Люблю такие музеи, где нет заградительных верёвочек. Как будто приходишь в гости к хорошему знакомому, и всё можно близко рассмотреть. Владимир Иванович Немирович-Данченко знал, что в его квартире после его смерти будет музей и просил обойтись без этих самых верёвочек. «Пусть будет так, как будто вы пришли ко мне в гости, я вышел на минутку, и вы меня не застали».
В такие музеи я обычно хожу с экскурсиями, так как интересно узнавать об истории предметов, которые принадлежали знаменитым хозяевам.
Мемориальная музей-квартира Владимира Немировича-Данченко находится в Глинищевском переулке в пятом подъезде дома № 5/7.
Дом был специально построен для работников театра в 1938 году.
У дома есть высотная средняя часть – 13 этажей (14-й этаж – технический), и два крыла. В правом крыле располагается элитный шестой подъезд. Квартиры в нём были просторнее, чем в остальных подъездах, по сто квадратных метров. Там жил Сергей Образцов, теперь в его квартире мемориальный музей. В шестом подъезде также жила Любовь Орлова до своего переезда в дом на Большой Бронной улице. В левом крыле квартиры были попроще. Пятый подъезд, в котором жил Владимир Немирович-Данченко, находится в средней части дома. Въездную арку украшают барельефы «Парад физкультурников» и «Карнавал искусств».
В арке можно войти в подъезд не только на первый этаж, но и по внешней лестнице сразу на второй.
А также увидеть питьевой фонтанчик под лестницей.
Поднимаемся в квартиру на лифте.
В моём детстве у нас в общежитии был похожий лифт – за решёткой видно спускающуюся кабину, сначала появляются тросы, а потом сама кабина. Только у нас кабина была другая – деревянная с окнами. Квартира Владимира Немировича-Данченко находится на третьем этаже.
Тут нас уже ждут. Музей открылся после трёхлетней реставрации в сентябре 2025 года .
В тесной прихожей не развернуться. На стене фотография Антона Павловича Чехова с дарственной надписью.
Сначала мы прошли в маленькую комнатку с фотографиями на стенах, где заведующая музеем Наталья Федоренко рассказала нам о жизненном и творческом пути Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Потом мы перешли в столовую.
В столовой сразу бросается в глаза обеденный стол, на котором стоит визитница в виде пеликана и клетка с поющей птичкой, подаренная Владимиру Ивановичу Сергеем Образцовым.
Представленная нам птичка не оригинальная. Сделана специально так, чтобы её можно было потрогать. Подлинную птичку-чучелку забрали на реставрацию.
Посуда стоит в стеклянных витринах, так как шкафы пока ещё находятся на реставрации, как и стол хозяина из кабинета-гостиной.
Владимир Иванович Немирович-Данченко въехал в квартиру уже без жены, Екатерины Николаевны, урождённой баронессы Корф. Она умерла в 1938 году, в том же году, когда был построен этот дом. Они прожили в браке 52 года. Их семье распределили две квартиры. В одной – пятикомнатной должен был жить Немирович-Данченко с женой. Эту квартиру хозяин чуть позже разделил на две, чтобы поселить во вторую часть приятелей, которым Владимир Иванович помогал. В другой, двухкомнатной, жил его сын Михаил с супругой. Сейчас в той квартире проживает внук Владимира Немировича-Данченко, Василий.
В квартире осталось много вещей Екатерины Николаевны, которые он бережно хранил в память о ней.
На стенах столовой картины, вышитые Екатериной Николаевной.
На одной из стен висит картина, вышитая мелким бисером бабушкой Екатерины Николаевны. На картине изображена парящая в облаках богиня правосудия Фемида с завязанными глазами. Под Фемидой слева есть дата 1831. 8 . То есть, работа была сделана ещё при живом Пушкине.
Люстра в столовой была сделана уже под электрические лампочки, а та, что висит в гостиной, ещё под свечи, и её переделывали, приспосабливали под электрическое освещение.
На подоконнике в столовой стоят позолоченные канделябры. Все три окна музейных комнат выходят на балкончик и в переулок.
