Найти в Дзене

Мартышкино, история дачного посёлка в Ораниенбауме

Дорогие друзья, сегодня начинаю публикацию доклада известного ломоносовского краеведа Елены Серебровой по истории дачного посёлка Мартышкино в г.Ораниенбаум
Сейчас уже трудно припомнить, когда я стала заниматься историей Мартышкино , испытывая прямо-таки жгучий интерес к тем событиям и людям, которые создавали ее из столетия в столетие. Вероятно этому способствовали многие факторы, среди которых

Дорогие друзья, сегодня начинаю публикацию доклада известного ломоносовского краеведа Елены Серебровой по истории дачного посёлка Мартышкино в г.Ораниенбаум

Сейчас уже трудно припомнить, когда я стала заниматься историей Мартышкино , испытывая прямо-таки жгучий интерес к тем событиям и людям, которые создавали ее из столетия в столетие. Вероятно этому способствовали многие факторы, среди которых было папино твердое убеждение в том, что Мартышкино-лучшее место на земле. А ведь папа где только не побывал! Однако, когда он вернулся из научной экспедиции ,в ходе которой увидел многие диковинные края, его мнение осталось непоколебимым....Даже прогулка по пляжу Капакабана в Бразилии и те пейзажи, которые он увидел непосредственно из головы статуи Свободы в Нью-Йорке, не заставили его пересмотреть это мнение. Я тоже никогда не хотела уезжать из Мартышкино ,и если жизнь заставляла иногда жить вне этого рая, я тосковала по нему и возвращалась вновь и вновь.Когда впервые были опубликованы" Воспоминания " А.Н. Бенуа , я была еще мала, но о том, что книгу нужно обязательно прочитать узнала, конечно же, от папы. Вожделенная книга оказалась у меня в руках тогда, когда я стала работать в библиотеке.Чтение ее растянулось на долгое время, потому что я ее не читала, а проживала. Особенно потрясли меня главы, посвященные Мартышкино, где в летние месяцы 1895-1898 годов отдыхали многие члены семьи Бенуа и их знаменитые гости . К этим страницам я возвращалась вновь и вновь, будто попадая в Серебряный век, становясь очевидцем многих важных для истории и культуры России событий. Рассказывая о Мартышкино, я очень часто ссылаюсь на удивительно интересные , непосредственные и живые воспоминания Александра Николаевича. И вот наступил день, когда я выступила с докладом " Дачный поселок Мартышкино в воспоминаниях А.Н.Бенуа" на научной конференции, состоявшейся в Музее семьи Бенуа в сентябре 2024 года.... Сложно описать мое состояние, т. к. среди слушателей были многие члены этой удивительной семьи. Доклад я должна была отдать для публикации, но от волнения совершенно забыла об этом. Думаю, многим жителям Мартышкино будет интересно с ним познакомиться на моей странице. 

Дачный поселок Мартышкино в воспоминаниях А.Н.Бенуа.

Чрезвычайно интересная , а в чем-то даже уникальная и таинственная история дачного приморского поселка Мартышкино, нашла отражение во многих исторических материалах: архивных документах, фотографиях, картинах, эскизах, этюдах , письмах и дневниках знаменитых дачников, среди которых можно назвать Н.А.Некрасова, И.С. Тургенева, И.И. и А.Я. Панаевых, И. Е. Репина, Е.Н. Латкину, Н.Н. Черепнина и многих других, оставивших потомкам яркие и запоминающиеся картины дачной жизни поселка. Однако во всей этой череде интереснейших свидетельств, совершенно особое место принадлежит воспоминаниям А.Н. Бенуа, блестящему художнику, художественному критику и искусствоведу, оставившему нам бесценные воспоминания, отмеченные ярким талантом умного, глубокого и наблюдательного рассказчика. А.Н. Бенуа провел в Мартышкино два летних сезона подряд в 1895 и 1896 гг. Причем первое Мартышкинское лето стало временем самостоятельного проживания и становления его семьи, которая вначале лета состояла из двух супругов, а к концу его пополнилась третьим членом семьи. Маленькая Атя, как стали называть только появившуюся на свет девочку, внесла некоторые коррективы в планы родителей и первое Мартышкинское лето продлилось для молодой семьи до конца сентября. 

