Горные егеря (Gebirgsjager) были созданы на базе горнострелковых частей, которые потребовались тогда еще кайзеровской Германии еще в Первую Мировую войну.
К 1941 году они представляли из себя внушительную силу: семь дивизий, входивших в состав вермахта (Gebirgs-Division) и дивизию СС "Норд" (SS-Gebirgs-Division ). А ближе к концу Второй Мировой войны к этим частям были добавлены еще три дивизии вермахта и пять дивизий СС.
Специфика задач, которые должны были решать горные стрелки, и местности, в которой им предстояло действовать, естественным образом потребовали специального снаряжения и вооружения, и к концу 1930-х годов специалисты компании "Маузер" взялись за создание специального карабина для военнослужащих этих частей и к 1941 году разработали любопытный прототип.
Однако, к 1941 году все резко изменилось. Весной 1939 года Гитлер аннексировал Чехословакию и новый "маузер" фактически стал не нужен: было найдено почти готовое для использования горными стрелками оружие - карабин чехословацкой Zbrojovka Brno, выпускавшийся с 1933 года - под обозначением puška vz. 33.
Следует отметить, что после захвата Чехословакии для предприятия почти ничего не изменилось: имевшая и ранее достаточно тесные контакты с немецкими оружейниками фабрика получила только новое название Waffenwerke Brünn, вошла в систему предприятий Германа Геринга и продолжила производить оружие.
Чехословацкий карабин был разработан на базе винтовки Маузера обр. 1898 года, которая производилась на заводах Штейр, предназначался для вооружения жандармерии, однако неплохо продавался в страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Колумбия).
Чехословацкие оружейники укоротили ствол, облегчили ствольную коробку и затвор (убрав лишний металл) и получили почти подходящее для немецких горных егерей оружие, которое, к тому же уже прошло проверку на практике.
Это было сделано весьма оперативно - уже в 1940 году новый карабин получил "вермахтовское" обозначение и начал поступать в части горных егерей.
Боевой кинжал горных егерей Вермахта (Gebirgsjäger) часто ассоциируется с «кинжалом охотничьего союза» образца 1936 года, который использовался членами охотничьих организаций и некоторыми подразделениями. Он имел стальной прямой никелированный клинок (до 390 мм) с травлением, рукоять из рога с навершием в виде желудя и ножны, обтянутые кожей с латунным прибором.
Основные характеристики кинжала:
- Клинок: Однолезвийный, прямой, часто с травлеными сценами охоты.
- Рукоять: Слегка изогнутая, выполненная из рога, с навершием в виде «пуговки»-желудя.
- Ножны: Деревянные, обтянутые черной или зеленой кожей, с посеребренными или латунными наконечником и устьем (наконечник часто украшен рельефным изображением оленя).
- Ношение: Использовался кожаный подвес с карабином.
Этот кинжал был основан на традициях европейских охотничьих ножей конца XIX века и активно использовался в период 1936–1945 годов
Немецкое объединение охотников было общественной спортивной организацией, которая решала такие задачи, как сохранение старых охотничьих традиций, регламентирование правил проведения охоты. Объединение также осуществляло контроль за охотничьими угодьями и занималось организацией охоты для высокопоставленных чиновников. Возглавлял организацию Герман Геринг, любимым времяпрепровождением которого была охота.
В 1936 году для членов Немецкого объединения охотников был учрежден «Кинжал егерей и членов Германского охотничьего союза, образца 1936 года». Владелец мог заказать любое исполнение этого кинжала как в специализированных магазинах, так и непосредственно у фирм-изготовителей.
Кинжал егерей и членов охотничьего союза не являлся результатом работы членов нацистского правительственного кабинета. Это объединение существовало до фашистского Рейха, оно же продолжает функционировать и в настоящее время. Поэтому на внешний вид кинжала не существовало какого бы то ни было регламента. Основной дизайн этого оружия был разработан еще до прихода нацистов к власти.
Все металлические его части изготавливали либо из мельхиора, либо из стали, но с никелевым покрытием. В качестве материала для рукоятки использовался рог.