Обои во всех комнатах линкрустовые. До реставрации обои и выключатели выглядели так.
Сейчас обои выглядят так:
Розетки и выключатели тоже обновили.
Затем мы прошли в уютную гостиную.
Сразу за дверью у окна стоит пианино фирмы «Густав Фидлер», которое принадлежало жене Владимира Немировича-Данченко Екатерине Николаевне.
Нам повезло, в нашей экскурсионной группе была студентка третьего курса Щепкинского училища Ася. Она села за пианино, и квартира как будто ожила. В телеграме публиковала видеофрагмент её игры.
На крышке пианино стоят часы из чёрного мрамора.
И две статуэтки: Диониса и Деметры. У ног Деметры миленькая плюшевая собачка, которую сшила Екатерина Николаевна.
В углу на этажерке мы видим радиоприёмник.
На столике портфель мэтра и телефон с буквами на диске.
Диван, на спинке дивана лежит кепка режиссёра.
На столике у дивана фотография Владимра Ивановича с артистами
За стеклом календарь открытый на последних днях жизни режиссёра в квартире. Он умер в больнице 25 апреля 1943 года.
Музей открылся через год после смерти хозяина квартиры 25 апреля 1944 года.
В гостиной находится главный экспонат музея огромный книжный шкаф с приставной лестницей – «Его величество книжный шкаф» как называл его Владимир Иванович.
Этот шкаф был изготовлен по заказу и эскизам самого Немировича-Данченко в 1902 году известным в Москве краснодеревщиком Фишером. За каждой из дверц хранятся книги тех авторов, чьи портреты на них изображены. Все на своих местах, искать не надо. Многие книги с автографами и дарственными надписями авторов.
Молодой и в возрасте Максим Горький, Александр Герцен, Антон Чехов.
Есть произведения самого Немировича-Данченко и его брата Василия. Как раз нам открыли дверцы, за которыми стоят книги хозяина квартиры и его брата.
В углу шкафа Немирович-Данченко прикрутил точилку для карандашей, привезённую из заграничной командировки.
Рядом поставили шкафчик – имитацию большого шкафа, который можно трогать и открывать дверцы. Это сделали для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Портреты в этом шкафчике тоже можно трогать. Они рельефные.
Внутри шкафчик пустой:
На столике у абажура фотография сына Владимира Немировича-Данченко, Михаила.
На шкафу у стены любимый кувшин матери Владимира Ивановича. Средняя выпуклая часть кувшина сделана из страусиного яйца.
На стене в красной бархатной рамочке портрет любимой супруги Немировича-Данченко Екатерины Николаевны.
В витрине её вещи. Сохранились даже куклы, в которые она играла в детстве.
В спальню из кабинета ведёт дверь, украшенная по верху цветными витражными стеклами.
На стенах небесно-голубые линкрустовые обои. Из всей квартиры только в этой комнате сохранился оригинальный паркет.
В торце комнаты скромная кровать, застеленная ажурным покрывалом. На стене ящичек с коробочкой для лекарств.
В углу над кроватью – горельеф – гипсовая копия памятника супруги режиссёра Екатерины Николаевны с её могилы на Новодевичьем кладбище работы скульптора Ивана Шадра.
Рядом с кроватью столик с майоликовой поверхностью. На нём лежит портфель формы клатч, который принадлежал брату Владимира Немировича-Данченко Василию и чудесным образом попал в музей после войны. Был привезён из Чехословакии.
На стене фотографии родственников и друзей. Большие портреты отца хозяина квартиры и тестя – барона Корфа.
После посещения музея я поднялась на лифте сначала на пятый, потом на 13 этаж и полюбовалась видами на Тверской район.
Между четвёртым и пятым подъездами есть переходы. Можно смотреть на север Москвы из пятого подъезда и на юг из четвёртого.
Потом вышла на Тверскую улицу и дошла до Камергерского переулка, где стоит памятник двум великим людям: Константину Сергеевичу Станиславскому и Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко. В гостях у Станиславского я пока ещё не была.