В декабре у группы были тяжелые дни. Началось Советское наступление, и пилоты группы вели бои, в которых уже сказывалось отсутствие в составе большого количества сильных асов. Снова вызваны были на фронт Шентке и Боремски, но первый попал в I группу, поэтому про данный отрезок карьеры этого аса мы поговорим позже. Боремски вернулся в III, однако сначала служил в штабе, затем в 8 отряде, и выдающейся результативности не демонстрировал.
2 декабря Боремски и Эвальд на двоих оформили 4 заявки за бой - три Ила и МиГ. Хотя немцы и оформили 11 заявок на Илы, реально 8 и 16 ВА в воздушных боях потеряли не больше трех, и с заявками пилотов III группы эти потери не сходятся.
Затем 8 декабря эта же пара оформила 7 заявок, четыре Эвальд и три Боремски. Стоит заметить, что Боремски ярко начал, но и сдулся быстро. Из этих заявок подтверждается "Бостон" 17 ВА, а также три "Яка" из 288 иад, которые были сбиты при сопровождении "Илов".
10 числа группа оформила 7 заявок. Три из них - Франц Байер, отражая удар по аэродрому Питомник, в том же бою, кстати, трижды отличился её бывший пилот Шентке. Этот удар производил 2 САК, и на сей раз заявки немцев близки к реальным его потерям.
Столь же плотно группа работала и на следующий день, вновь обороняя Питомник. Заявлено 8 побед, вновь отличился трижды Байер, отметились Лемке, Боремски и Зиблер дважды. На сей раз 2 САК в боях в районе Питомника потерял всего один "Ил" и "Як", так что Байер эпично приврал о своих достижениях, как, впрочем, почти всегда. "Ил" сбил Зиблер. Заявки Лемке и Боремски имеют подтверждение.
12 числа необычайно прорвало Микша, он заявил 4 победы. Всего заявлено группой за день 9 штук. 6 из них - недалеко от Калача около 10 утра. В этом бою жестоко пострадала 282 иад, потерявшая как раз шесть своих "Яков". В том бою Микш и Лемке заявили по две победы, по одной Боремски и Тюмер. Что до второго боя Микша, то в нем были сбиты два Яка 236 иап. Кроме Микша, две заявки оформил Шентке. Хотя он и числился в I группе, однако в то время пилоты JG3 образовывали группы произвольно, не взирая на принадлежность, по принципу слетанности.
В целом в декабре группе приходилось туго, потери были существенные, правда в основном в матчасти. Каких-то особых успехов тоже не было, хотя в целом группа более-менее адекватно оценивала успехи в этот период. Было самое неподходящее время для вранья. Из интересного отметим 29 декабря, когда группа за бой заявила пять «Илов». Три оформил Микш. Но реально в бою потери 267 шад составили два «Ила», ещё один был сильно повреждён, погиб стрелок. 31 числа в бою с той же дивизий погиб её ас Вилли Гизе, имевший 25 или 24 победы на счету, и эта потеря стала самой тяжелой в декабре.
В январе у группы интересного было мало, а в феврале и начале марта она разом лишилась нескольких хороших асов: Hueckа, Шэубле, Гоземанна (ранен). При этом особыми успехами похвастаться не могла. Был восстановлен её 7 отряд, его возглавил Боремски. Вернулся в него и Шлееф, который довольно резво включился в бои после долгого перерыва. Туда же отправили толкового аса Райффа. Но в целом талантов не хватало. Потери не могли не сказаться. Выбыл целый ряд тех самых перспективных асов поколения 42 года, а новое поколение молодёжи по сути не появилось, эскадра в основном держалась на уцелевших кадрах. Да и те по-разному себя показали. Например, Микш в 43 году не вырос в сильного эксперта и вскоре был сплавлен в JG1. Байер и Боремски затаились и редко напоминали о себе. Эвальд сосредоточился на командной работе и летал тоже нечасто, хотя, отдадим ему должное, с накрутками в группе он покончил.
