Отношения России и Сирии будут только крепнуть, несмотря на падение режима Башара Асада. Так утверждает американское издание Responsible Statecraft (RS). В целом журналисты правы, но вопросы вызывают некоторые слишком оптимистичные пассажи. Например, о том, что США больше незачем соперничать с Россией в САР. Как дела обстоят на самом деле, и что ждет российско-сирийское партнерство в обозримом будущем, разбирался ОТР.
Москва нужна Дамаску, а США не хотят соперничать — RS
Журналисты RS вспомнили о поездке нового президента Сирии Ахмада аш-Шараа в Москву в конце января. Их внимание привлекло его признание главе РФ Владимиру Путину в том, о чем он размышлял в пути.
«По дороге я увидел глубокие снега и вспомнил историю. Я вспомнил, как многие военные державы пытались добраться до Москвы, но потерпели неудачу благодаря мужеству российских солдат, а также потому, что сама природа защищала эту благословенную землю», — сказал аш-Шараа.
Авторы публикации считают, что лидер Сирии говорил искренне, несмотря на то что при режиме Асада находился на разных с Россией сторонах. Теперь Дамаск готов заново выстраивать отношения с Москвой на равной основе. Россия для САР — одно из звеньев программы диверсификации нового правительства. Ему не нужны «лишние» друзья, но и становиться чьей-то пешкой оно тоже не хочет.
«И складывается ощущение, что Москва может ей это предложить. Что касается Сирии, то прагматические причины лежат на поверхности. Москва — ее долгосрочный военный партнер. Основная часть вооружений поступает из России, и сирийские вооруженные силы обучены их использовать. Сирии нужна помощь в поддержании мира, и российская военная полиция, в прошлом весьма эффективная и к тому же приемлемая для местного населения, находится на восьми наблюдательных пунктах между Эль-Кунейтрой и Голанскими высотами», — отмечает Responsible Statecraft.
Дамаск обсуждает с Москвой размещение в Сирии российских наблюдателей, которые помогли бы стабилизировать обстановку на юге. Переговоры на этот счет продолжаются и с Израилем, утверждает издание. Международная расстановка сил благоволит России. Благодаря постоянному месту в Совбезе ООН у нее есть рычаг для поддержки нового правительства, а еще Москва сохраняет влияние в регионе. Кроме этого, RS утверждает, что США больше не соперничают там с РФ: их интересы совпадают, и прекращение иранского присутствия в Сирии выгодно обоим государствам.
«Вашингтон и Москва желают новому правительству успехов в восстановлении стабильности и территориальной целостности, о чем свидетельствует одно лишь то, что США свернули поддержку “Сирийских демократических сил” под началом курдов. В ответ Россия оставила базу в Камышлы — она сослужила ей добрую службу, но времена изменились. Войска направляются туда, где они нужнее, — на Украину», — говорится в публикации.
Почему Россия необходима Сирии
Материал RS выглядит слишком уж благостно — особенно это касается тезиса о совпадении интересов России и США в Сирии. Такое мнение в разговоре с ОТР выразил политолог и журналист Юрий Светов. У Москвы и Дамаска давние отношения, которые тянутся еще с Советского Союза. СССР помогал арабской республике со времен, когда она перестала быть колонией и обрела независимость. А с момента начала «Арабской весны» многие медики, офицеры и другие профессионалы получили образование в РФ.
«Россия даже пошла на оказание военной помощи Сирии, и наши военные советники и военно-космические силы помогали Асаду выстоять. К сожалению, он как политик оказался не готов к компромиссам, к каким-то решительным реформам, которые требовало от него общество. Но [роль сыграла] и сложность ситуации, ведь в Сирии в ходе процессов демократизации общества, назовем их так, появились иностранные войска не только тех стран, которые пригласило официальное правительство Сирии в лице Асада», — обратил внимание Светов.
В Сирии тогда появились группировки, которые поддерживали американцы. США разместили в стране свои военные базы и вводили туда вооруженные силы. На территории государства активно действовала Турция, поддерживая противников Башара Асада. После его падения у многих сторонних сил сложилось впечатление, что Россия должна уйти из Сирии, ведь там пришли к власти другие силы.
«Но люди, которые пришли к власти, временный президент, они оказались мудрее. У них перед глазами было два примера — это Ирак и Ливия. В том же Ираке по соседству американцы свергли Саддама Хусейна, начался разрыв отношений с теми странами, которые были союзниками прежнего Ирака и с теми силами, которые поддерживали этого Хусейна. И в результате они получили ожесточенную гражданскую войну: люди, которых изгнали из власти, военные и силовики, стали воевать с новой властью. И процесс становления Ирака как государства до сих пор не решен», — продолжил политолог.
В Ливии же еще продолжается война «всех против всех». Она идет с того момента, как в 2011 году жестоко убили лидера страны Муаммара Каддафи. Буквально на днях лишили жизни и его сына Сайефа аль-Ислама Каддафи. ОТР разбирался в том, кто может стоять за преступлением. Глядя на все это, аш-Шараа и другие в новом правительстве Сирии поняли, что не все их прошлое нужно уничтожать. Они осознали, что нуждаются в балансе сил. И действительно, некоторые эксперты тоже опасались войны «всех против всех» в САР сразу после свержения Асада.
«И они обратились к России в этом плане. Потому что у России нет претензий на поддержку каких-то сил внутри Сирии. Россия хочет, чтобы Сирия была единым суверенным государством. А Турция, допустим, играет на свои интересы, поддерживая какие-то силы, американцы поддерживают курдов, израильтяне поддерживают друз, которые живут и в Сирии, и в Израиле. То есть все играют в сложную игру», — добавил Светов.
Как Москва и Дамаск взаимодействуют сейчас и что нужно Вашингтону
В таких условиях Россия может выступить в качестве «балансира». Именно поэтому новое правительство сначала хотело, чтобы наши силы ушли, но потом осознало, что этого делать не нужно. Сокращение военного контингента в САР все же произошло, но наши базы остались.
«Обучение специалистов в России продолжается, контакты вовсю идут, но противоречия никуда не деваются. Вот я почему говорю про благостный тон в статье: аш-Шараа — временный президент. В Сирии власть пока революционная, назовем ее так», — высказался собеседник ОТР.
Новая власть свергла Асада, но не имеет легитимного мандата от народа. Это означает, что в стране нужно проводить выборы. Но победит ли на них аш-Шараа и движение, которое он поддерживает? Пока это большой вопрос. Как поведут себя силы, которые стояли за ним, тоже трудно предсказать. Часть из них хотела бы, чтобы Сирия стала исламским государством, похожим на Иран. Тегеран, несмотря на то что уже не чувствует себя на территории САР как дома, все же активно продолжает вмешиваться в дела страны.
«Поэтому процессы трудные. Хорошо, что приезжает президент Сирии в нашу страну, что мы ведем с ними разговоры, ищем точки соприкосновения, но это долгий-долгий путь. А у американцев свои интересы. Американцев волнуют там две вещи», — продолжил Юрий Светов.
Первый интерес США заключается в защите Израиля. Им важно, чтобы Сирия не стала страной, поддерживающей идеи руководства Ирана об уничтожении еврейского государства. Второй интерес американцев завязан на контроле путей перевозки нефти с Ближнего Востока.
«У нас с США разные интересы. Мы можем находить какие-то точки соприкосновения, но говорить о том, что у нас единые интересы с американцами — это неправильно», — выразил уверенность эксперт.