Столетием назад пульс Москвы бился в такт шагам фонарщика, зажигающего уличные огни, и в плеске воды из ведер водоноса. Комфорт, который сегодня обеспечивают невидимые сети — водопровод, электричество, интернет, — создавался вручную представителями особых профессий. Они оставили после себя лишь отголоски в виде городских легенд и архивных фотографий. Давайте же отправимся в прошлое и вспомним тех, чей ежедневный труд когда-то делал наш город уютным и живым.
Кошатники: служба заботы о домашних питомцах
В дореволюционной Москве, когда еще не изобрели специальные корма для животных, существовала удивительная и довольно востребованная профессия кошатника.
Это специальный человек, который каждое утро мелко нарезал мясо (как правило, говяжью печенку), заворачивал его в бумагу и подсовывал сверточек под дверь хозяевам. За 60-70 копеек в месяц он избавлял жильцов от хлопот, обеспечивая сытость главному борцу с мышами.
Первые представители этой профессии появились в первой половине XVIII века, при императрице Анне Иоанновне, которая была заядлой кошатницей. А самыми популярными кличками домашних любимцев были «Васька» и «Мурка».
Фонарщики: зажигающие огни
До массовой электрификации улицы Москвы освещали сначала масляные, затем керосиновые и газовые фонари. Их зажигание и гашение, а также замена фитилей, протирка стекол от копоти входили в обязанности фонарщиков, вооруженных приставными лестницами и длинными шестами. Чтобы фонари светили нужный период времени, работники использовали специальную мерную емкость для заправки. Горожане шутили, что фонарщики отливают масло себе в кашу.
Служба эта была физически непростой, и работали в ней, как правило, выносливые отставные военные. Своеобразной униформой фонарщиков стал надетый углом на голову рогожный куль, чтобы предохранить платье от масляных пятен.
С приходом газовых фонарей эта профессия стала сложнее и опаснее: фонарщику нужно было знать устройство горелок и уметь находить утечки газа.
Водоносы и ледовозы: основа бытового комфорта
В эпоху централизованной системы водоснабжения и холодильников, нам может быть сложно представить, что такие простые действия, как наполнить стакан водой или охладить продукты, раньше требовали титанических физических усилий.
Водоносы были незаменимы в каждом дворе. С рассвета до заката они курсировали между колодцами, речными пристанями и домами, неся на коромыслах тяжеленные ведра — по 30-40 кг с каждой стороны. Их работа обеспечивала не только питье, но и готовку, стирку и уборку для тысяч горожан.
Ледовозы зимой нарезали глыбы льда на замерзшей Москве-реке и Яузе, везли их в специальные хранилища, а летом развозили по погребам богатых домов, ресторанов и лавок, создавая естественные «холодильные камеры». Работа была сезонной и обеспечивала город стратегическим запасом льда на весь год.
Старьевщики: предвестник рециклинга
Они ходили по городам и деревням, предлагая жителям сдать или обменять старые вещи, шкуры и кости животных, металл. В обмен старьевщики могли предложить и взрослым, и детям разную необходимую в быту мелочовку и даже дефицитные в ту эпоху товары: от иголок и ниток до игрушечных пистолетов, свистулек и лампочек. Такой вот своеобразный передвижной магазин.
Эта профессия была не просто сбором мусора, а сложной системой бартера и снабжения. О своем появлении на улице старьевщики оповещали протяжным гудком рожка.
Счетоводы: живой компьютер индустриальной эпохи
До появления мощных электронных вычислителей сложные математические расчеты для строительства и инженерии ложились на плечи счетоводов. Эта была ответственная и кропотливая работа. Вооруженные арифмометрами и логарифмическими линейками, счетоводы проводили дни и ночи над вычислениями, которые сегодня компьютер делает за доли секунды. Команда людей-калькуляторов участвовала в проектировании крупных инженерных сооружений и программировании первых ЭВМ.
Собиратель пиявок: кровавый бизнес старой медицины
В те времена, когда популярной медицинской процедурой было кровопускание, возник немалый спрос на профессию собирателя лечебных пиявок. К счастью, сегодня их выращивают в специальных инкубаторах, а вот раньше собирателям приходилось целыми днями проводить на болотах. Это был грязный, трудный и малоприятный промысел. Добывали кольчатых червей для аптек и практикующих врачей двумя видами наживки: копытами старых лошадей или своими собственными ногами. Естественно, второй способ был менее затратным, но угрожал собирателю серьезными заболеваниями и кровопотерей.
Автор: Елена Маливанова