишут миллион грехов на пяти страницах. Во-вторых, даже после прочтения разрешительной молитвы могут снова подойти к священнику, потому что вспомнили какой-то неисповеданный грех. В-третьих, такие люди очень боятся причащаться Тела и Крови Христовой, потому что считают себя недостойными.
Человек пытается описать свои грехи во всех красках. Вместо того чтобы сказать «осуждаю людей», он начинает рассказывать, как он осуждает и кого, называя имена людей. Или, к примеру, касательно блудного греха. На исповеди достаточно произнести «блудное влечение», не надо рассказывать подробности. Зачем тебе «оживлять» в себе страсти? Это не полезно ни для тебя, ни для священнослужителя, который исповедует.
На исповеди важны не подробности и симптоматика, а диагноз. К тому же надо понимать, что на воскресной литургии за тобой стоят ещё тридцать человек.
Что касается вторичного подхода к исповеди. Как только человек отходит от исповедального аналоя, в памяти могут всплыть какие-то ещё неисповеданные грехи. Мы должны понимать, что это нормально. Господь очищает нас от верхнего слоя, и нам открывается следующий пласт. Надо запомнить эти грехи и исповедывать их в следующий раз. Не надо бежать к священнику во второй и третий раз.
Это естественный процесс, о котором ещё писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он говорил, что если бы Господь открыл нам все наши грехи в одночасье, то человек не выдержал бы этого — умер или сошёл с ума. Именно поэтому Господь, как опытный врач, чистит наши раны постепенно. Шаг за шагом.
И, наконец, третий признак — когда человек считает себя недостойным подходить к Чаше. Это очень хорошее чувство — страх Божий и благоговение перед святыней.
Но есть и другое чувство, которое мне хочется назвать «Иудиным чувством», когда человек терзаниями доводит себя до отчаяния и уныния. Человек истязает себя страшным, можно сказать, адским судом.
Он словно отвергает веру в милосердие Божие, в том, что Господь пришёл не к праведникам, а к грешникам, чтобы призвать их к покаянию.
Поэтому, дорогие мои, давайте не будем превращать исповедь в спортивное состязание с самим собой, не будем возводить вавилонских башен для своего эго, не будем испытывать уныние от собственного несовершенства.
Мы должны понимать, что без Бога мы — ничто. Что надо остро хотеть быть с Ним. Надо открыть Ему двери, и Он войдёт и спасёт. И сделает это подчас неведомыми и непонятными для нас тропами.
Не надо возводить из себя ни «Колосс Родосский», ни «египетскую пирамиду». Главное для нас — это превратиться в простое дитятко, которое имеет нужду в Отце.
И вот здесь и начинается тайна нашего спасения, когда мы начинаем ощущать рядом с собой дыхание Бога.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.