Причем первого было ровно в 4 раза больше, даже почти в пять. Три прекрасных романа, мемуары от женщины, которой я восхищаюсь, очень хорошая книга современной молодой писательницы. И всего одно произведение, которое потребовало собрать в кулак всю силу воли – дочитать его я все-таки хотела.
Шпек Д. «Bellа Германия»
Увлекательная, душевная и очень познавательная семейная сага. Тем, кто интересуется культурой, менталитетом, историей Италии и Германии середины ХХ века, читать обязательно. Многие подписчики и коллеги утверждают, что следующие книги у Шпека еще лучше. А мой отзыв на этот роман здесь:
Гоголь Н.В. «Мертвые души»
Перечитала! И с огромным удовольствием. Человеческие типы, характеры, бытовые и социальные дореформенные российские реалии – так все ухватил Гоголь и таким точным и сочным языком рассказал! Просто восторг, честное слово! И очень откликаются наставления его и лирические отступления. Например, такие слова в главе о Плюшкине:
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость, и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее, на могиле напишется: «Здесь погребен человек!» — но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости».
Кинг С. «Зеленая миля»
Кинга я читаю редко, выбираю только произведения «без ужасов»). «Зеленая миля» заняла буквально два вечера. Во второй я не легла спать, пока не дочитала. Мистическая драма о последнем пути каждого человека. И если Достоевский создавал в ХIХ веке своего Христа – князя Мышкина, то Кинг хотел показать Иисуса ХХ века. Джон Коффи, инициалы которого J.C. (Jesus Christ) обречен на невинное страдание, на казнь на электрическом стуле за чужие грехи.
Этот роман считается одним из лучших у Кинга, у меня в январе по силе эмоционального воздействия книга точно была самой мощной. Умеет мастер надавить на наши самые чувствительные кнопочки – я еще несколько дней ходила и спорила с ним, что права была жена Пола Эджкомба: можно же было найти способы, чтобы спасти огромного черного ребенка, наделенного Божьим даром, Джона Коффи («Как напиток, только пишется по-другому»). Ну вот и сейчас меня накрыло, друзья мои.
Кстати, попрошу у знатоков совета – что еще читать у Кинга такое социально-психологическое, слегка мистическое (про «11/22/63» знаю).
Баснер А. «Парадокс Тесея»
Книга, которая вызывает много споров, в том числе и под моим отзывом. Кто-то не может привыкнуть к излишне цветистому языку автора, кому-то категорически не нравятся герои. Кстати, о героях: я довольно много общаюсь с людьми моложе меня (от 20 до 40), и вот в романе я увидела очень узнаваемые типы молодых людей, довольно точное попадание в психологию этого поколения (по крайней мере той его части, которое считает себя неформалами или около того).
Отзыв на роман можно прочитать здесь:
Плат Сильвия «Под стеклянным колпаком»
Самая тяжелая и неприятная книга января. Не знаю, буду ли писать отзыв. Вторая книга этого месяца, где электричество используется для истязания и убийства людей. Нет, я знаю, что начиная с 30-х годов электрошок очень активно применялся в психиатрии. Но читать об этом от первого лица жутковато – больше это похоже на истязание, чем на лечение.
Книга эта автобиографическая, мне героиня была абсолютно не понятна, не близка, и даже - на мое удивление - не вызывала сочувствия. Все время хотелось спросить: а это она зачем делает, а это – почему? Деструктивное мироощущение рассказчицы вгоняло меня в тоску почти до отвращения. Дочитала на волевом усилии – просто чтобы знать, что это за книга.
Достоевская А.Г. «Воспоминания жены писателя»
Но зато читая эту книгу, я отдыхала душой после Сильвии Плат. Точнее, перечитывая. Издаются мемуары жены Достоевского, которые она написала уже в начале ХХ века, под разными названиями. У меня такая книга, как на фото. А раньше я читала издание 80-х годов - «Воспоминания», там чуть больше текста.
Например, в этой книге нет главы про клеветническое письмо Суворина к Л.Толстому, после которого стали распространяться о Достоевском грязные сплетни. Обязательно подчеркну, что мемуары эти Анна Григорьевна писала не по памяти: всю жизнь она вела дневники, а также использовала записные книжки мужа и его письма. Очень хочу рассказать вам подробнее в отдельном отзыве.
Я довольна своим читательским январем, потому что сразу четыре книги – это лучшие книги месяца, и только одна была «не моя».
А у вас были лучшие и худшие книги января?
Из моих январских книг читали что-нибудь?