Черен кинжала овальной формы всегда украшался узором из дубовых листьев. Для соблюдения охотничьего лейтмотива эфес исполнялся в виде полусогнутых ног оленя с копытами по краям. Завершающим штрихом к оформлению рукоятки служила рифленая створка ракушки.
Длина лезвия могла варьироваться в достаточно широком диапазоне. Сам клинок покрывался затейливой резьбой на охотничьи темы. Однако попадаются экземпляры с обычными лезвиями без следов какого-либо украшения. Металлические ножны обтягивались кожей зеленого цвета. Верхняя металлическая вставка на ножнах выполнялась в форме желудя и осуществляла функцию крепежа ножен и кожаного подвеса. В каждой области были свои предпочтения в длине клинка. Поэтому в среде коллекционеров существует огромное разнообразие среди данного вида холодного оружия как по оформлению, так и по длине клинка.
Кинжал носился на обычном подвесе вертикального типа изготовленного из кожи зеленого цвета. К кинжалу прилагался темляк в виде кисти, расшитой золотыми или серебряными нитями (только у профессиональных охотников). Темняк носился обернутым вокруг подвеса.
Так же существовал улучшенный кинжал егерей и членов Германского охотничьего союза, образца 1936 учрежденный для всех членов Немецкого объединения охотников, который приобретался по желанию владельца.
Улучшенный кинжал егерей и членов охотничьего союза сохранил в себе основные черты обычного кинжала, но имел укороченный клинок и более помпезное украшение.
Рукоятка, как правило, была богато декорирована украшениями на мотив дубовых листьев. Створка раковины была заменена пластиной овальной формы с изображением практически исчезнувшего к тому времени немецкого оленя. Клинок длиной всего 9 и 3/4 дюйма был заточен только с одной стороны. Еще одной отличительной чертой стал украшенный наконечник ножен, на который поместили изображения охотничьих сцен. Общая длина кинжала составляла 34 см.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, начавших воевавать в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь.
Степка с ведром в здоровой руке открыл входную дверь и несколько секунд постоял перед ней, собираясь с силами и пытаясь что-то заметить в темнеющем перед забором лесу. Первый шаг на улицу дался старшему лейтенанту с трудом. Потом дело пошло легче. Рялом стал кружить Тор, выскочивший из какого-то укрытия во дворе. Вода в ведре кончилась быстро. Дальше в ход пошёл кусок брезента. Борьба с огнём продолжпалась ещё пару минут с переменным успехом. Лес продолжал молчать. Раненую руку от резкого движения пронзила острая боль. Перед глазами у Степки заиграли разноцветные круги и он грохнулся в снег лицом вниз.
Очнулся старший лейтенант от ощущения холода в левой щеке, ощущения тепла в правой ноге и ещё от того что кто-то тянет его за левую ногу. Степка лизнул снег, смог приподнять голову и оглядеться. Тор пытался оттащить его от горящей стены сарая. Правый меховой сапог уже начал дымиться, пахло палёной шерстью. Раненый сумел отползти от огня на пару метров и в знак благодарности и за понятливость лайка дважды лизнула его в щёку.
По пустырю, занимавшему между лесом и двором около пятидесяти метров, теперь ползли двое в маскхалатах Из окна сторожки грохнул выстрел. Ответных выстрелов Степкин слух различил три. В ответ на второй выстрел из окна сторожки снова раздались три выстрела. Одна из пуль разбила оконную раму. Тор внёс своим лаем в сторону леса свой аккомпанемент в перестрелку. Следующие два выстрела из окна сторожки прозвучали дуплетом. Один из двух ползущих к дому замер на несколько секунд на снегу, а затем развернулся и пополз в обратную сторону. Из леса выползли ещё двое "пластунов". Два ружейных выстрела прозвучали теперь с противоположной стороны дома. Степка нашёл в себе силы сесть на снег, достать "люгер" и открыть огонь по ближайшему из ползущих, который был уже в полутора десятков метров от забора. Пистолет в ладони ходил ходуном, но все-таки четвёртый или пятый выстрел достиг цели. Головной "пластун" замер в нескольких метрах от забора.