В общем, ключевыми фигурами стали Бич, который в марте 43 года вернулся после ранения и начал штамповать победы, будучи явным лидером, причём подтверждаемость их очень высока, Лемке, Шлееф, которому долгий отдых пошёл явно на пользу, из более молодых выделялись Райфф, Зиблер и Диллинг, ну и из совсем свежих кадров можно было выделить только Альфреда Зурау. На этих людях группа держалась.
Тактика группы подразумевала внезапные удары, но не столь осторожные, как у небоевитой II группы. Работали грамотно и дерзко, оттачивая стиль этих ударов «до блеска», принося много неприятностей Советским пилотам. В групповые бои уже не ввязывались, старались избегать и риска при атаке на бомбардировщики и штурмовики.
Поскольку количество асов в группе в этот период было невелико, и все они были сильны индивидуально, то есть смысл рассмотреть этот период деятельности группы по наиболее ярким личностям, а не дням.
Начнём мы с «теней прошлого», рассмотрим их вкратце. Франц Байер, начиная с февраля, заявил всего 6 побед. 12 числа он реально сбил два «Ила» 290 шад, проведя весьма хорошую атаку. Подтверждается и заявка на Ил от 6 марта из той же дивизии.
Однако две остальные победы аса, скорее всего, не имеют подтверждения. Бои от 22 числа нами описаны в статье о II группе, и в том бою немцы бессовестно наврали о своих успехах, а в бою от 1 апреля они сбили в ходе налёта, который описан у Марченко, всего два Советских "Яка", но оформили шесть истребителей, в том числе "Харрикейн", плюс ещё и "Бостон", который вообще непонятно как затесался в их заявки. Эту победу оформил Райфф. Примечательно, что врали на сей раз именно пилоты III группы, а не II, для которых вранье было привычным способом существования на фронте.
Собственно, на этом история пребывания Байера на Востоке закончилась. Ас этот, как видим, на деле ничем особым не отличался: первую часть карьеры он просто нагло врал о своих успехах, а потом "потух", в итоге от него избавились, наверное, охотно. Была сформирована IV группа JG3 на Западе, и её как раз возглавил Байер. Возглавлял до 44 года, пока не был сбит и не погиб в бою.
Боремски, как читатель понял, тоже представлял из себя в основном хвастуна, а когда от него требовалось реальное искусство, показал себя весьма бледно. В 43 году он заявил всего 6 побед. 5 апреля, например, он реально в районе Изюма сбил Як из 4 ИАК. Но вот 22 апреля в Крыму он заявил два Ила и Ла-5, причём эти победы фигурируют не во всех источниках. Но в любом случае по Советским документам эти заявки аса не имеют основания.
30 мая ас при вынужденной посадке в районе Днепродзержинска получил тяжелое ранение, которое поставило крест на его карьере. Хотя обычно указывается, что эта потеря не была следствием действий Советских истребителей, это скорее всего не так. Ведь именно вечером зафиксирован ожесточённый бой в районе немецкого аэродрома. 5 гиап сопровождал "Бостоны" и оформил пять заявок на победы без своих потерь. Правда, один "Бостон" немцы (точнее румыны, которые тоже участвовали в бою) все же сбили. Но, как кажется, кто-то из пилотов 5 гиап фатально повредил самолет Боремски. Можно даже установить конкретное имя победителя. Большинство заявок оформлено во второй фазе боя, когда враг активно атаковал "Бостоны". Это, очевидно, был бой с румынами. В первой фазе боя немцы атаковали двумя группами: первая была связана боем с Ла-5, а вторая атаковала со стороны солнца. Но Советские пилоты тоже применили систему страхующих групп, и вторая четверка встретила бф-109 в лоб. Гринев Василий Никитович атаковал врага в лоб и видел, как атакованный бф-109 задымил и упал около аэродрома, на чем первая фаза боя завершилась. Очевидно, Гринев как раз и сбил Боремски. Это была 12 победа в карьере данного аса 5 гиап, который также в 42 году уничтожил известного аса JG51 Готтфрида Шлицера. Увы, через 4 дня талантливый Советский ас погиб в бою, который мы описывали в статье о II группе... Да даже и не в бою, а сбит во время взлета.
