Найти в Дзене
Стражи Родины

Американцы, ухмыляясь, пригласили наш бомбардировщик сесть на авианосец, но улыбки исчезли, когда Ту-95 начал снижение. Чем все закончилось

Знаете, есть такие истории, которые звучат как чистейшей воды байки какого-то бывалого пилота под стакан какого-нибудь горячительного напитка. Вроде и слова правильные, и факты на месте, а веришь с трудом… Вроде и правда, а копнешь поглубже – выдумка. Моя сегодняшняя история очень сильно на это похожа, правда, если учесть, что она засветилась во многих сотнях, порой даже весьма авторитетных источниках… Все это дает право полагать, что наши и вправду весьма удачно проучили своих зарубежных коллег! Так вот. Если верить тем самым источникам, американцы тогда улыбались во весь рот, когда «пригласили» советский бомбардировщик приземлиться на их авианосец. Шутка, понимаете ли…? Своего рода ковбойская игра в «а слабо?». И все бы ничего, если бы во время предложения о посадке перед американцами были хотя бы их европейские коллеги, которые даже бы подумать не могли, чтобы пойти на столь рисковый маневр, но это были русские… Как вы могли догадаться, их улыбки как-то резко исчезли – исчезли ровно

Знаете, есть такие истории, которые звучат как чистейшей воды байки какого-то бывалого пилота под стакан какого-нибудь горячительного напитка. Вроде и слова правильные, и факты на месте, а веришь с трудом… Вроде и правда, а копнешь поглубже – выдумка. Моя сегодняшняя история очень сильно на это похожа, правда, если учесть, что она засветилась во многих сотнях, порой даже весьма авторитетных источниках… Все это дает право полагать, что наши и вправду весьма удачно проучили своих зарубежных коллег!

Так вот. Если верить тем самым источникам, американцы тогда улыбались во весь рот, когда «пригласили» советский бомбардировщик приземлиться на их авианосец.

Шутка, понимаете ли…? Своего рода ковбойская игра в «а слабо?».

И все бы ничего, если бы во время предложения о посадке перед американцами были хотя бы их европейские коллеги, которые даже бы подумать не могли, чтобы пойти на столь рисковый маневр, но это были русские…

Как вы могли догадаться, их улыбки как-то резко исчезли – исчезли ровно в тот момент, когда Ту-95 и вправду начал снижаться.

Что случилось потом?

Давайте разбираться. Ведь эта история – не просто очередной анекдот из жизни военных летчиков. Это урок того, как стальные нервы и чувство юмора могут стать оружием посильнее даже самого смертоносного оружия.

Итак, поначалу это был самый обычный день где-то над океаном. Обычный день, обычный патрульный вылет стратегического бомбардировщика Ту-95. «Медведь», если кто не знает, – именно так его прозвали на Западе, и прозвище, собственно, говорит само за себя.

Почему медведь? А вы просто представьте себе такую махину, у которой размах крыльев целых 52 метра. Это же буквально палуба целого эсминца! Четыре гигантских двигателя. 16 лопастей, которые создают такой рев, что его слышно за сотни и сотни километров. Рев, который пробирает до костей.

Что тут сказать – летающая крепость. Не меньше.

И вот такие воздушные гиганты были постоянной головной болью для ВМС США. Постоянной и очень неприятной, мягко говоря. Их «визиты» к ударным группам стали чем-то вроде рутины, хотя от этого не менее стрессовой. Именно поэтому обе стороны могли подшучивать друг над другом, параллельно прощупывая границу дозволенного.

Как-то раз в 80-х экипаж одного из таких «Медведей» получил задачу – нужно было сфотографировать авианосец «Энтерпрайз». Это был один из первых ядерных гигантов, кстати. Используя низкую облачность, бомбардировщик вышел на корабль так, что радары его потеряли.

А дальше… дальше началось самое интересное!

Внезапно Ту-95 разорвал пелену туч и с ревом пронесся прямо над палубой водного гиганта. Команды замерли в панике. Ударная волна от винтов едва не смела за борт технику.

Пройдет пара мгновений, советский самолет выполнит свою задачу и, сделав круги для фотосъемки, разведчик спокойно ушел. На языке разведки это называлось «оценка готовности». На языке матросов – чистейший адреналиновый шок. Шок, который те точно не забыли до сих пор.

-2

Но вернемся к нашей истории.

В тот самый день советский «Медведь» спокойно шел своим курсом, когда рядом появился американский истребитель F-14. Красивая и довольно мощная машина, надо признать. Маневрируя рядом, пилот зарубежных ВМС жестами предложил нашим показать, что там у них в бомбовом отсеке.

Обмен специализированными жестами, и по итогу наши все-таки пошли навстречу. Открыли створки. Показали. Но вместо ожидаемых снарядов там стояли обычные фотоаппараты. Облом.

