Найти в Дзене
Frequent Flyers

Генпрокуратура предложила способ борьбы с овербукингом. Почему он не сработает?

Генпрокуратура обратилась в Минтранс с просьбой законодательно решить вопрос овербукинга на авиарейсах. Суть предложения заключается во внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса РФ, в которой описана ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза. Согласно действующей версии статьи перевозчик уплачивает штраф в размере ста рублей за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа – убытки эти, конечно, нужно доказать. Предлагается дополнить статью требованием выплатить пассажиру штраф

Генпрокуратура обратилась в Минтранс с просьбой законодательно решить вопрос овербукинга на авиарейсах. Суть предложения заключается во внесении изменений в статью 120 Воздушного кодекса РФ, в которой описана ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.

Согласно действующей версии статьи перевозчик уплачивает штраф в размере ста рублей за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков, причиненных в связи с просрочкой его доставки или багажа в пункт назначения, в полном объеме сверх предусмотренного настоящей статьей штрафа – убытки эти, конечно, нужно доказать.

Предлагается дополнить статью требованием выплатить пассажиру штраф в размере полной стоимости билета в случае отказа в предоставлении места по причине превышения количества зарегистрированных пассажиров над количеством мест на борту воздушного судна. Оговариваются и сроки: в течение 10 дней.

Казалось бы, хорошая инициатива: сейчас пассажир просто летит позже, чем планировал, а так получит хоть шерсти клок, в смысле, полетит бесплатно.

Однако при этом не решается главная проблема: в перевозке при овербукинге отказывают случайному человеку. А при реализации предложенной инициативы будут искать пассажира, который купил билет по самой низкой цене, чтобы возвращать как можно меньшую сумму. С одной стороны, это вроде как справедливо: билеты по дорогим тарифам покупают с небольшой глубиной пассажиры, летящие в командировку, готовые переплачивать за конкретный удобный для них рейс. И они будут автоматически защищены от овербукинга высокой стоимостью билета. Более того, масштабы овербукинга благодаря этому могут только увеличиться: просто продавай перед вылетом билеты дороже тем, кому надо, и выкидывай тех, кто купил их дёшево.

Реальным же решением проблемы овербукинга могла бы стать его легализация: предлагаемые Генпрокуратурой поправки говорят только о компенсациях за отказ. Правильно же было бы для начала разрешить перевозчику в одностороннем порядке изменять дату, время и маршрут перелёта и законодательно установить размер компенсации для пассажиров при таких изменениях, не привязанный к цене билета.

Минтранс ещё в 2015 году предлагал конкретные механизмы для легализации овербукинга, в том числе шкалу компенсаций, зависящую от времени задержки прибытия в аэропорт назначения:

— до 2 часов: без компенсации;

— от 2 до 6 часов: 12 000 рублей;

— от 6 до 12 часов: 18 000 рублей;

— от 12 до 24 часов: 21 000 рублей;

— от 24 часов: 28 000 рублей.

Однако тогда эти механизмы не оформились даже в законопроект. При этом важно было бы установить размеры компенсаций в качестве предельных и допустить возможность альтернативы по соглашению между пассажиром и перевозчиком. Это позволило бы перенять европейскую и американскую практику (в конце концов, на Западе и придумали овербукинг) поиска добровольцев вместо отказа в перевозке пассажиру по выбору авиакомпании: в большинстве случаев их находится даже больше, чем «лишних», что позволяет проводить обратный аукцион и выплачивать компенсацию в меньшем размере и не живыми деньгами, а ваучерами. Установленные законом суммы (до 600 евро по Регламенту ЕС261/2004) остаются лишь для редких случаев, когда добровольцев нет – а так обычно и волки сыты, и овцы целы, все довольны.

  📷
📷

Илья Шатилин