Найти в Дзене
Сергей Ахтырский

Находки кладов. История седьмая: Клад, который завел в тупик

Обрывая в июльский день с кустов смородину, я вдруг услышал доносящийся из-за забора, с луга, знакомую трель металлоискателя. Я, поставив ведерко с ягодами на стульчик, подошел к забору и увидел незнакомого молодого человека, который стоял метрах в десяти от меня и держал в руках только что выкопанную консервную банку. - Привет, - окликнул его я, - тут все давным-давно выхожено, я сам копатель. От неожиданности он вздрогнул, обернулся ко мне, и спросил: - А что же такие четкие сигналы не выкопал? - А зачем такие копать: видно же, что банка. Сам знаешь, какие сигналы монетки дают. - Ну, да, - согласился он, - но, все равно, надо проверять. А ты здесь находил что интересного? - Да, находил. Здесь, похоже, раньше дорога была к церкви, прямо по краю оврага. Попадались монетки, но - давно. Опоздал ты, стало быть, лет на пятнадцать сюда. -Ну, что делать, - он развел руками, - сейчас куда не пойдешь, почти везде -опоздал, все выхожено. Мы разговорились. Оказывается, зовут его - Александр, зан

Обрывая в июльский день с кустов смородину, я вдруг услышал доносящийся из-за забора, с луга, знакомую трель металлоискателя. Я, поставив ведерко с ягодами на стульчик, подошел к забору и увидел незнакомого молодого человека, который стоял метрах в десяти от меня и держал в руках только что выкопанную консервную банку.

- Привет, - окликнул его я, - тут все давным-давно выхожено, я сам копатель.

От неожиданности он вздрогнул, обернулся ко мне, и спросил:

- А что же такие четкие сигналы не выкопал?

- А зачем такие копать: видно же, что банка. Сам знаешь, какие сигналы монетки дают.

- Ну, да, - согласился он, - но, все равно, надо проверять. А ты здесь находил что интересного?

- Да, находил. Здесь, похоже, раньше дорога была к церкви, прямо по краю оврага. Попадались монетки, но - давно. Опоздал ты, стало быть, лет на пятнадцать сюда.

-Ну, что делать, - он развел руками, - сейчас куда не пойдешь, почти везде -опоздал, все выхожено.

Мы разговорились. Оказывается, зовут его - Александр, занимается копом уже много лет. Поговорили про разные интересные находки, и уже с первых минут нашего общения я отметил некоторую странность в его речи и поведении. Говорил он отрывисто, резко, при этом, постоянно озираясь по сторонам, переминался с ноги на ногу и, как будто, хотел куда-то бежать. Однако, разговор он не заканчивал: наоборот, всячески поддерживал его, и видно было, что беседа наша ему не в тягость. Я тоже с удовольствием слушал его, посчитав, что его резкость и дерганость просто обусловлены его характером: будучи учителем, я повидал всякого народу, работал с ребятами, которые и по минуте на одном месте не могли усидеть… Может, и этот такой же.

- А ты клады находил? – спросил он.

- Да ладно, нет, конечно, - рассмеялся я, - по-моему, это только в интернет-роликах копатели то распашку серебра, то чугунок с медными монетами находят. А мы – так, по мелочи… Золотое кольцо – да, один раз нашел, широкое такое, мужское. Вот это и была самая дорогая моя находка. Да я и копом-то занимаюсь от случая к случаю, я рыбалку больше люблю.

-2

- А ты зря смеешься, - он внимательно посмотрел на меня, - я находил.

- Да? И что находил?

- Как что – клад и нашел, - он почему-то отвернулся и покачал головой, - горшок Екатерининских рублей.

- Ого, ничего себе, расскажи, если не спешишь, – попросил я его, - очень интересно.

- Ну, слушай, - он присел на кочку и, ерзая, начал свой рассказ.

- Я купил металлоискатель в начале двухтысячных, тогда еще мало народу этим занималось. В те годы, куда ни придешь, почти везде - ты первый. За один раз два десятка «медяков» накопать было не проблемой, бывало, что по целому рюкзаку уносил с копа найденного цветного металла. Я работал в то время в одной московской фирме охранником, режим – «сутки-трое». Зарплата была хорошая, место работы – офисный центр, работа спокойная, народ – культурный и обеспеченный. Режим работы позволял много времени уделять хобби, поэтому в любой свободный момент я брал металлоискатель и бежал на коп. Хобби приносило и хорошую прибыль – цветной металл был в цене, иногда удавалось продавать монеты и другие находки. Подкопив денег, купил «Рено-Логан», женился. Все успевал. Однако, через некоторое время я стал за собой замечать, что ни о чем другом, кроме монет и кладов, я уже и думать не мог. Хобби так меня заразило, что, когда наступила поздняя осень, и резко ударили морозы, сковав сразу землю, я с ужасом подумал – как я буду коротать зиму? После работы побежал в лес – там, по крайней мере, земля еще кое-как, но - копалась. Нашел какую-то ерунду… А через пару дней выпал снег, и коп стал невозможен вообще…

-3

Александр встал и принялся ходить взад-вперед, потом отломил от деревца ветку, снова сел, и принялся стегать ею по макушкам травы. Я с интересом наблюдал за ним, опершись на забор, уже не обращая внимание на его суетливость, но, теперь, немного удивляясь его откровенности в беседе с совершенно незнакомым человеком.

