Найти в Дзене
БиблиоЮлия

Читаем Лескова: "Леди Макбет Мценского уезда"

Первый пошёл! С огромным удовольствием публикую отзыв подписчика на одно из самых известных и любимых произведений Лескова. Андрей очень активно участвует во всех марафонах чтения. Прошу любить и жаловать. Но не обязательно с ним соглашаться. Автор статьи: Андрей Карпенко Приветствую всех! Сегодня мы поговорим о главной преступнице русской литературы – Леди Макбет Мценского уезда – Катерине Измайловой. У меня стоит советская еще книжка - Сочинения Н.С.Лескова. И в предисловии есть любопытный абзац. У Лескова имелся замысел написать цикл сюжетов о русских женщинах с сильным характером... В планах, у него были 4 извечных русских типажа- умница, "жена декабриста", преступница и дура клиническая набитая, но, здоровенная-кровь с молоком хмельным! Но, свет, однако, увидела лишь повесть о преступнице! Как на одном литературном канале мне сказали в комментариях: «Лескову и за леди Макбет пришлось оправдываться, да и задача чрезвычайно сложная – изобразить "умницу" и "декабристку" без пафоса и

Первый пошёл! С огромным удовольствием публикую отзыв подписчика на одно из самых известных и любимых произведений Лескова. Андрей очень активно участвует во всех марафонах чтения. Прошу любить и жаловать. Но не обязательно с ним соглашаться.

Автор статьи: Андрей Карпенко

Приветствую всех!

Сегодня мы поговорим о главной преступнице русской литературы – Леди Макбет Мценского уезда – Катерине Измайловой.

У меня стоит советская еще книжка - Сочинения Н.С.Лескова.

И в предисловии есть любопытный абзац.

У Лескова имелся замысел написать цикл сюжетов о русских женщинах с сильным характером... В планах, у него были 4 извечных русских типажа- умница, "жена декабриста", преступница и дура клиническая набитая, но, здоровенная-кровь с молоком хмельным!

Но, свет, однако, увидела лишь повесть о преступнице!

Как на одном литературном канале мне сказали в комментариях:

«Лескову и за леди Макбет пришлось оправдываться, да и задача чрезвычайно сложная – изобразить "умницу" и "декабристку" без пафоса и ходульности, а "дуру" без карикатурности и штампов».

Нереализованные замыслы Лескова
Нереализованные замыслы Лескова

Напомню, первоисточник - настоящая леди Макбет сошла с ума у Шекспира. Но, там приключились муки совести...Наша «Леди Макбет» Катерина Измайлова в пылу любовной лихорадки утащила за собой на дно многих и отдельно счастливую соперницу - Сонетку...И никаких тебе раскаяний и мук совести!

Эх, как же в советской экранизации шикарно изобразили финальный танец Катерины на пароме для арестантов!

Сколько мощи в этом и неотвратимости наказания за содеянное!

Что же такое история Катерины?!

Это рассказ про человека с очень сильной внутренней пружиной, которую жизненные обстоятельства зажимают всё больше и больше без всякой остановки и жалости...и – рано или поздно – пружина сорвется в ответ, снося всё и всех на своём пути к чёртовой матери, подобно атомному взрыву! Недаром французы главный момент физического и эмоционального единения двух человеческих тел называют - маленькая смерть... У Лескова в тексте густая летняя атмосфера ночей двух любовников-душегубов ох как ощущается, непередаваемо!

И нужен Катерине лишь триггер – прекрасноокий и порочный до мозга костей Сереженька...об этом, как мне, показалось повесть.

Зажатая пружина рано или поздно срывается, сея хаос, смерть и разрушение на своём пути.

А так у них всё хорошо...
А так у них всё хорошо...

И надо отметить, главная криминальная история литературной России 19 века, замешанная на кровавой любви, она больше физиологическая чем психологическая.

Вот само описание всей внешности и жизни Катерины до ее роковой встречи с красавцем Сергеем.

