К началу Великой Отечественной войны в типографии имени К. Ворошилова работало около 700 человек. Здесь печатали в основном материалы для Красной Армии: уставы, наставления, таблицы артиллерийских стрельб, военно-историческую и военно-политическую литературу.
С началом войны типография переключилась на печать повесток, объявлений для военкоматов и документов для воинских частей. Около 120 сотрудников ушли на фронт. Более половины — добровольцами в народное ополчение, остальные — по мобилизации в РККА.
В августе 1941 года типография помогла эвакуировать 85 семей своих сотрудников с детьми в Омскую область, но сама не успела эвакуироваться из-за блокады.
В октябре 1941 года перед типографией, помимо производственных, встали оборонные задачи: до 300 человек отправили на рытье окопов под Псков, Новгород, Гатчину, Лигово и Урицк.
Рабочие, оставшиеся на производстве, трудились по 12–18 часов в день. Деньги, вырученные за сверхурочную работу, они передавали типографии. Эти средства шли на помощь семьям военнослужащих, а также раненым и пострадавшим при артобстрелах и рытье окопов.
В ноябре 1941 года типография столкнулась с трудностями из-за отсутствия электроэнергии. Иногда не хватало электричества, чтобы просто осветить помещение, не говоря уже о запуске машин. В таких условиях приходилось печатать вручную. Температура в помещении опускалась до -20°C: пальцы примерзали к металлу, сотрудники работали в пальто, едва двигаясь. Но, несмотря на тяжелейшие условия, заказы выполнялись в срок.
В конце 1941 года начались первые человеческие потери, а самым тяжелым стал февраль 1942 года, когда умерло более 100 квалифицированных рабочих. Много случаев смертности было из-за утери или кражи продовольственных карточек.
Типография поддерживала своих сотрудников, выдавая им по 3–4 кг картофельной муки в месяц. В феврале 1942 года Управление Военного издательства в Москве направило значительную продуктовую помощь. К тому времени в типографии был создан стационар на 40–45 человек, где люди находились в тепле и получали дополнительное питание. Также работала столовая, где рабочие могли полностью использовать свои продуктовые карточки, в отличие от городских магазинов, где отоваривалось не всё. С ноября 1941 по май 1942 года шла борьба за каждого человека.
Был у нас инструктор линотипист Палкин*. Это человек, которого мы уже все считали, да он так и выглядел, мертвецом. Он был совершенно черный. Мы положили его в больницу С. Перовской, поддержали его продуктами, которые получали, и этого человека мы спасли. Так спасли мы многих людей.
*Палкин Сергей Васильевич
С мая 1942 года типография организовала подсобное хозяйство в деревне Менсаары Парголовского района. В 1943 году у типографии были свои огороды в Обухово. Сотрудники не только выполняли производственные обязанности, но и трудились на огородах, несмотря на обстрелы и удаленность. В 1944 году ситуация стала более благоприятной. Артиллерийский полигон предоставил типографии 3 гектара земли на Ржевке, в Ковалёво. Собранный урожай был доставлен в Ленинград и распределен среди семей работников. С июня 1942 по конец 1944 года [на момент записи стенограммы] не умерло ни одного сотрудника типографии.
С конца 1942 г. коллектив типографии стал пополняться молодыми кадрами. Старые печатники перешли на роли инструкторов, передавая опыт новым сотрудникам.
С конца 1942 до конца 1943 года половина работы типографии заключалась в печати листовок для 7-го отдела Политуправления Ленинградского фронта. В день выпускалось до 200 тысяч экземпляров. Кроме того, печатались листовки на немецком, эстонском и испанском (в период «Голубой дивизии») языках. При работе над листовками особенно отличились стереотипер Ларионов Пётр Иванович, Николай Николаевич Решетов, печатники Аверьянов, Тимофеев, Борисов, Орловская, Николаева, приемщики Михайлова, Воробьёва. С июля 1942 года начал работу штемпельно-граверный цех, который снабжал фронт и флот печатной продукцией. Комолкин Н.И. [автор сообщения] особо выделяет начальника цеха Ивана Николаевича Смирнова и наборщицу Кутузову. Цех изготовил штампы и печати для всех СНК, военкоматов и волостей Эстонской Республики.
Статья подготовлена на основе Стенограммы сообщения инженера-подполковника Комолкина Николая Ивановича — начальника Типографии Управления Военного Издательства НКО СССР имени Ворошилова (ЦГАИПД СПб. Фонд Р-4000. Опись 10. Дело 1217).