Много слышала об этом сериале Владимира Мирзоева и вот, наконец, добралась. А начав смотреть, поняла, что в один обзор данное своеобразное прочтение романа Достоевского не влезет.
Действие перенесено в нашу современность: герои передвигаются на автомобилях, купаются (и тонут) в бассейнах, закупаются в супермаркетах и т.д. Если бы при этом изменили и речь персонажей, возможно, эксперимент мог бы удаться. Но упоминаемые в разговорах купчиха, выкуп из долговой тюрьмы, горница и т.п. выглядят на современном фоне довольно странно.
Начинается фильм с диалога двух парней, мирно топающих по ночной улице. За ними идёт Раскольников (Иван Янковский), который слышит их разговор. Обсуждают ребята знакомую ему старуху-процентщицу (ах, как тесен мир!). Они приходят к выводу, что жизнь старухи ничего не стоит, и её убийство могло бы стать благом, если спереть бабкины деньги и пустить их на хорошие дела. Обсуждают громко, на улице, а затем один из них указывает на Раскольникова, утверждая, что старушку убьёт вон тот незнакомый чел. Раскольников при этом убегает. Можно предположить, что нам показали его глюк: видений у него будет довольно много.
Одно из них поджидает Раскольникова в супермаркете. Прячась за полками с товаром, он тырит и пьёт кефир, когда появляется черт (Борис Хвошнянский)
Общаться с чёртом Раскольников не хочет, но черт упорно не уходит. Более того, он ворует из магазина тележку с продуктами и шагает с Родиошей на Набережную, чтобы вдвоём употребить украденное.
Черт вообще загадочная фигура – в камерах видеонаблюдения не отражается, но вроде и не совсем глюк – тележку-то спер. И, главное, везде-то он успевает – видит его не только Раскольников, но и другие герои этой истории.
Далее параллельно показывают ведущих псевдофилософские беседы Раскольникова с чёртом и дом Свидригайлова, где сестра Раскольникова Дуня (Любовь Аксёнова) работает няней.
Первая же сцена феерична: в бассейне плавает труп горничной Мари, и его достаточно хорошо видно. Няня-Дуня приводит туда детей, те лезут в воду, и паника начинается, только когда девочка натыкается на этот самый труп. На крик дочери появляется Свидригайлов (Владислав Абашин). Немая сцена – все долго смотрят на тело в бассейне вместо того, чтобы быстренько увести оттуда детей. В разумности Дуни и Свидригайлова сразу возникают серьёзные сомнения.
Далее сомнения полностью подтверждаются: чудо-няня бросает детей и общается с их батей, который активно пристаёт к ней и предлагает вместе уехать. При этом присутствует уже знакомый зрителям черт, подбадривая Свидригайлова. Особенно пикантно трио выглядит, когда Свидригайлов Дуню почти уговорил.
Но недолгую вспышку страсти прерывает звонок мобильника Дуни: жена Свидригайлова Марфа Петровна (Юлия Снигирь) призывает няню вернуться к перепуганным детям. Вообще детям, растущим в этом сумасшедшем доме, можно только посочувствовать.
Далее Марфа Петровна, тоже позабыв о них, начинает сватать Дуню то в любовницы своему мужу, то в жены своему родственнику Лужину. Марфа Петровна – очень странная женщина и явно родственная душа Раскольникова: она тоже видит всякие интересные вещи типа чёрта или утопшей горничной, обвиняющей её в убийстве из ревности.
Периодически вместо Марфы Петровны при разговоре с Дуней появляется всё тот же черт и проявляет интерес к Дуне. Роковая женщина Дуняша, однако: все её хотят. Даже Марфа Петровна ищет, где у Дуни находится сердце... Но поцелуй с Дуней берёт на себя всё же черт. Кто целовал Дуню на самом деле, в физическом теле, так сказать, – выяснять не будем, иначе договоримся до запрещённого явления.
А у Раскольникова продолжает развиваться шизофр... драма: черт всячески пытается вручить Родиоше топор. Хозяйка квартиры, где снимает комнату Раскольников, заслуживает отдельного упоминания. У дамы тоже явные проблемы с психикой: она берёт кредиты, чтобы купить шмотки для большой куклы.
Раскольников таки отправляется к старухе-процентщице. По дороге он встречает своего бывшего однокурсника Разумихина (Тихон Жизневский) и пытается познакомить его с чёртом. Разумихин, видимо, человек здоровый, поэтому чёрта не видит и от поведения приятеля остаётся в полном недоумении.
Когда показывают старуху-процентщицу и её беременную сестру, поневоле возникают вопросы: разница в возрасте у сестричек на вид лет тридцать, если не больше. Позабавил том Достоевского, стоящий в книжном шкафу старухи.
Пока Раскольников разведывает обстановку, жизнь в доме Свидригайловых бьёт ключом. На большом празднике Дуня горячо танцует с Лужиным (Никита Тарасов), а тот, глядя на неё, представляет сцены 18+ с маской и плёткой.
Марфа Петровна объявляет об их помолвке (чего?! Они же ни о чем вроде не договаривались и вообще только познакомились), а также публично сжигает долговую расписку своего супруга в подарок на его юбилей. Супруг презент оценил и тут же утопил Марфу Петровну все в том же бассейне. Наблюдающему из кресла-качалки за утоплением чёрту не хватает только попкорна.
Ещё нам показывают неприятнейшую сцену в семье Мармеладовых с пьяным батей (Олег Дуленин), бьющей его супругой (Виктория Толстоганова) и ангелочком-Соней (Диана Енакаева), отправляющейся после скандала работать в специфическое заведение 18+. Выглядит всё это очень неправдоподобно, учитывая, сколько у современной порядочной девушки-тихони есть возможностей подработки без всякого экстрима.
В конце второй серии возникает конфликт Свидригайлова и Лужина, которые оба почему-то жаждут жениться на Дуне и устраивают разборки в доме у её матери. Дуня при этом ведёт себя откровенно вызывающе.
Надо сказать, от Раскольниковых Достоевского в фильме остались только имена. Родиоша не решает, "тварь он дрожащая, иль право имеет", его мотивируют черт и прочие видения (в одном из них он, кстати, танцует голышом). Дуня по поведению никак не тянет на гордую порядочную девушку из романа.
Из адекватных персонажей в сериале могу выделить только Разумихина. Во всяком случае, в первых сериях он приятно выделяется среди остальных героев.
Продолжение следует...
Чтобы не потеряться, подписывайтесь на мой канал Имхо о хорошем и разном кино и рассказы от Анны Гале.
Статья содержит кадры из сериала "Преступление и наказание" 2024 года