«Катерина Львовна не родилась красавицей, но была по наружности женщина очень приятная. Ей от роду шел всего двадцать четвертый год; росту она была невысокого, но стройная, шея точно из мрамора выточенная, плечи круглые, грудь крепкая, носик прямой, тоненький, глаза черные, живые, белый высокий лоб и черные, аж досиня черные волосы. Выдали ее замуж за нашего купца Измайлова с Тускари из Курской губернии, не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался, а она была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось. Дом Измайловых в нашем городе был не последний: торговали они крупчаткою, держали в уезде большую мельницу в аренде, имели доходный сад под городом и в городе дом хороший. Вообще купцы были зажиточные. Семья у них к тому же была совсем небольшая: свекор Борис Тимофеич Измайлов, человек уж лет под восемьдесят, давно вдовый; сын его Зиновий Борисыч, муж Катерины Львовны, человек тоже лет пятидесяти с лишком, да сама Катерина Львовна, и только всего. Детей у Катерины Львовны, пятый год, как она вышла за Зиновия Борисыча, не было. У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которою он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне. Думал он и надеялся, что даст ему бог хоть от второго брака наследника купеческому имени и капиталу; но опять ему в этом и с Катериной Львовной не посчастливилось.
Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самоё Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое — и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.
При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого.
Походит, походит Катерина Львовна по пустым комнатам, начнет зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню, устроенную на высоком небольшом мезонинчике. Тут тоже посидит, поглазеет, как у амбаров пеньку вешают или крупчатку ссыпают, — опять ей зевнется, она и рада: прикорнет часок-другой, а проснется — опять та же скука русская, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться».

Т.е. мы видим здесь наглядно молодую бешенную энергию зажатую в тиски провинциальной скукоты и душнильности!

-3

Плюс, как мы видим, Катерина совсем не образована…и не знает, чем себя занять.

А дальше начинается физиология… давным-давно известно, что такие проходимцы, как ее новоиспеченный совратитель Сергеюшка отличные психологи.

И не рассмотреть в молодой энергичной женщине томящейся и страдающей «самки»…мог не увидеть либо полный идиот…либо очень занятой своим «бизнесом» законный супруг в два раза старше самой Катерины.

Вот чем «увенчалось» первое знакомство Катерины и Сергея.

«— Ну-ка, а сколько во мне будет? — пошутила Катерина Львовна и, взявшись за веревки, стала на доску.— Три пуда семь фунтов, — отвечал тот же красивый молодец Сергей, бросив гирь на весовую скайму. — Дико вина!— Чему ж ты дивуешься?— Да что, три пуда в вас потянуло, Катерина Ильвовна. Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо — и то не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать.— Что ж я, не человек, что ли? Небось тоже устанешь, — ответила, слегка краснея, отвыкшая от таких речей Катерина Львовна, чувствуя внезапный прилив желания разболтаться и наговориться словами веселыми и шутливыми.— Ни боже мой! В Аравию счастливую занес бы,— отвечал ей Сергей на ее замечание.— Не так ты, молодец, рассуждаешь, — говорил ссыпавший мужичок. — Что есть такое в нас тяжесть? Разве тело наше тянет? тело наше, милый человек, на весу ни чего не значит: сила наша, сила тянет —не тело!»

Понимаете, дамы и господа, сила наша, сила тянет!

А Катерина ох как сильна! Такую бы энергию, да в нужное русло!

Но, тут как пел Высоцкий – всё не так ребята.

И понеслось…

Подводя итог.

В чём же глубинный истинный смысл истории Катерины Измайловой?!

Что же в ней такого, что поставило ее в один ряд с Родионом Раскольниковым и Василием Позднышевым?!

А вот чего!

Если верить старику Фрейду, то Эрос и Танатос всегда ходят рядом с друг другом парой как братья-близнецы.

Но, только у нас на Руси зашуганный и забитый всевозможными «незя» Эрос, доведенный до белого каленья, легко может зашвырнуть свой купидонистый лук подальше, матюкнувшись смачно, и задать сакраментальный вопрос. – Где мой, парабеллум, ребята?!

Что и произошло с Леди Макбет Мценского уезда.

Любовь и смерть всегда рядом
Любовь и смерть всегда рядом

Благодарю Андрея за "первую ласточку" марафона и напоминаю: весь месяц мы читаем произведения Николая Лескова. Присоединяйтесь!

Читали "Леди Макбет"? Согласны с автором статьи?