Чехов внимательно наблюдал за людьми — в дороге, в гостях, на светском вечере и даже на врачебном приеме. Он запоминал интонации, привычки и странности, а потом переносил их на страницы своих рассказов. Барин с мечтой о крыжовнике и «попрыгунья», увлекшаяся художником, — кто был их реальными прототипами? Сейчас узнаем.
«В ссылке»: история про лодочника на Сахалине
В 1889 году Чехов принял решение поехать на Сахалин. Свое намерение он долго скрывал даже от близких людей, хотелось заняться «кропотливым, серьезным» трудом. Путешествие было непростым — путь через Сибирь занял у него больше 80 дней, — но насыщенным. На Сахалине Чехов много общался с местными, провел перепись населения, заполнил более десяти тысяч карточек жителей острова. И, конечно, набрал множество материалов и заметок для книги «Остров Сахалин».
Один из эпизодов путешествия удостоился отдельного рассказа. «В ссылке» — история о двух лодочниках, которые греются у костра. Один из перевозчиков — молодой татарин, который тоскует по жене и жалуется на холод окружающего мира. Второй — старик Семён по прозвищу Толковый. Он дошел до такого состояния покоя и умиротворения, что может хоть голым спать на земле и есть траву — и от этого он счастлив.
Образ Толкового, вероятно, был списан с лодочника, которого Чехов встретил в путешествии. В жизни его прозвище было иным — Красивый. В «Острове Сахалин» про него тоже есть фрагмент:
«Капитаном этого единственного в своем роде корабля состоит каторжный Красивый, не помнящий родства. Ему уже 71 год. Горбат, лопатки выпятились, одно ребро сломано, на руке нет большого пальца и на всем теле рубцы от плетей и шпицрутенов, полученных им когда-то... Одет в лохмотья и бос. Очень подвижен, говорлив и любит посмеяться».
«Крыжовник»: рассказ адвоката о мундире
Сюжет для рассказа «Крыжовник» Чехову мог подсказать известный адвокат и оратор Анатолий Кони. Еще до личного знакомства писатель читал сборник его судебных речей. Он искал в них «во-первых, художественных достоинств, искусства, и, во-вторых, — того, что имеет научное или судебно-практическое значение». В какой-то момент случилось личное знакомство и даже общее дело — организация детских приютов на Сахалине.
Вполне возможно, что Кони рассказал Чехову историю о некоем петербургском чиновнике: всю жизнь тот копил на парадный мундир с золотым шитьем. Костюм сшили, но повода «выгулять» его так и не нашлось — он долго висел в шкафу, пока золото не потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и не придумали ничего лучше, как похоронить его в этом мундире.
Чехов историю переиначил: его герой мечтал посадить куст крыжовника в собственном поместье — это стало бы для него символом роскошной барской жизни. Своей мечты главный герой по фамилии Чимша-Гималайский добился — ради этого даже женился на старой и некрасивой вдове, вот только сам при этом постарел, растолстел и стал похож на свинью:
«Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло».
«Тайны ста сорока четырех катастроф, или Русский Рокамболь»: дело о происшествии на железной дороге
Один из самых замысловатых рассказов Чехова — пародия на популярные французские романы 19 века, где напыщенная любовная драма соседствует с триллером, мистикой и детективом одновременно. Полное название этого произведения звучит так: «Тайны ста сорока четырех катастроф, или Русский Рокамболь. (Огромнейший роман в сжатом виде). Перевод с французского». Оно состоит из трех частей: здесь есть кавалер персидского ордена Льва и Солнца по фамилии Рыков, инженер Свентицкий, железнодорожная станция «Аневризма», Маргарита на балу (да-да, у Чехова) и финальное крушение поезда.
В рассказе смешались сразу два реальных происшествия. Первое — история о таганрогском контрабандисте-миллионере Марке Вальяно, которого обвиняли в неуплате таможенных пошлин. Ему грозила конфискация имущества на сумму около 12 миллионов рублей. Дело было громким, о нем писали в газетах — имя Вальяно Чехов упомянул в рассказе. Второй эпизод — ужасное крушение поезда в 1882 году возле деревни Кукуевки. Тогда после сильнейшей грозы размыло насыпь с рельсами, и вагоны рухнули в провал, погибли 42 человека. Об этом происшествии также писали в газетах — и эта сцена стала финалом рассказа:
«Но враги мои не дремали. Близ станции „Чернь“ они вытащили из насыпи трубу. Дождь и болото размыли насыпь, и мой поезд полетел в бездну… Так мстили мне мои враги за то, что я был счастлив!»
«Попрыгунья»: укол в сторону Исаака Левитана
Прототипом главной героини «Попрыгуньи» стала Софья Кувшинникова — художница, ученица и возлюбленная Исаака Левитана. Она была замужем за полицейским врачом, который подолгу пропадал на службе. Оставшись предоставленной самой себе, Кувшинникова устроила в их московской квартире литературно-художественный салон. Здесь регулярно бывали Антон Чехов с братом Михаилом, актриса Мария Ермолова, художники Фёдор Рерберг, Илья Репин и многие другие.
Отзывы современников о Кувшинниковой были противоречивыми, однако почти все отмечали ее необычайную энергичность и самобытность: она неизменно привлекала к себе внимание. Не боясь нарушать условности, Кувшинникова отправилась с Левитаном в путешествие по Волге, а затем провела с ним несколько летних сезонов в Плёсе. Муж, по всей видимости, был осведомлен об этих отношениях — как и Чехов, который, возможно, даже ревновал Кувшинникову к Левитану. Все герои треугольника, очевидно, считываются в «Попрыгунье»: женщина, муж-врач и пылко влюбленный художник:
«— Боже мой, — простонал Рябовский, — когда же наконец будет солнце? Не могу же я солнечный пейзаж продолжать без солнца!..
— А у тебя есть этюд при облачном небе, — сказала Ольга Ивановна, выходя из-за перегородки. — Помнишь, на правом плане лес, а на левом — стадо коров и гуси».
«Злоумышленник»: описание знакомого крестьянина из Московской губернии
Главный герой рассказа «Злоумышленник» — Денис Григорьев, крестьянин, который откручивал гайки с железнодорожного полотна, используя их в качестве грузил для рыболовной лески. Следователь пытается объяснить ему, что подобные действия опасны и преступны, однако Григорьев искренне не понимает своей вины: он ведь снял не все гайки, а лишь несколько.
Писатель и журналист Владимир Гиляровский говорил, что прототипом героя послужил крестьянин Никита Пантюхин из поселка Красково в Московской губернии. Он был хромым, в качестве «лечения» прикладывал к ноге ил из пруда и засыпал все это нюхательным табаком. А еще он отменно ловил налимов, поэтому ему и нужны были гайки. Гиляровский вспоминал:
«Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывал некоторые выражения. Между прочим, Никита рассказывал, как его за эти гайки водили к уряднику, но все обошлось благополучно. Антон Павлович старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было совершенно непонятно. Он только пожимал в ответ плечами и спокойно возражал:
— Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом — другую... Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя?
Никита произвел на Чехова сильное впечатление».
Произведения Антона Чехова регулярно можно встретить на афишах ведущих театров страны. «Мастерская Петра Фоменко» совместно с VII Зимним международным фестивалем искусств в Москве в начале 2026 года представила премьеру — «О любви (5 пудов любви, 22 несчастья, 33 истерики)» по произведениям писателя в постановке Полины Агуреевой. О нем и других премьерах мы писали в большом материале о театре, который вышел в нашей постоянной рубрике «Партнеры ВТБ в вопросах и ответах».