Боремски выздоровел, когда JG3 уже покинула Восточный фронт, и больше почти не воевал, хотя и был в строю. Видимо, решил, что с него хватит. Хотя и есть данные, что в 45 году он одержал сотую победу, но в целом данных о ней мало, и многие исследователи вообще сомневаются, достиг ли он рубежа в сто побед. Это не так уж важно, поскольку Боремски, как читатель понял, был ещё тот врун.
Эвальд вообще только в небе Курска вновь стал активно воевать, однако 14 июля этот прекрасный ас во время вылета на разведку сбит Табаковым Иваном Никитовичем и попал в плен. Организатор он был прекрасный, ас тоже хороший, но все же его нельзя назвать ни слишком мощным, ни слишком объективным асом.
Микш 12 марта сбил два Яка из 207 иад, затем он 25 марта в районе Батайска заявил истребитель и р-5. Мы повествовали про этот бой в обзоре II группы, и, вероятно, обе победы имеют подтверждение, в всяком случае р-5, это был, правда, и-16 из 105 иад. Что до двух его заявок от 1 апреля на истребители, то это как раз тот бой, который мы описывали выше, рассматривая победы Байера. И вероятность, что обе эти заявки имеют подтверждение, невелика.
В общем, Микш после этого перешёл в JG1, где вскоре и погиб в бою. Крупным экспертом он не стал.
А теперь мы перейдем к той самой "великолепной семёрке". Начнём мы с разбора успехов наиболее сильного аса - Эмиля Бича. Он за указанный период времени оформил 57 заявок.
9 марта он оформляет две первые заявки после долгого перерыва. Ему подтвердили только одну, и по делу: в том бою реально был потерял только один Як-7б из 207 иад. Затем 16 числа он заявил Як-4, но на самом деле он сбил Ту-2 из состава 17 ВА.
20 марта ас участвовал в налёте на Ростов. При отражении этого налёта Советские ВВС потеряли всего один самолет. Был в воздушном бою при атаке на ю-88 подожжен Як из состава 234 иап, пилот его, Рыков Пётр Фёдорович, смог совершить вынужденную посадку, но на ней самолёт окончательно сгорел. А вот 23 числа Бич заявил Ил, ещё два заявил в том же бою Диллинг, но никаких подобных потерь нами не найдено. 25 числа в ходе очередного налёта, который нами был подробно описан, Бич, судя по всему, также добился реальной победы.
В апреле ас одержал шесть побед. Сразу три - 27 числа. Причём в небе Кубани пилот одержал всего две победы: 20 и 23 числа. А 27 числа ас снова работает в небе Ростова. На сей раз немцы в роли отбивающихся, и, отражая удар Илов, Бич заявил два истребителя и Ил, а ещё два Ила заявил Альфред Зурау, его ведомый, который в короткий срок стал отличным асом. Бой этот описан Марченко, пострадал в нем 85 гиап, который потерял три Яка, но один из них потерян вследствие осмысленного тарана и, кстати, немцы его на стали заявлять. Два другие Яка сбил Бич. Также были сбиты два Ила. В целом немцы верно определили свои успехи в том бою.
В мае ас заявил 9 побед. 1 числа он заявил истребитель, а пилоты его отряда заявили ещё три Ила (два из них Райфф). Реально же никаких потерь в этих боях Советская авиация не имела.
6 мая ас заявил два Ила, отражая удары Советской авиации по аэродромам. 17 ВА потеряла пять "Илов", хотя и немцам досталось: был уничтожен один бф-109 на аэродроме и два сильно повреждено. Эти заявки аса имеют подтверждение.
9 мая ас утром работал в районе Ростова, где немецкая авиация совершала очередной удар. Группа 182 иап, неправильно наведенная на цель, оказалась слишком низко, что и дало возможность Бичу сбить один Як из её состава. Также в тот день он заявил Пе-2 уже из состава 17 ВА, который подтверждения не имеет.
