Найти в Дзене
56orb.ru

Банковский сектор на спаде: чем грозит экономике падение прибыли банков

В 2025 году российские банки заработали 3,5 трлн рублей чистой прибыли, однако этот результат отражает нарастающие проблемы в отрасли: по сравнению с 2024 годом прибыль снизилась на 7,9%, а рентабельность капитала (ROE) упала до 18,2% (против 23% годом ранее). Об этом рассказал директор Департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов. Доходность основного бизнеса опустилась до 1,7% от работающих активов — минимума с 2021 года. По прогнозам НРА, в 2026 году прибыль банковского сектора может сократиться до 3,4 трлн рублей, пишет rg.ru. По данным Минэкономразвития, рост ВВП за 11 месяцев 2025 года составил всего 1% против 4,3% годом ранее. Возвращение к высоким темпам роста затруднено высокой налоговой нагрузкой, жёсткими кредитными условиями и санкциями. Снижение чистой прибыли банковского сектора регулятор объяснил ростом стоимости риска по кредитам. Банки увеличили отчисления в резервы и операционные расходы, что «частично нивелировало рост чистых проц

В 2025 году российские банки заработали 3,5 трлн рублей чистой прибыли, однако этот результат отражает нарастающие проблемы в отрасли: по сравнению с 2024 годом прибыль снизилась на 7,9%, а рентабельность капитала (ROE) упала до 18,2% (против 23% годом ранее).

  1MI
1MI

Об этом рассказал директор Департамента банковского регулирования и аналитики Банка России Александр Данилов.

Доходность основного бизнеса опустилась до 1,7% от работающих активов — минимума с 2021 года. По прогнозам НРА, в 2026 году прибыль банковского сектора может сократиться до 3,4 трлн рублей, пишет rg.ru.

По данным Минэкономразвития, рост ВВП за 11 месяцев 2025 года составил всего 1% против 4,3% годом ранее. Возвращение к высоким темпам роста затруднено высокой налоговой нагрузкой, жёсткими кредитными условиями и санкциями.

Снижение чистой прибыли банковского сектора регулятор объяснил ростом стоимости риска по кредитам. Банки увеличили отчисления в резервы и операционные расходы, что «частично нивелировало рост чистых процентных доходов и чистых комиссионных доходов».

Темпы роста кредитования заметно снизились: в корпоративном сегменте — с 18,1% в 2024 году до 11,8% в 2025-м, у физлиц — с 14,3% до 5,9%. Портфель потребительского кредитования сократился на 4,6%, хотя льготные ипотечные программы поддерживали рынок (задолженность по ипотеке в декабре выросла на 2,4%).

Серьёзная проблема — дефицит капитала у системно значимых банков: по оценкам регулятора, 7 из 12 таких банков испытывают нехватку капитала, которая может достигать 800 млрд рублей. При этом формальный норматив достаточности капитала Н1.0 (13,3% на начало 2026 года) искажает реальную картину за счёт капитала дочерних структур иностранных банков и маркетплейсов.

Дополнительное давление создают ужесточение регулирования (повышение надбавок к нормативам достаточности капитала, новые лимиты) и налоговая нагрузка — например, введение НДС в размере 22% на операции с банковскими картами. Доля просроченной задолженности физлиц за год выросла с 3,6% до 4,6%, а её объём увеличился на 30%.

Бизнес и финансовый сектор настаивают на более решительном снижении ключевой ставки: потенциал роста ВВП в 2026 году оценивается всего в 1%, а при сохранении высокой ставки может упасть до 0,3%. Хотя ЦБ в 2025 году начал снижать ставку (с июня по декабрь — на 5 процентных пунктов, до 16%), рынок ждёт более активных действий. Кризис в банковской сфере грозит стать системной угрозой для экономики, поэтому сейчас особенно важны стабильность правил и мягкая денежно-кредитная политика.