Частые выстрелы донеслись из леса. Степка опустошил обойму по двум другим "пластунам" и занялся перезарядкой пистолета. Обстрелянная им пара повернула обратно к лесу, из которого теперь простучала короткая автоматная очередь. Сознание снова покинуло старшего лейтенанта.
Укол в вену вернул Степке сознание. "Медбрат" Питер возился с капельницей. а старший лейтенант уже без верхней одежды лежал на своем месте у стены. За столом на табуретке сидел Виктор, на лежанке у противоположной стены сидели Аксель и Юхан. У обоих были перевязаны руки выше локтя. На полу у печки место пленного немецкого десантника теперь занял "пластун". Он был без верхней одежды с перевязанными правой ногой и рукой. В комнате сквозь разбитые окна теперь беспрепятственно поступал морозный воздух. Питер кивнул Степке и оповестил Виктора:
- He finally woke up!
Майор подошёл к лежанке и ободряюще улылбнулся:
- Живой, курилка! Отбили опять супостотатов, которые хотели тебя умыкнуть.
- Что им от меня нужно-то всем?
- То, что тебе сказал наш человек в норвежской деревне. И заметь, не только теперь им.
- А кому ещё?
- Наш английский подполковник не прочь на эти сведения обменять у немцев своего Джеймса.
- А мы что?..
- А мы попробуем что-нибудь придумать, чтобы и рыбку съесть и... косточкой не подавиться.
- Ну, я тебе пока в этом деле не помощник...
- Ты уже и так здорово помог. Отвлекал этих горных егерей у сарая, пока я к ним со стороны леса скрытно смог зайти. А Питер с их шофером потом хорошо помогли пожар тушить.
- А как эти горные егеря нас найти сумели?
- Говорят, по следам. Вернее, вот это один говорит, который у печки. Его Пауль зовут. Это, кстати, ты его подстрелил у забора. Всё оставшееся время, пока бой не закончился, он просто отлёживался в снегу. Теперь вот у печки греется, перевязанный. А остальные его сослуживцы в снегу сейчас дервенеют или обратно на норвежскую территорию стреканули.
- Ты ему веришь?
- В общем-то да. Мы сильно до границы и после наследили, пока тебя на оленьей упряжке тащили. Я бы, по крайней мере, по таким следам нас бы запросто нашел. А этот... Пауль, бывший пограничник. Так что вполне возможно...
- У нас теперь уже двое пленных... Вместе с тем десантником. который со скалы упал.
- Это ничего не значит. Их на Джеймса не поменяешь. Да они и сами-то не очень стремятся вернуться в родимых рейх. Это Пауль "криг капут" постоянно говорит...
- Ну, эту песню они все петь начинают, когда в плен попадают.
- Давай так. Ты сейчас свою дозу "живой воды" получишь, потом будешь отдыхать. Юхана с Акселем Питер с собой заберёт и завтра приедет с подполковником Баркли. Я пока на хозястве останусь, мы с тобой может чего-то до вечера хорошего и придумаем?
- Не исключено. А этот Пауль здесь останется?
- А чего ему туда-сюда мотаться? Обе пули ты ему в мякоть засадил. Одна на вылет прошла, другую Питер собственноручно вытащил так, что это егерь даже и пикнуть не успел. Два угола он получил...
- А где его винтовка? - Карабин. Вон у углу отдыхает... Всё. давай Юхан я вам помогу грузиться, а то Питер уже кажется сворачивать свою "треногу" готовиться.
Поел Степка в тот день дважды и с большим аппетитом. К вечеру он уже смог посидеть несколько минут на "завалинке", как назвал Виктор широкую перекладину, притороченную к стене сторожки с внешней стороны дома. Остатки сгоревшего сарая ещё дымили и пахли горелым. Тор, посидев полчаса на снегу, подождав. не вернётся ли уехавший на машине хозяин, опустошив свою миску овсянки с кусочками вяленой кабанятины, подошёл к старшему лейтенанту, позволил почесать себя за ухом и выслушал слова благодарности, произнесённые на непонятном собаке языке..
