Найти в Дзене
Александр Новиков

Заряжаю позитивом. Мой фотоархив. 2019 год. Портреты

Ни в коем случае не считаю себя портретистом, никогда не умел да и не хотел заниматься постановочной портретной съемкой, но иногда, как мне кажется, портреты мне удаются. Как правило, это либо наблюдение за собеседниками (а иногда даже за случайными прохожими), либо съемка во время встречи и беседы с людьми, которых чаще всего хорошо знаю и люблю. В этом смысле 2019 год принес мне настоящую удачу с портретными снимками. Здесь они преднамеренно расположены мною без всякого порядка, без хронологии, значимости... Кроме одного первого снимка. Александр Николаевич Шеповальников значит для меня ровно столько, сколько половина моей жизни. Ближе были только родители. Когда я поступил в Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт имени В.И.Ульяннова (Ленина) на Кафедру Биомедицинской электроники и охраны окружающей среды первого сентября, как это водится, лекцию читал нам заведующий кафедрой, выдающийся ученый Владимир Михайлович Ахутин. А вот второго сентября были уже четыре л
Александр Николаевич Шеповальников (1932-2021). Профессор, доктор медицины, заслуженный деятель науки РФ.  Фотография Александра Новикова. 2019
Александр Николаевич Шеповальников (1932-2021). Профессор, доктор медицины, заслуженный деятель науки РФ. Фотография Александра Новикова. 2019

Ни в коем случае не считаю себя портретистом, никогда не умел да и не хотел заниматься постановочной портретной съемкой, но иногда, как мне кажется, портреты мне удаются. Как правило, это либо наблюдение за собеседниками (а иногда даже за случайными прохожими), либо съемка во время встречи и беседы с людьми, которых чаще всего хорошо знаю и люблю. В этом смысле 2019 год принес мне настоящую удачу с портретными снимками. Здесь они преднамеренно расположены мною без всякого порядка, без хронологии, значимости... Кроме одного первого снимка.

Александр Николаевич Шеповальников значит для меня ровно столько, сколько половина моей жизни. Ближе были только родители. Когда я поступил в Ленинградский ордена Ленина электротехнический институт имени В.И.Ульяннова (Ленина) на Кафедру Биомедицинской электроники и охраны окружающей среды первого сентября, как это водится, лекцию читал нам заведующий кафедрой, выдающийся ученый Владимир Михайлович Ахутин. А вот второго сентября были уже четыре лекции подряд молодого тогда доктора медицинских наук, профессора Александра Николаевича Шеповальникова, который потом почти шесть лет читал нам сквозной курс лекций и проводил занятия по теме "Основы биологии человека". К концу первой его лекции я сказал своей соседке по парте: "Да-ааааа! Вот этот тот самый человек, у которого я хотел бы работать". Так и случилось, после преддипломной практики у Александра Николаевича и окончания вуза, он взял меня в свою Лабораторию (вначале это была группа) в Институт эволюционной физиологии и биохимии имени И.М.Сеченова АН СССР, где я проработал почти двенадцать лет. Отсюда же я был командирован в 1987 году в 32-ую Советскую антарктическую экспедицию почти на полтора года в Медицинский отряд, которым руководил брат Александра Николаевича, к.м.н. Владимир Николаевич Шеповальников. В 1991 году я ушел из Лаборатории и открыл свой центр. Александр Николаевич сначала очень обиделся на меня, но потом понял причины моего решения и мы с ним были дружны до его последнего дня. На фотографии я снял его во время нашей последней длинной встрече у него дома в 2019 году. Обязательно когда-нибудь напишу об этом уникальном человеке отдельную статью или даже несколько статей.

Алексей Дроздецкий, Сергей Сёмкин и Андрей Помулев.  Фотография Александра Новикова. 2019
Алексей Дроздецкий, Сергей Сёмкин и Андрей Помулев. Фотография Александра Новикова. 2019

Три моих друга в одной комнате без окон. Алексей Дроздецкий, Сергей Сёмкин и Андрей Помулев ждут приема в Санкт-Петербургский творческий союз художников (IFA), в который я их рекомендовал. Алексей ювелир, пробующий себя в графике (к сожалению, он не задержался потом в союзе). Знаю его с 2000-х годов. Немного зануда, немного злоблив, но в целом положительный персонаж. Дважды брал его с собой в поездки в Италию в качестве компаньона. И влюбил его в эту страну, как влюблен в нее сам. Жаль, что мы с 2020 года перестали общаться. В центре Сережа Сёмкин - выдающийся фотограф и художник, хозяин знаменитой мастерской в башне на Пяти углах. Мы знакомы с ним с 1979 года, когда он женился на подруге моей подруги (правда этот брак потом распался). Жизнь его с тех пор сильно покидала в разные стороны, но он выдержал. Укрепился и стал настоящим художником... Справа Андрей Помулев, которого я знаю тоже давно с 1990-х годов. В мир искусства его привел знаменитый Владик Мамышев-Монро. И правильно сделал. Андрей очень талантлив, работоспособен, но есть за ним один грех, который не погубил бы его... .