Казалось бы, инцидент исчерпан, верно?

Но американец, видимо, решил показать, кто тут главный. Он поравнялся с советским гигантом, улыбнулся так широко, подмигнул, а затем эффектно показал свои ракеты под крылом.

Классический жест типа «посмотри, что у меня есть». Короче, решил взять на пушку.

Как думаете, что ответили советские летчики?

Ответ наших был почти мгновенным. Они демонстративно навели на тех радары своих кормовых пушек. Язык жестов был понятен без слов… Благо, что советский «Медведь» тоже был с зубами, я бы даже сказал – с клыками, но все же самое главное – какое у него было отважное «сердце», которое олицетворяла команда летчиков.

На этом «обмен любезностями» мог бы и закончиться. Однако американец все не унимался. По каким-то неведомым для меня причинам он решил поднять ставки еще выше. Молодец, задрал!

За этим он показал четкий жест рукой: «Следуй за мной на посадку!». Прямо на авианосец, с которого взлетал американский «малютка».

Вот тут и началась история из заголовка.

Радиообмена не было, все по факту объяснялось на пальцах, но выглядело это примерно так:

  • «Садись!»
  • «Садиться?!»
  • «Да!»
  • «Куда, на ваш авианосец что ли?!»
  • «Да!»
  • «Ок», – ответил советский пилот и сразу начал заходить на посадку.

Неожиданно для американцев экипаж Ту-95 принял «приглашение». Гигантский бомбардировщик, который по размерам был сильно больше принимающей палубы, развернулся и пошел на посадку – пошел с максимально серьезным видом! Что самое приятное для нас и ой как неприятное для «не нас» – он делал это не как легкие палубники, которые садятся весьма резко и быстро, а так, как садился бы этот гигант. С полным соблюдением всех процедур, все как полагается.

Сброшена скорость. Выпущены закрылки. Нос задран. А потом…

С грохотом выпустились стойки шасси.

Зрелище огромных колес, нависших над палубой, где суетилась команда, было поистине сюрреалистичным. На палубе началась паника. Самая настоящая паника, ведь осознание того, что сейчас на тебя приземлится 150-тонная дура, способная разнести все в щепки, – это вам уже не шутки!

Многие моряки инстинктивно пригнулись. По некоторым рассказам кто-то даже рванул к борту, чтобы приготовиться к прыжку с высоты пятиэтажки, между прочим.

Кстати, морским разведчикам тоже доставалось, хотя они и сами умели отвечать. (Там вообще люди со специфическим юмором работали.) Однажды Ил-38 долго преследовал норвежский фрегат. Капитан фрегата психанул и дал залп помехами.

Ответ наших был изящен. Ил-38 зашел против ветра и сбросил маркерные буи прямо по курсу. Один из них, по иронии судьбы, попал точно в пушку корабля. Окрасил ее в ядовито-оранжевый цвет. Капитану пришлось долго объясняться перед начальством…

Но вернемся к нашему «Медведю».

В самый последний момент, когда до палубы оставались считанные метры, экипаж Ту-95 убрал шасси. Дал полную мощность двигателям. С ревом прошел на минимальной высоте над кораблем и ушел в облака. Ушел очень красиво.

Но как по мне, апофеозом таких вот «розыгрышей» стал случай в Черном море 1988 года. Когда наш вертолет Ка-27 прижимал американцев, штурман просто открыл дверь и показал им… обычный строительный кирпич. Показал кирпич, указывая на палубу их крейсера.

Помните эту историю?

Советский Ка-27
Советский Ка-27

Жест был понятен: «Еще шаг – и вы тут же получите подарок». Угроза была блефом, конечно. Хотя… кто знает этих летчиков. Но нервы у американцев сдали. Они ретировались, так что блеф сработал на все сто.

По воспоминаниям, вернувшись на базу, наши буквально вываливались из кабины, не в силах сдержать смех… Понятное дело, какой уровень адреналина был в их крови.

Эта история / эти истории стали примером того, что в холодном противостоянии самым эффективным оружием были далеко не КР. Как по мне, это было хладнокровие, остроумие, ну и готовность пойти на риск ради возможности проучить своего противника.

Так что когда кто-то говорит вам, что машины скоро заменят всех, вспомните этот кирпич в дверях вертолета. Не думаю, что бездушные машины так могут. Или могут? Давайте обсудим эту тему в комментариях.

Хотите, разберем еще парочку таких «неуставных» случаев из истории авиации? Если да, то дайте знать (будет достаточно лайка и комментария), не забывайте подписаться, чтобы не пропустить не менее интересные истории.

Ставьте палец вверх, если понравился материал и вы тоже оценили «шутки» советских летчиков.