- Я не знал, что и делать в свободное время… Сидел и чистил найденные находки, разбирал и сортировал несданный еще металл, без конца смотрел ролики в интернете… Я стал злым и раздражительным, часто ругался с женой. Попробовал как-то сходить на рыбалку, но, понял – нет, не мое… На работе тоже все раздражало, да еще постоянно не высыпался…

На мое счастье, весна в тот год пришла рано - уже в марте сошел снег, и я снова побежал с металлоискателем в поля. Ликуя, я выкапывал монетки, радовался любой старинной мелочи… Я снова стал нормально спать, уже без злобы ехал на работу, видя, как с каждым днем налаживается погода. И в один из теплых апрельских дней произошла та история, которая изменила мою жизнь.

-4

Придя однажды на одно из полей, на котором я раньше, среди керамики и осколков кирпича, в большом количестве находил старинные монеты, крестики и прочие реликвии, я заметил, что поле поделено на небольшие участки. Повсюду были вбиты колышки с натянутыми между ними красно-белыми лентами, стояли таблички с фамилиями. На дальнем участке поля, у леса, работал трактор – машинист копал траншею под газ или под электрический кабель. Я решил пойти в его сторону – именно там раньше и было больше всего находок и керамики.

Я включил металлоискатель и пошел вдоль вала свежей земли, метрах в трех от него, все смотрел под ноги, а потом, случайно взглянув на вал, опешил – прямо на поверхности земли лежали большие серебряные кругляши. Не веря своим глазам, я, озираясь по сторонам, подбежал к находке – да, на земле лежали четыре рублевых монеты, и на каждой из них – портрет императрицы Екатерины. Отметив, что тракторист меня уже почти не видит, я, почему-то, отложив металлоискатель, начал руками раскапывать землю, повсюду натыкаясь на битые кирпичи. Потом пришел в себя, перевел дух и, немного успокоившись, начал «прозванивать» землю прибором. Монеты стали попадаться сразу, порой – по нескольку штук, слипшись между собою. Я стал складывать монеты прямо в рюкзак – уже тогда стало ясно, что это был серьезный клад, просто чудом не замеченный трактористом, который, сам того не зная, и выкопал его. Монеты продолжали попадаться – наконец, я, обнаружив мощный сигнал, выкопал дно от глиняного горшка, к которому прилипли с десяток рублевых монет. От переживаний и азарта у меня тряслись руки и шла кругом голова – однако, вскоре монетные сигналы закончились. Я пошел в обратную сторону - в ту, где нашел первые монеты, уже более спокойно и внимательно обследуя вал. В общем, как оказалось, монеты были лишь на небольшом его участке: в поисках в нижней его части я даже раскидал в разные стороны землю, еще раз убедившись, что тракторист меня не видит. Нашел еще три рубля, все в непосредственной близости друг от друга. Больше, как я ни старался, найти ничего не мог.

-5

Монет оказалось сто сорок две штуки, все – рубли Екатерины в хорошем состоянии. Это было неслыханное богатство… Дома я аккуратно отмыл монеты от грязи и принялся смотреть в интернете цены. От увиденного у меня снова закружилась голова… Даже приблизительный подсчет показывал, что, при хорошем раскладе, я смог бы выручить за них более трех миллионов при своей месячной зарплате в двадцать тысяч.

- Ну, это еще надо покупателя найти, - увидев, что Александр снова замолчал, сказал я.

- Нашел, - улыбнулся он, - не сразу, но – нашел. Даже двоих – перекупщики, они, наверное. Можно, конечно, было бы мне самому годами продавать по одной-две монеты, через интернет, или – еще как, тогда бы – да, подороже вышло. Но я, честно говоря, побоялся на показ это все выставлять. А тут – приехали, и все забрали, я, правда, себе семь штук самых потертых рублей оставил. Я был безумно рад – почти два с половиной миллиона получил! Потом еще два раза ходил на это поле: ничего, конечно, больше не нашел. Все выбрал…

- Ну, шикарно! Это же редчайший случай – такой клад найти! – сказал я, - а, почему ты, когда только мне начал эту историю рассказывать, как будто загрустил? Вроде, все хорошо закончилось-то?