Сергей Сёмкин.   Фотография Александра Новикова. 2019
Сергей Сёмкин. Фотография Александра Новикова. 2019

Сергея Сёмкина снимать одно удовольствие. Улыбка вызывающая оптимизм. Я делал его снимки часто, особенно удались кадры, снятые мною в совместной поездке в Англию в 2013 году. Здесь он в своей знаменитой мастерской в башне на Пяти углах.

Татьяна Михайловна Алексеева.  Фотография Александра Новикова. 2019
Татьяна Михайловна Алексеева. Фотография Александра Новикова. 2019

С Татьяной Михайловной я знаком с 1990-х годов, когда я только основал Центр "СИГНУМ", располагавшийся тогда в маленькой комнатке на улице Рубинштейна, 8. Там же, на базе Единого научно-методического центра Управления культуры Ленгорисполкома, занялись организацией Института культурных программ, метко названному потом "Институтом нерешенных проблем", куда и пришла работать Татьяна Михайловна. Через какое-то время она не выдержала этого "института" и занялась самостоятельной деятельностью. В итоге стала генеральным директором ООО "СевероВест Медиа", главным редактором издания "ANONS & Map". Счастье, что всегда очень понимаем с ней друг друга. Она очень помогла нам с моими проектами к празднованию 200-летия открытия Антарктиды русскими мореплавателями и безвозмездно публиковала массу материала об готовившемся юбилее, который увидели тысячи жителей нашего города, а также пассажиры самолетов и поездов из и в Санкт-Петербург.

Ираида Куртовна Ботт.  Фотография Александра Новикова. 2019
Ираида Куртовна Ботт. Фотография Александра Новикова. 2019

С Ираидой Куртовной Ботт я познакомился осенью 2015 года у нее в кабинете в Екатерининском дворце в Царском Селе. Приехал со своими материалами по стилю шинуазри и познакомился. Удивительно, что мы как-то сразу нашли общий язык и дружим уже долгие годы. Учитывая колоссальную занятость Ираиды Куртовны на работе, где она "тянет" массу реставрационных советов, организационных вопросов, более тридцати лет руководит Царскосельской научной конференцией... наше общение происходит в основном в письмах по электронной почте, зато почти каждый день... . Очень рад, что близится к завершению главное детище Ираиды Куртовны последних пяти лет - воссоздание покоев Екатерины Великой в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, над которым трудятся десятки специалистов и мастеров, в том числе работало очень много художников в Китае.

Мария Васильевна Дукальская. Фотография Александра Новикова. 2019
Мария Васильевна Дукальская. Фотография Александра Новикова. 2019

С Марией Васильевной мы впервые встретились в 2019 году, когда я готовил мероприятия к 200-летию открытия Антарктиды. Это было у нее в кабинете, поговорили, кажется во многом достигли понимания. Всерьез помочь чем-либо Музей Арктики и Антарктики, которым она тогда руководила, конечно, не мог и мне это было понятно. Но в Музее уже в юбилейный 2020 год экспонировалась одна из наших, организованных Полярной комиссией Русского географического общества фотовыставок, где я также выставлялся. Музей также принял на хранение часть экспонатов с выставки в Санкт-Петербургском творческом союзе художников, которую готовил я. С тех пор мы поддерживаем в основном виртуальное общение и мне очень приятно показать этот портрет.

Александр Маркович Поляничко.  Фотография Александра Новикова. 2019
Александр Маркович Поляничко. Фотография Александра Новикова. 2019

С выдающимся дирижером и скрипачом Александром Марковичем Поляничко мы виделись лишь однажды в помещении Представительства Красного креста на Дворцовой набережной на заседании одного из петербургских Ротари-клубов, куда меня пригласили в качестве гостя. Но что это была за встреча... Александр Маркович говорил о скрипке в форме настоящей поэмы в прозе... Его рассказ сопровождался сначала короткими, а потом полноценными скрипичными выступлениями. Встреча запомнилась навсегда. Этот человек обожает и знает музыку, как никто другой.

