Найти в Дзене
Право Суда

Сын мне простил долг по алиментам. А вот бывшая "впаяла" 2 миллиона!

Подарил сыну машину в надежде на "прощение". Но не тут-то было! За консультацией по вопросу исполнения алиментных обязательств после 18-летия ребенка обратился Кирилл К., 44-летний житель Пензенской области. По просьбе юриста-партнера он подготовил подробный рассказ о своей ситуации. С Оксаной, моей бывшей женой, отношения у нас застыли где-то на уровне ледникового периода. Там не то что искры нет - там вакуум. Она женщина, скажем так, с «характером», который со временем превратился в тихую (и не очень) ненависть ко всему, что я делаю. За эти двенадцать лет на мне повис долг по алиментам - страшно сказать - почти два миллиона. И не надо думать, что я злостный уклонист. Жизнь мотала: то сокращение, то перебивался случайными заработками. А приставы народ простой — работы нет? Считаем по средней по России. А там цифры такие, будто я в Газпроме кресло занимаю. Плюс Оксана «забывала» отмечать те деньги, что я передавал ей на руки. Иди теперь, докажи. Еще и пени просудила, тысяч 300. Ни в
Оглавление

Подарил сыну машину в надежде на "прощение". Но не тут-то было!

За консультацией по вопросу исполнения алиментных обязательств после 18-летия ребенка обратился Кирилл К., 44-летний житель Пензенской области.

По просьбе юриста-партнера он подготовил подробный рассказ о своей ситуации.

История одного долга

С Оксаной, моей бывшей женой, отношения у нас застыли где-то на уровне ледникового периода. Там не то что искры нет - там вакуум. Она женщина, скажем так, с «характером», который со временем превратился в тихую (и не очень) ненависть ко всему, что я делаю.

За эти двенадцать лет на мне повис долг по алиментам - страшно сказать - почти два миллиона. И не надо думать, что я злостный уклонист.

Жизнь мотала: то сокращение, то перебивался случайными заработками. А приставы народ простой — работы нет? Считаем по средней по России. А там цифры такие, будто я в Газпроме кресло занимаю. Плюс Оксана «забывала» отмечать те деньги, что я передавал ей на руки. Иди теперь, докажи. Еще и пени просудила, тысяч 300. Ни в чем себе не отказывала...

Последние годы платил по 5-7 тысяч в среднем, больше не было. Доход маленький, нерегулярный, у меня еще иждивенец есть, внебрачный ребенок, на которого я плачу алименты.

В январе прошлого года сыну, Артему, исполнилось восемнадцать. Исполнительное производство закрыли, и я выдохнул.

Мой знакомый, бывший пристав, по секрету шепнул: «Кирилл, всё, теперь долг - это дело сына. Если он сам не подаст, ты чист».

Я тут же к Артему. Поговорили по-мужски. С сыном у нас последние пару лет отношения вроде наладились. Я ему сказал:

«Тём, давай по-честному. Денег таких у меня нет, но я тебя не брошу».

Купил ему «Форд Фокус» за полмиллиона (кредит на себя оформил, а как иначе?), пообещал с учебой помогать. Взял с него расписку, что претензий он не имеет, долг считает погашенным. И действительно помогал - то пятерку скину, то десятку на карту. Думал, вопрос закрыт.

Удар в спину

Но месяц назад объявилась Оксана. Позвонила и сразу с наездов: Артем в Пензе учится, в общаге плохо, там по три человека в комнате, пьянствуют, дышать нечем, сними сыну квартиру. Слово за слово, сорвались на крик. Я ей про машину напомнил, про помощь... В общем, разругались в пух и прах.

Потом "радость": исполнительное производство снова открыто. Сумма - те самые два с лишним миллиона.

Я пулей к приставам. Трясу распиской сына, показываю договор купли-продажи на машину. А пристав на меня смотрит как на ребенка:

- Мужчина, вы эту бумажку в рамку вставьте. Долг за прошлые годы - это задолженность перед матерью, которая ребенка содержала, пока вы не платили. Сын тут вообще ни при чем. Хоть парк лимузинов ему подарите - долг перед Оксаной никуда не денется.

Я вышел из кабинета, и у меня в голове только один вопрос: как же так?

Звонить Артему, а тот смеется. Он-то простил, он и не подавал. А мама ничего не прощала, все вопросы к ней.

Получается, Артем ведь знал... Неужели они с матерью это провернули вместе? Или все-таки приставы неправы? Ведь "ребенку" уже 18 лет, причем тут мать?

Комментарий юриста

Ситуация Кирилла, к сожалению, является классическим примером юридической неграмотности, подкрепленной вредными советами «знающих» людей.

Главная ошибка Кирилла и его знакомого пристава в том, что они перепутали субъекта права. Алименты, невыплаченные до совершеннолетия ребенка, имеют компенсационный характер. Считается, что раз отец не платил, то все это время ребенка содержала мать, тратя свои ресурсы. Следовательно, задолженность за период до 18 лет - это долг перед матерью, а не перед сыном.
Верховный Суд РФ в своих определениях (например,
см. Определение ВС РФ РФ № 58-КГ17-19 от 2 марта 2018 г.) прямо указывает: право на взыскание задолженности по алиментам, образовавшейся до достижения ребенком совершеннолетия, сохраняется за родителем-взыскателем. Сын не может «простить» этот долг своей распиской, так как эти деньги по закону принадлежат не ему.

Дополнительно Кириллу была дана приватная консультация о некоторых способах снижения задолженности и особенностях заключения мирового соглашения.

Ситуация осложняется тем, что у него не подходе приличное наследство от отца и долг, скорее всего, будет успешно погашен за счет наследства.

Ставьте "Палец вверх", если информация была полезна и не забывайте подписываться на канал!

Задать вопрос юристу можно на сайте (консультация по телефону) или же в онлайн-переписке на наших площадках ВКонтакте, Телеграм или в Одноклассниках. Подписывайтесь!

Читайте еще по теме: