Среди многочисленных страниц «Календаря Победы» выделяется 2 февраля 1943 г. Это – день окончания одной из самых кровопролитных битв в истории ХХ века, день, ставший одной из важнейших дат в хронометре Великой Отечественной войны. После победы под Сталинградом контрнаступление Красной Армии переросло в мощное наступление на большей части советско-германского фронта.
Враг, планируя выход к Волге и Кавказу, сосредоточил под Сталинградом значительные силы. Длившаяся с июля 1942 г., Сталинградская битва показала беспримерные героические подвиги защитников города, среди которых было немало татар и уроженцев Татарстана. Так, на весь фронт гремело имя уроженца пос. Бондюжский Анатолия Чехова, за время уличных боев в Сталинграде в период с 21 сентября по 10 октября 1942 года лично уничтожил 30 вражеских солдат и одного офицера. В обороне знаменитого «Дома Павлова», более 58 суток удерживавшего натиск гитлеровцев, принимали участие татары – рядовые И.Л. Шкуратов и Файзуллин, навсегда оставшиеся в братской могиле у дома Павлова[1], бронебойщик ефрейтор Файзрахман Рамазанов, уроженец астраханского пос. Нариманово, которого командир взвода И. Афанасьев охарактеризовал как решительного человека, бойца, обладающего военной смекалкой и настоящим мужским хладнокровием.
Именно в дни Сталинградской битвы, 28 июля 1942 г. советское командование опубликовало приказ № 227 «Ни шагу назад!», призванный сыграть важную роль в укреплении боевого духа решимости советских солдат и офицеров стоять до конца.
Вспоминая сражения под Сталинградом, тот самый приказ № 227, уроженец д. Янгулово Арского района РТ рассказывал:
«Летом 1942 года в составе 70-го заградительного отряда я попал в самое пекло Сталинградской битвы. Тогда я был вторым номером ручного пулемета. Помню, как постоянно носил на плече тяжеленный ручной пулемет... Немцы рвались со страшной силой. Я никогда не видел столько немецких танков.
Три часа шел бой. Вдруг, вижу, падает парень, который только что о семье рассказывал. Идет жестокий бой, я стреляю бегу куда-то, а сам все о том пареньке думаю. Я же только что с ним сидел, разговаривал, и вот его уже нет. В этот миг командир взвода встал во весь рост и громко скомандовал: «В атаку!». Пошли наши танки, а за ними бежали наши солдаты. Самыми последними шли мы. У нас был приказ – стрелять в тех солдат, которые побегут назад. Я тогда не понимал, зачем нужен заградительный отряд, и как можно стрелять в своих?
Я бегу вместе со всеми, а в голове одна за другой проносятся все эти мысли. Вдруг вижу, прямо на меня как ураган несется немецкий солдат, буквально сметая всех на своем пути. Он все ближе и ближе, я поднимаю винтовку, прицеливаюсь, стреляю в него. Осечка. Мой автомат заклинило. Я понимаю, что второй раз выстрелить уже не успею. Он целится прямо мне в грудь. Стреляет. Тоже осечка. Тогда я со всей силы бросился на него и так ударил прикладом автомата, что он больше уже не встал...».
Рассказывал ветеран и о взаимовыручке однополчан: «Я был вторым номером на пулемете и очень подружился со своим первым номером. Помню, это был очень смуглый и крепкий парень. Всегда улыбчивый, веселый. Во время одного боя он первым заметил немца, целившегося в меня, и убил его, чем спас мне жизнь. А на следующий день он погиб сам».
В сражениях под Сталинградом принимали участие целые боевые подразделения, сформированные на территории Татарской АССР. В составе войск 62-й армии храбро сражались воины 147-й стрелковой дивизии под командованием А.А. Вольхина. В результате кровопролитных боев с превосходящими силами противника дивизия была практически полностью уничтожена. Но свою задачу – не допустить продвижения врага, выполнила.
Значительный урон противнику наносила 91-я отдельная танковая бригада Я.И. Якубовского. Умелыми и отважными воинами показали себя бойцы 38-й стрелковой дивизии под командованием уроженца с. Старый Кишит Арского района республики, полковника Г.Б. Сафиуллина. За героизм и проявленное мужество в Сталинградской битве многие уроженцы нашей республики были удостоены награды «За оборону Сталинграда»
Анализируя события на Волге, немецкий генерал кавалерии Зигфрид Вестфаль в своих воспоминаниях отмечал, что «Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск». А У. Черчилль, отправляя руководству СССР послание в феврале 1943 г. назвал победу Советской Армии под Сталинградом «изумительной».
Из монографии А.Ш. Кабировой в сборнике «Татарстан в годы военных испытаний (1941-1945)» (Казань, 2015. С. 430, 431).
«[...] Необходимо отметить, что в боях под Сталинградом участвовало много воинов-татар не только из Татарстана, но и из других регионов. На 10 сентября 1942 г. в личном составе Сталинградского фронта насчитывался 6671 татарин. Фашистам хорошо были известны их самоотверженность и отвага. Немецкий ефрейтор писал в те дни своему брату в тыл: «Здесь против нас много татар. Это сумасшедшие люди, и я не хотел бы встретиться с татарином даже во сне». [...]
Историческая битва под Сталинградом завершилась блестящей победой Красной Армии в феврале 1943 г. Боевые действия советских солдат и офицеров привели к окружению и полному уничтожению крупной группировки гитлеровских войск. Победоносное сражение на Волге стало кульминационным моментом в борьбе за коренной перелом в ходе войны. [...]».
Татарстанцы приняли активное участие не только в разгроме фашистских войск на Волге, но и оказали значительную шефскую помощь городу Сталинграду и Сталинградской области в восстановлении экономики региона. В тяжелейших условиях войны Татарская АССР регулярно отправляла в Сталинград эшелоны и баржи с оборудованием, стройматериалами, теплой одеждой, обувью, предметами домашнего обихода. Из республики массово выезжали инженеры, строители, врачи, учителя, пожелавшие принять участие в восстановлении города–героя. Но это уже другая история.
Автор Ильнара Ханипова
[1] http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=503.0;wap2