Александр Донских, Игорь Петров и Василий Тырса.  Фотография Александра Новикова. 2019
Александр Донских, Игорь Петров и Василий Тырса. Фотография Александра Новикова. 2019

Александр Донских (псевдоним Александр Донских фон Романов) знаком мне с 1990-х годов. Незаурядный музыкант и композитор, участник знаменитых когда-то вокально-инструментальных групп "Зоопарк" и "Земляне", он написал также изрядное количество статей и роман «Призраки города N». Личность харизматичная и с ним интересно до известной степени общаться, хотя, увы, всем известна его скандальность. По центру почти не видно лица поэта Игоря Петрова (я не принадлежу к разряду поклонников его творчества), а справа мой хороший друг, с которым мы много ездили по разным странам мира Василий Тырса. Человек с богатой биографией, живущий теперь на две страны (Россия и США), внук известного российского и советского художника Николая Тырсы.

Зоя Васильевна Чалова. Фотография Александра Новикова. 2019
Зоя Васильевна Чалова. Фотография Александра Новикова. 2019

Зоя Васильевна Чалова - известный деятель петербургской культуры, уже долгие годы бессменный директор Центральной городской публичной библиотеки имени В.В.Маяковского. Мы познакомились с ней в 1990 году, когда я только планировал открыть выставку одной картины, уезжающей навсегда за границу (диптих) работы мастера Беллы Матвеевой. Я искал место для экспозиции-акции. "А ты обратись к Зое Васильевне Чаловой, она обязательно тебе поможет", - сказали мне знакомые. Так и случилось. Это была первая из четырех выставок одного дня, которые мы проводили каждый год во все расширявшейся библиотеке. На одну из них за день пришло три с половиной тысячи человек - это был своеобразный городской рекорд. Кроме выставок, много еще очень полезных для города мероприятий помогла осуществить уже в соседнем особняке графини Карловой на Фонтанке, 46 Зоя Васильевна. Помимо необыкновенной красоты ("породы" - я бы сказал) Зоя Васильевна обладает твердостью характера, мягкостью обращения с людьми и природной мудростью. Интересно, что в 1989 году, когда уже рушилось буквально все советское в городе, особняк графини Карловой предложили занять мне в качестве местоположения Ленинградского областного совета молодых ученых и специалистов, общественным председателем которого я являлся. Критически оценив свои возможности я отказался. И был прав, благодаря чему и остался жив 1990-е годы. Зоя Васильевна, библиотека которой располагалась в соседнем с особняком здании, присоединила особняк, взяв на себя огромный груз ответственности за сохранность этого дворца. В тяжелые бандитские 90-е времена, она в качестве партнеров развития библиотеки привлекла Французский институт, Общество Гёте, Британский Совет, находящиеся под покровительством консульств и посольств. Это помогло выжить, провести полную реконструкция главного здания библиотеки на Фонтанке, 44, а затем присоединить буквально загибающиеся маленькие районные библиотеки во многих районах города, причем, сохранив их фонды, коллективы и во многом идентичность. Затем появился Центр Петербурговедения и Музыкальный отдел на Невском проспект, 20, Молодежная библиотека, Библиотека Голицына и многие другие подразделения. Когда Государственная Публичная библиотека абсолютно бездумно отказалась от своего многовекового названия став Национальной, Зоя Васильевна воспользовалась этим, утвердив название для библиотеки В.В.Маяковского - как "Публичная". Это было в высшей степени разумное решение. Всегда восхищаюсь мудростью этой женщины!

Николай Максимович Цискаридзе.  Фотография Александра Новикова. 2019
Николай Максимович Цискаридзе. Фотография Александра Новикова. 2019

Можно сказать, что с Николаем Цискаридзе я познакомился "шапочно" однажды в компании у Беллы Матвеевой. Я не могу похвастаться серьезными "балетными" знакомствами: также почти "шапочно" знаком с Аллой Сигаловой, которую обожаю и однажды на вечеринке проговорил с ней пару часов. А вот дружен был и общался часто только с выдающимся танцором и балетмейстером Сергеем Вихаревым (1962-2017), к сожалению так безвременно ушедшим от нас. К Николаю я отношусь с высочайшим уважением, его талант танцовщика, организатора (ректора), балетмейстера, телеведущего восхищают. У него необычайное чувство юмора и чувство такта, не противоречащего его принципиальности в важном. Мы встретились с ним в коридоре Вагановского училища всего за полчаса до его выступления на сцене и я попросил его сфотографировать. Мне кажется, что портрет получился удачным. В том числе своей несценичностью.