Майор изредка перебрасывался с Паулем фразами, содержание которых, как понял Степка. относилось к особенностями организации охраны границы в Германии и Австрии. Пауль оказался не только бывшим пограничником, но и земляком фюрера. К концу вечера его разговор с майором принял характер уже вполне профессиональной беседы. Под это "бу-бу-бу" Степка и заснул.
Проснувшись с уже вполне ясной головой старший лейтенант с удивлением обнаружил, что у сидящего на полу рядом с печкой пленного горного егеря не только развязаны руки, но он здоровой рукой держит свой кинжал, которым строгает какую-то толстую палку. Майор, периодически поглядывая на пленного, что-то кашеварил на печке. Заметив, что Степка пошевелился на своей лежанке, Виктор расплылся в хитрой улыбке:
- Добрейшего вам утречка, молодой человек!
- Зачем ты ему кинжал дал?
- Для пользы дела.
- Какого дела?
- Пусть себе костыли-клюки сделает сам.
- А они ему зачем?
- Для пользы дела... Ты сам встанешь или помочь?
- Не сомневайся, встану!
- Тогда вставай и садись к столу завтракать.
- Ты никак чего-то придумал за ночь?
- Я всегда, Степа, удивлялся твоему чутью. Вот я же ни слова тебе пока не сказал. Как ты?..
- Да вид просто у тебя сильно хитрый и загадочный...
- Давай, ошай, кашу с сушеной рыбой. Потом целебный чай будешь опять пить. Кофеев тут тебе нема.
- А что это за рыба?
- Спроси что-то полегче. Но раз она вместе со съестными припасами хранится, значит съедобная.
- Может, ей собак только нужно кормить?
- Кстати, Тор действительно с удовольствие размусолил и разгрыз кусок этой рыбятины...
Сразу после завтрака во двор сторожки снова прикатил "вольво", из которого высадились подполковник Беркли и Питер. Английский вице-резидент поприветствовал старшего лейтенанта небрежным кивком, хмуро посмотрел на пленного и спросил Виктора на ломаном немецком:
- Вофюр хаст ду дих эндшиден?
Пленный вскинул голову и испуганно посмотрел на обоих офицеров.
"Медбрат" занялся сперва своей "треногой", затем опять стал колоть Степку в вену, а потом угомонился за столом, попивая горячий отвар из сухих трав, хранящихся на верхней полке комода в большой металлической банке с крышкой. Майор с подполковником вышли на улицу и отсутствовали около часа. За это время очередной сеанс вливания в Степку "живой воды" закончился. Медбрат осмотрел перевязки у обоих раненых, остался доволен их внешним видом и, произнеся очередное "си-ю-лэйтэ", освободил сторожку от своего присутствия. Подполковник Барлки наоборот, присел на табуретке перед раненым горным стрелком, внимательно его стал разглядывать около минуты, попробовал на прочность две "клюки", которые пленный смог смастерить из палок с помощью верёвки и поинтересовался:
- Зинд зи бирайт цу хэлфэн?
Пауль кивнул и усилил свой ответ словесно:
- Яволь!
Англичанин встал развёл руками, состроил задумчивую мину на лице и поманил Виктора за собой на улицу. Вернулся в тепло теперь майор быстро. За окнами, забитыми досками, затарахтел мотор "вольво". Виктор подмигнул Степке, снял свое меховое пальто и невозмутимо стал насыпать из мешка в кастрюлю сушеной картошки. Степка нетерпеливо завозился на своей лежанке:
- Опять от меня секреты! Сначала с делом того Парвуса... Теперь вообще с фашистом что-то затевайте!
- Он вроде бы не фашист, в том смысле, что не член их партии...
- Это не важно. На что он согласился?
- Ты давай усиленно пока сил набирайся. И нервы лечи. Операция по обмену Джеймся на... тебя намечена на послезавтра.
- Здрасте-приехали! А можно мне тогда хоть узнать подробности этого обмена?
- Да не волнуся. Никакого обмена не будет. Пойду чистого снега принесу...
Уже двадцать пять уважаемых читателей нашли возможность материально поддержать автора. Им за это отдельная БОЛЬШАЯ благодарность.
Вечная Слава и Память бойцам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя, уважаемые читатели!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.