12 мая ас сбивает Ил, второй Ил сбил Циммер, оба Ила из состава 17 ВА, причём атаку сопровождение полностью проворонило. А 14 числа заявка аса на Ил подтверждения не имеет. После этого 24 числа в районе Батайска он заявил сразу два и-16. Это были самолёты 961 иап, которые отражали очередной удар врага по Ростову, потери полка составили три и-16.
Как видим, Бич победы одерживал не в свободной охоте, а в рутинных вылетах на сопровождение и отражение ударов Советских ВВС. При этом битый под Сталинградом Бич был осторожен, он старался выбирать самый выгодный момент для атаки, не рисковал и, проведя атаку, уходил на вертикаль. Да и цели выбирал в основном попроще. Анализируя его победы, мы видим, что в большинстве случаев его жертвами становились допустившие ошибку пилоты, которые сами подставились.
В июне ас одержал 5 побед. 10 числа был немцами нанесён удар по Советскому аэродрому. Надо сказать, удар был проведён хорошо. Немцы не понесли потерь, хотя и особых успехов в ударе не добились: всего два истребителя были повреждены. А вот в воздухе немцы добились существенных успехов. 288 иад, которая отражала удар, действовала не слаженно. В 659 иап был сбит и тяжело ранен пилот Цветков в момент атаки на ю-87. 897 иап потерял целых четыре самолёта. В частности, сбит известный ас Каравай Павел Петрович, имевший 10 побед на счету, но спасся с парашютом. Ещё два Яка были сильно повреждены. Немцы оценили успехи точно, причём, кроме Бича, отличились два других ведущих аса группы - Лемке и Шлееф.
Причиной столь больших потерь называлась тактика немцев, которые действовали с вертикалей, наносили точные удары и прятались в облака, а также неудачная работа наших истребителей, которые действовали парами и четверками, не координируя общие усилия и атакуя прямолинейно.
11 числа снова немцы произвели удар по аэродрому, сожгли один истребитель, ещё 15 повредили, а Бич сбил один Ла-5 во время взлёта.
13 числа ас сбивает два истребителя. Во время захода на посадку самолетов 897 иап их неожиданно атаковал немецкий охотник и сбил два Яка. Погибли пилоты Колев и Берндт. Наконец, 15 числа он одержал последнюю победу в тот месяц. Это был очередной тяжёлый день для 288 иад. Эта дивизия, сильно пострадавшая в боях 42 года, получила многочисленное пополнение и была в тот момент ещё очень сырой. Снова отмечалось, что в ходе отражения очередного налёта пилоты её работали не слаженно, а немцы, нанося чёткие удары с вертикалей, снова нанесли ей большие потери. Сбито было четыре её истребителя, причём все сбитые пилоты были новички, ещё один был подбит. Немцы заявили 6 побед, причём снова здесь работали испытанные асы - Шлееф и Лемке оформили по две заявки, Бич одну.
В июле ас оформил 29 побед. В основном они тоже подтверждаются. Так, 11 числа он атаковал и сбил два Ла-5 193 иап, используя свой коронный приём: удар с вертикали. 13 числа в районе Прохоровки в масштабном бою он сбил два самолёта из состава 256 иад. 19 числа за один бой он заявил три Ла-5, причём, хотя в том бою только он оформил заявки, отмечено, что 116 иап потерял четыре своих самолета вместе с пилотами. Погибли двое заместителей командиров эскадрилий - Борисов Роман Емельянович, 5 побед, сбивший в первый день боев на Дуге Йоханнеса Визе, и Коваленко Александр Иванович, 2 победы. Причиной такого исхода называлась тактика немцев, которые смогли своими ударами полностью дезорганизовать Советскую группу. На следующий день ас сбил два Ла-5 знаменитого 5-го гиап...
Словом, Бич был ас сильный и весьма объективный, однако после перевода на Запад он не смог проявить себя, как и большинство пилотов JG3, и погиб. С чем это связано? Бич, прежде всего, не обладал навыками борьбы против крупных бомбардировочных соединений. Его стихией были удары по небольшим группам Советских самолётов, в основном истребителей или штурмовиков, причём, как мы отмечали, успешно он действовал лишь в том случае, если позволял противник. Тактика наскоков была весьма эффективна на Востоке, но на Западе не работала. Это же можно сказать и про остальных асов III группы. И вообще JG3.