Аркадий Ипполитов (1958-2023) и Дмитрий Сироткин.  Фотография Александра Новикова. 2019
Аркадий Ипполитов (1958-2023) и Дмитрий Сироткин. Фотография Александра Новикова. 2019

Выдающийся искусствовед и прекрасный писатель Аркадий Ипполитов и замечательный тонкий эрмитажный фотограф Дима Сироткин - мои давние друзья с 1990-х годов. К глубокому сожалению Аркадий ушел от нас в ноябре 2023 года. Здесь я их снял вместе на юбилейной фотовыставке Димы в Эрмитаже, где Аркадий был куратором.

Групповой снимок на открытии выставки Беллы Матвеевой (в центре) на Итаянской улице, 5.   Фотография Александра Новикова. 2019
Групповой снимок на открытии выставки Беллы Матвеевой (в центре) на Итаянской улице, 5. Фотография Александра Новикова. 2019

Белла Матвеева - это целая эпоха моей жизни длиною почти в двадцать пять лет. Мы познакомились в 1990 году. Годами встречались и дружили, много ездили: в Крым, дважды в Грецию, в Италию, Австрию, Германию. Возможно дружба с ней, не всегда ровная, а скорее напоминающая вулкан страстей, сподвигла меня к приобщению к миру искусства. Забавно, что уже всемирно известную Беллу приняли в Санкт-Петербургское отделение Творческого союза художников России по моей рекомендации. Правда она не сумела прижиться в союзе, думаю, что так и должно было случиться, слишком уж "несоюзная" Белла.

Света Петрова, Белла Матвеева и Амина Салахутдинова. Фотография Александра Новикова. 2019
Света Петрова, Белла Матвеева и Амина Салахутдинова. Фотография Александра Новикова. 2019

Портрет-наблюдение за беседой - любимый мой жанр. Особенно, когда перед тобой такие яркие дамы, как художницы Света Петрова, Белла Матвеева и "просто красавица" Амина Салахутдинова. Белла известна десятками своих выставок в мире и картинами в коллекциях Русского музея, Стеделейк-мюсеума в Амстердаме и сотне частных собраний очень богатых людей в мире. Света прославилась своим бесконечно растиражированным знаменитым рыжим котом на коленях у Джоконды и изданиями в самых престижных книжных домах. К сожалению, теперь она уехала из России.

Яна Малецкая и Ирина Музырина. Фотография Александра Новикова. 2019
Яна Малецкая и Ирина Музырина. Фотография Александра Новикова. 2019

Кажется, это очень содержательный кадр во время монтажа выставки в Санкт-Петербургском отделении Творческого союза художников России (IFA). Яна Малецкая (куда-то она сейчас пропала с мероприятий союза) и председатель союза Ирина Музырина о чем-то беседуют "за сценой". К обеим барышням отношусь в высшей степени с уважением и восхищением.

Вера Сергеевна Лискова.  Фотография Александра Новикова. 2019
Вера Сергеевна Лискова. Фотография Александра Новикова. 2019

С Верой Лисковой я познакомился в 1979 году, когда поступил на курсы экскурсоводов в Ораниенбауме и слушал в том числе ее лекции. В 1981 году Вера, работавшая тогда методистом в музее, начала готовить мою экскурсию по Павильону Катальной горки (я уже работал тогда внештатником в Китайском дворце). Мы проверяли и оттачивали вместе каждое слово моего будущего рассказа. Вера Сергеевна прошла путь в Ораниенбаумском дворцово-парком музее-заповеднике от методиста до заместителя директора. Как настоящий подвижник она каждое утро ездила в Ораниенбаум из Гатчины, где живет всю жизнь. В 1990-е годы Ораниенбаумский музей-заповедник передали Петергофу. Можно спорить хорошо ли это было или плохо для заповедника, но для Веры Сергеевны это была личная трагедия: сменилась концепция развития музея, поменялась экспозицию, часть коллекций, которым были отданы годы работы, ушла в другие музеи. Сейчас Вера Сергеевна работает в Гатчинском краеведческом музее заместителем директора по хранению. Как и положено настоящему хранителю она в рабочем халате и в типичной для нее "дискуссионной" позе. Обожаю Веру.

Благодарю за внимание. Публикации позитивных серий фотографий 2019 года будут мною продолжены.

Жду ваших отзывов, замечаний.

Полный вперед!

Смотрите: январь, март, апрель, май, июнь, июль,, август, осень и декабрь !