Александр внимательно посмотрел на меня и отвернулся, ломая на мелкие части и без того потрепанную веточку, потом принялся щелкать костяшками пальцев. Наконец, он продолжил…

- Я купил себе новую машину - внедорожник, остальные деньги положили на вклад. Я, все так же, все свободное время проводил на копе. А находки шли одна лучше другой. На пляже нашел толстую золотую цепочку – она весила почти двадцать граммов. На месте, где раньше стоял барак, выкопал несколько мотков проволоки – почти тридцать килограммов меди, там же нашел старый латунный самовар.

-6

Деньги давались легко – я уже всерьез начал подумывать о том, чтобы бросить работу и полностью посвятить себя копу. Ведь я, на тот момент, ходил с металлоискателем, всего лишь, чуть больше года, а уже и клад нашел, и машину сменил – так зачем же сидеть и пялиться в монитор, проверять пропуска и без конца поднимать и опускать шлагбаум, если можно зарабатывать, находясь на природе и самому распоряжаться своим временем?

Вскоре, так оно и получилось – у меня с одним из руководителей возник небольшой конфликт, я не стал с ним спорить и оправдываться, а просто пошел и написал заявление на увольнение.

Следующий месяц я почти полностью пробегал по полям. Заработал больше, чем всегда, однако, стал замечать, что начала болеть поясница. Я уже не мог ходить с прибором весь световой день, все чаще садился и отдыхал. К тому же, наступило лето, везде буйствовала трава, дни стояли жаркие, и копать быстро просто некомфортно.

Мой доход начал снижаться, вдобавок, за мой новый образ жизни меня постоянно «пилила» жена, которая занимала хорошую должность в одной компании и считала мое занятие недостойным и несерьезным, а находку клада – случайностью, которая никогда больше не повторится. Я снова стал злым и раздражительным, как назло, в один из дождливых дней так «засадил» в поле машину, что ее смогли вытащить только трактором, да и то – не сразу. После этого оказалось, что ходовой части машины требуется серьезный ремонт – для его проведения мне пришлось снимать деньги уже со счета. Я стал замечать, что хобби уже не приносит мне прежней радости и удовлетворения – поиск стал больше напоминать погоню за мифическим кладом. К тому же, копателей заметно прибавилось – куда не придешь, везде - не закопанные ямки… И опять же постоянно ныла спина…

-7

Насмотревшись в интернете роликов, я купил себе новый и дорогой металлоискатель, наивно полагая, что теперь-то находок будет побольше. Денег на вкладе становилось все меньше - их с ужасающей быстротой поглощал затеянный нами ремонт, а с женой мы ругались все чаще. Новый прибор почти не добавил находок, к тому же, он оказался таким сложным в настройках, что я, по-моему, много чего, попросту, с ним пропускал. Я, в который уже раз, стал за собой замечать, что коп для меня превратился из спокойного и приятного времяпровождения в суматошный и нервный бег, да, именно, бег - в поисках чего-то, что могло бы принести доход…

Александр снова замолчал. А я про себя подумал – так вот почему он так резво металлоискателем машет и постоянно стремится куда-то мчаться…

- Ну, а сейчас-то как, не наладилось все в жизни? – осторожно спросил я.

- Какой там… - махнул рукой он, - жена к матери своей ушла, а машину ту я так и продал… На старой «Ниве» теперь катаюсь…

-8

- Неужели все так плохо? А на работу, может, тогда устроиться, если на копе уже не заработать? Ведь никакой стабильности от такого занятия быть не может!

- Может! - Александр вскочил, - а на работу принципиально не буду устраиваться, на жизнь, по минимуму, мне пока хватает, буду ходить и копать... Есть у меня на примете хорошие места… Всем и, прежде всего, жене, докажу, что таким образом можно нормально жить – ведь жили…

Александр начал надевать рюкзак. Я не стал больше ничего спрашивать – и так все было ясно, что ему лишний раз душу тревожить?

Через минуту Александр распрощался со мной. Он включил металлоискатель, и, широко и резко размахивая им, пошел по лугу, сшибая макушки травы. Потом остановился, начал копать, вытащил какую-то небольшую круглую железку, обстучал ее об лопату и, сняв рюкзак, убрал в него находку.

Я вернулся к сбору ягод – а из моей головы все не выходил его рассказ. Надо же такому случиться, что желанная и дорогая находка сначала так порадовала и воодушевила человека, а потом испортила ему жизнь. Стал он одержим своими идеями, которые с каждым днем все больше заводили его в тупик. При этом, он прекрасно это понимал сам, но ничего поделать уже не мог и не хотел.

Не нужно нам таких кладов, правда?

Еще одна история про клады

Кстати, моя книга "Карпы в бесхозном пруду: секретный эксперимент" есть в продаже на Авито

Книга "Карпы в бесхозном пруду: секретный эксперимент"... купить в Коломне по низкой цене с доставкой | Авито