 В местечке," главная прелесть" которого "заключалась в том, что это селение расположено у самого моря", молодая семья поселилась в маленьком дачном домике-избушке, окруженном чудесным садом, спускающимся прямо к шоссе , за которым сразу же начинались дюны и живописный берег моря. Буквально несколькими штрихами автор характеризует жизнь уютного приморского поселка, называя его скромным дачным местом, где" за исключением десятка крупных дач ( в одной и поселились папа с Катей), в остальном это селение состояло из деревянных домиков дачного типа с небольшими садиками, стоявшими вперемешку с крестьянскими домами и угодьями. Местные крестьяне жили в малокультурных условиях, грязновато и бедно. Но держали они себя с достоинством и даже не без известной гордости; скандалов среди них не возникало( кабака в Мартышкино и вовсе не было) и к тому же народ этот был богомольный." 

 

 

 

Первому лету в Мартышкино А.Н. посвящает целую главу в своих" Воспоминаниях", написанных в 1940-х годах, почти полстолетия спустя после описываемых событий, однако они поражают читателя очень живыми и яркими подробностями дачной жизни поселка конца девятнадцатого столетия и описанием интереснейших и очень важных для истории искусства и просто истории событий. Нет сомнений в том, что лето, проведенное в Мартышкино оставило очень яркий след в жизни и творчестве художника! Свободная и самостоятельная жизнь на лоне природы была заполнена радостными встречами с друзьями, родными, долгими беседами и прогулками, на которые А.Н. всегда отправлялся с чистым альбомом, а когда возвращался, альбом был полностью заполнен рисунками. 

В то памятное лето частым гостем в доме Бенуа был его давний друг Константин Сомов, с которым А.Н. был знаком еще со времен совместного обучения в гимназии Мая. Лето 1895 года особенно сблизило приятелей и было отмечено для обоих неукротимым желанием рисовать, искать новые мотивы для творчества во время долгих прогулок и даже соревноваться в изображении одного и того же пейзажа или модели. В это время художники часто пишут портреты окружающих и не обходят вниманием друг друга .Этот незаконченный портрет А.Н.Бенуа, написанный К.Сомовым в Мартышкино , А.Н. находил удачным, а мы можем видеть автора воспоминаний таким, каким он был в ту пору. 

 

 

 Именно к этому времени относится, блестяще описанный автором, момент художественного поединка между друзьями, состоявшийся на берегу моря. Оба взялись писать морской пейзаж с прибрежным песком и теми тонкими жердочками, на которых лежали мостки, далеко уходившие в море и придававшие пейзажу " какой-то японский характер. Бенуа работал с азартом и его пейзаж, выполненный красками, был готов довольно быстро, в то время как Сомов, работавший карандашом, продолжал "корпеть" над рисунком, ругая себя за бездарность и постоянно стирая уже сделанное изображение. " Окончив работу, он с грустью заявил, что у него "ничего не вышло." " Когда я все же заставил его мне показать то, что он сделал, то я поразился, до чего тонко был исполнен этот рисунок и как характерно были переданы разные подробности в очертании тучек, в земле, в воде, в отражениях. ....... В то же время мне стало конфузливо за свой этюд, показавшийся мне, при некоторой его ловкости, совершенно пустым и бессмысленным." На следующий день " конкурс" продолжился. На сей раз друзья рисовали Анну Карловну , усадив ее на том же берегу с книгой в руках. И в этот раз К.А. писал намного дольше и его " не вполне законченный и, слегка подкрашенный рисунок получился куда более значительным, чем моя акварель" - напишет художник. Акварель А. Бенуа перед вами, а работу К. Сомова найти не удалось.Подобные художественные турниры продолжились и следующим летом, которое семья А.Н. Бенуа проводила в компании своих друзей: четой Обер и К. Сомовым, поселившись на сей раз на другом конце поселка в большом двухэтажном доме, окруженном тенистым садом. Это дачное сожительство " получилось удивительно "безоблачным " и исключительно приятным"

 Продолжение следует.

-2
-3
-4
-5