Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

«Небесный тихоход»: «идеологически неправильный, безыдейный фильм», который восторженно приняли зрители

Автор сценария и режиссёр Семён Тимошенко (1899-1958) создал в 1945 г. фильм, построенный на сюжете, который мог бы стать легкомысленной опереттой (а этому жанру и свойственна лёгкость, даже несерьёзность), но события происходят во время Великой Отечественной войны – какая может быть легкомысленность?! В это время снимают фильмы героические, даже трагические: «Два бойца», «Котовский», «Пархоменко», «Малахов курган», «Радуга», «Фронт», «Нашествие», «Зоя», а Семён Алексеевич Тимошенко снял комедию о войне! Фильм повествует о трёх фронтовых друзьях, лётчиках-истребителях Василии Булочкине, Семёне Туче и Сергее Кайсарове, которые поклялись до конца войны не влюбляться: «Легче Медного всадника в ЗАГС свести, чем одного из нас!» Однако одному из друзей, майору Василию Булочкину, по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2» (которые сам Булочкин пренебрежительно назвал

Автор сценария и режиссёр Семён Тимошенко (1899-1958) создал в 1945 г. фильм, построенный на сюжете, который мог бы стать легкомысленной опереттой (а этому жанру и свойственна лёгкость, даже несерьёзность), но события происходят во время Великой Отечественной войны – какая может быть легкомысленность?!

С.А. Тимошенко
С.А. Тимошенко

В это время снимают фильмы героические, даже трагические: «Два бойца», «Котовский», «Пархоменко», «Малахов курган», «Радуга», «Фронт», «Нашествие», «Зоя», а Семён Алексеевич Тимошенко снял комедию о войне!

Фильм повествует о трёх фронтовых друзьях, лётчиках-истребителях Василии Булочкине, Семёне Туче и Сергее Кайсарове, которые поклялись до конца войны не влюбляться: «Легче Медного всадника в ЗАГС свести, чем одного из нас!»

Однако одному из друзей, майору Василию Булочкину, по состоянию здоровья после ранения запрещено летать на скоростных самолётах, и он вынужден продолжать службу в ночной бомбардировочной авиации на лёгких самолётах «У-2» (которые сам Булочкин пренебрежительно назвал «небесными тихоходами»).

Три друга-пилота
Три друга-пилота

Но главный удар будет позже: майор узнаёт, весь состав эскадрильи У-2 – это одни девушки, которыми он и будет командовать.

А дальше режиссёр художественными средствами убедительно доказывает: человек всегда найдёт себе место в боевом строю, если он настоящий воин!

Нет плохого, несовременного, устаревшего оружия, всё подходит для борьбы, если ты готов сражаться до конца!

И ещё: во время войны жизнь не останавливается! Врагу не удастся сделать так, чтобы все вокруг вдруг бросили думать, мечтать, любить – только сражались!

Любовь – это самое важное в жизни, да, любовь к Родине, но и любовь к женщине!

И герои-лётчики, познакомившись с лётчицами женской эскадрильи, один за другим нарушают своё фронтовое обязательство.

Женская эскадрилья и майор.
Женская эскадрилья и майор.

После этого фильма все были убеждены, что на У-2 летали только женщины.

Но этой коллизии мало – автор убеждает зрителей, что смешной «тихоход» не только ведёт воздушную разведку, но и способен грозно бить врага!

Наше командование получает от разведки сведения, что немцы в хорошо замаскированных укреплениях установили чудовищную пушку, и Булочкин получает приказ обнаружить гигантское и невероятно опасное немецкое чудо-оружие.

И герой не просто находит пушку – он обрушивает на неё все свои бомбы (а их всего две-то, но это так, просто примечание), и разлетаются немецкие укрепления под советскими ударами!

Вражеская чудовищная пушка, которую уничтожит У-2
Вражеская чудовищная пушка, которую уничтожит У-2

Фильм вышел на экраны в 1956 г. и был принят с восторгом зрителями.

А вот критика была беспощадна. Председатель комитета по делам кинематографии при Совнаркоме СССР (затем министр кинематографии), главный чиновник в кино И.Г. Большаков писал, что фильм неудачный: «Все любовные перипетии героев происходят на фоне боевых событий: бомбежек, воздушных боев, но это только фон, и он не спасает фильм от пошлости и фальши».

Кинокритик Р. Юрьев вскоре после выхода фильма написал разгромную рецензию под символическим названием «О тихоходах в искусстве»: «Фильм фальшив, и дело здесь не в жанре, а в «стиле» лакировки, легкомыслия, безыдейности, заимствованном из старой оперетки и худших американских ревю». Он утверждал: «… достоинства актёрской игры, операторского мастерства, музыкального сопровождения не могут сделать фильм хорошим, а лишь делают его недостатки более ощутимыми. Потому, что идеи в фильме нет, если не считать идеей опровержение заведомой нелепости о несостоятельности любви во время войны. Потому, что лётный, военный материал в фильме обеднён и извращён. Потому, что характеры героев надуманы, не типичны».

Майор Булочкин и его штурман
Майор Булочкин и его штурман

Лишь немногие поняли: «Небесный тихоход» послужил своего рода «разрядкой» после напряжения военных лет, фильм оказался созвучным радостному, приподнятому настроению, рождённому великой победой народа над фашистской Германией.

Писательница Алина Ермолаева писала: «Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нём много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты — своеобразные таблетки для поднятия настроения, «Небесный тихоход» – одна из них».

Да, военная комедия – это сочетание звучит вызывающе, и очень непривычно, что в фильме нет той прямолинейной проповеди, агитации, пропаганды – больше того, весь фильм о войне построен на любви!

Да, любви к Родине – ради неё раненый лётчик рвётся в бой. Но большое, великое художник раскрывает через обычное, малое: любовь к товарищам, к девушке, к хорошей песне, к скорости полёта, к лихости – своей и товарищей!

Может быть, успех фильма объясняется просто. В 1946 году, когда картина вышла на экраны, народу, уставшему от войны, уставшему от пропагандистских военных киносборников, уставших от патриотических фильмов, «Небесный тихоход» пришелся именно по душе. Здесь нет агитационного призыва – есть человеческое желание дружить и любить, быть радостным и петь песни, которые с экрана сразу ушли в народ:

Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том, о сем
И нашу песенку любимую споем.