Лемке за тот же период оформил 33 заявки на победы. Тоже результат отменный. Хотя, в отличие от Бича, он как раз в небе Прохоровки "потерялся".
В отличие от Бича, Лемке начинал карьеру как ас, мягко говоря, не самый объективный, да и в 42 году, как видно из наших обзоров, подтверждаемость его побед средняя, вдобавок его и самого частенько сбивали, но асу явно везло. Но в 43 году поражения остались позади, а победы ас штамповал исправно и в целом они имеют хорошую подтверждаемость. Действовал он ровно в той же манере, что и Бич. Видимо, ему надоело после групповых боев периодически терять свой самолет, и он избрал более безопасную тактику.
10 и 11 числа Лемке открыл счёт победам, сбил два Бостона из состава 17 ВА. Затем он отличился 27 и дважды 28 февраля. 27 числа при сопровождении ю-87 он сбил Ла-5 из состава 469 иад. А на следующий день ас сбил два Яка из состава 205 иад, которая сопровождала Илы. Это был налёт на аэродром в районе Полтавы, организованный плохо.
В марте ас заявил всего три победы. Дважды он отличился 13 числа, оформил два Ила. 17 ВА потеряла один Ил сбитым и три тяжело поврежденными, что сходится с заявками врага. А вот заявка от 16 числа не только не подтверждается, но ещё и в целом 288 иад в том бою сбила два бф-109 из 9 отряда, застав немцев врасплох, дерзко атаковав и полностью выиграв бой. Эта заявка стала сотой в карьере Лемке. Подробнее про этот бой мы расскажем в конце нашего произведения. Как это ни забавно, Лемке стал лишь вторым асом в III группе, который преодолел рубеж в 100 побед. А также в целом стал лучшим её асом по количеству засчитанных побед.
Как следует отдохнув, он вернулся только к концу мая, зато 31 числа разом оформил три заявки за бой.
Немцы отражали удар 6 гшад, которая работала двумя полками. Пострадали оба полка, потеряв от огня ЗА и ИА 11 Илов, в частности были сбиты оба командира полков – Ананьин Семён Константинович, 299 шап (тяжело ранен) и Самарин Василий Петрович, 775 шап (погиб). Пострадал и 814 иап, который осуществлял сопровождение, были сбиты два самолёта, попал в плен комэск Лебедев Кирилл Яковлевич, имевший 6 побед на счету. Он позже бежал из плена, но был пойман, и далее следы его теряются, очевидно был замучен в гестапо. Этот налёт выявил недостатки в организации работы штурмовиков 17 ВА, которые заключались в слабой работе сопровождения и, что важнее, в недостаточности истребителей. Эти недостатки, увы, трагически сказались в небе Курской Дуги и привели к большим потерям…
9 побед Лемке заявил за июнь. Из них сомнительны две его заявки от 14 числа. В тот день пилоты III группы заявили 7 сбитых Ла-5 в ходе очередного налёта на Советский аэродром, однако реально сбили всего три. Возможно, объясняется такое крупное завышение тем, что часть заявок оформили новички. 15 числа он заявил ещё две победы, мы рассказывали уже про этот бой в обзоре о Биче, и в этом случае тоже есть небольшое завышение. 16 числа в бою с 866 иап ас оформил очередную заявку, также отличился Шлееф, реально сбит был один истребитель, а ещё два подбиты и совершили вынужденные посадки. Наконец, ночью 20 числа в районе Ейска ас заявил, видите ли, два Ила. Его ведомый Папендик был более точен в определении, заявив, что сбил р-5. Это действительно были у-2, схожие с р-5, однако никаких потерь они не понесли, удачно произведя бомбовый удар.
Несмотря на этот весьма странный ночной бой, в целом Лемке в тот период точно оценивал успехи. Но сказать, что он делал нечто особое, нельзя. Успехи его были довольно скромные, он явно был в тени Бича. Ещё скромнее он отработал на Дуге. Попав на Запад, он, как и Бич, воевал там недолго, был сбит и погиб.