Многое в судьбе этого человека казалось удивительным, начиная с имени. Бюльбюль в переводе с азербайджанского — соловей. Это не фамилия, а народное прозвище, которое подарили его отцу Муртузе Мамедову за сказочно красивый голос. Народный артист СССР, основоположник профессионального вокального искусства Азербайджана, он стал для сына не только родителем, но и первым проводником в мир музыки. Когда 4 февраля 1945 года в семье родился мальчик, звучное прозвище отца — с добавлением «оглы» (сын) — стало его фамилией.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Музыкальная судьба Полада Бюльбюль оглы, судя по всему, была предопределена с детства: творческая атмосфера в семье, природное дарование, амбиции... Слава пришла к молодому человеку уже в 17 лет, когда написанные им песни начали исполнять профессиональные артисты. Тогда же Полад работал аккомпаниатором на концертах отца.
Стремление к профессиональному росту привело молодого музыканта в Бакинскую консерваторию. Маэстро Кара Караев взял его в свой класс с одним строгим условием: на год забыть о лёгком песенном жанре и погрузиться в академическую музыку.
И всё-таки юного студента тянуло к эстраде. Друг детства Муслим Магомаев привёл Полада Бюльбюль оглы на радио. Тот сел за рояль, спел под собственный аккомпанемент — и его тут же пригласили в эфир.
В конце 1960-х шейки и твисты с лёгким восточным флёром авторства Полада Бюльбюль оглы звучали по всему СССР. Певцу удалось соединить модные современные ритмы с азербайджанскими напевами, создав новое направление в советской эстраде. «Сын соловья» вполне оправдал своё звучное прозвище.
Повзрослевший Полад Бюльбюль оглы возглавлял Азербайджанскую государственную филармонию, позже был министром культуры республики, много лет работал послом Азербайджана в России. Не так уж часты случаи, когда эстрадный артист занимает столь серьёзные государственные посты. При этом внутри дипломата всегда жил композитор, тяготеющий к крупным формам: симфоническим поэмам и симфониям.
С юности Полад Бюльбюль оглы писал музыку для кино. Его песни звучали в фильмах «Следствие продолжается» (1966), «Последняя ночь детства» (1968), «Я придумываю песню» (1979).
Но для целого поколения зрителей 1980-х он навсегда остался главным героем культового фильма «Не бойся, я с тобой!» (1981). Двухсерийная картина Юлия Гусмана, снятая на киностудии «Азербайджанфильм», мгновенно покорила публику. Смелый сплав комедии, истерна, боевика и музыкальной мелодрамы пришёлся по душе абсолютно всем.
Согласно сюжету, цирковой артист Рустам (Мухтарбек Кантемиров) в сопровождении напарника Сан Саныча (Лев Дуров) приезжает в родные места, получив известие о болезни бабушки. Путешествие оборачивается чередой невероятных приключений: стычкой с местным бандитом Джафаром, похищениями, погонями, перестрелками, поединками...
Параллельно развивается романтическая линия между певцом Теймуром (Полад Бюльбюль оглы) и красавицей Телли (Гамида Омарова). Девушек покоряла трогательная история любви, мужчин и подростков — динамичные схватки.
Премьерный показ «Не бойся, я с тобой!» по телевидению многие пропустили, поэтому повтор на следующее утро вызвал настоящий ажиотаж. Многие хотели пересмотреть. Школьники сбегали с уроков, целые классы собирались у экранов, чтобы вместе, затаив дыхание, следить за приключениями героев. Цитаты из картины, написанной Юлием Дунским и Валерием Фридом, разошлись на афоризмы:
- «Расставаться надо так, как будто завтра встретимся. А встречаться — как будто не виделись сто лет».
- «Туда ехали, за ними гнались. Оттуда едут, за ними гонятся. Какая интересная у людей жизнь!»
- «Вот с таким врагом приятно иметь дело — храбрый, ловкий и глупый».
Но одной из главных «фишек» фильма, разумеется, стали зрелищные боевые сцены. Однако в конце 1970-х в СССР началась кампания против катаре. Этот вид единоборств был официально признан только в виде секций, утвержденных Спорткомитетом. Но неофициальные секции возникали по всей стране, как грибы после дождя.
Для создателей боевика, в котором единоборствам отведена ключевая роль, это обстоятельство грозило запретом выхода фильма в эфир. Режиссёр Юлий Гусман пошёл на хитрость, заявив приёмной комиссии, что герои используют приёмы не карате, а древней азербайджанской борьбы гюлеш. Трюк сработал, и фильм увидела вся страна.
В эпизодах восточными единоборствами снимались каратисты из бакинского спортивного общества «Буревестник». Руководитель секции Сулейман Мамедов работал дублёром Льва Дурова, игравший роль Сан Саныча. Одна из лучших песен в фильме — матёрый карате-фанк про руку, крушащую отточенную сталь, в исполнении «Группы Стаса Намина».
Задумывая фильм, Юлий Гусман поручил самому популярному молодому композитору республики — Поладу Бюльбюль оглы — написать двенадцать песен. Тот блестяще справился с заданием, написав мелодии на тексты поэта Алексея Дидурова, основателя легендарного рок-кабаре «Кардиограмма».
Полада Бюльбюль оглы начал как композитор, но Юлий Гусман, не найдя драматического актёра с подходящими вокальными данными, предложил ему самому сыграть роль и спеть роль Теймура. Ради съёмок композитор научился ездить верхом и отпустил усы. И заодно освоил ещё одну профессию, которая принесла ему новую порцию известности.
Главным хитом фильма стала песня «Как жили мы, борясь». Её торжественные строки звучали гимном дружбе и отваге.
В записи песне для фильма «Не бойся, я с тобой!» наряду с композитором принимали участие Иосиф Кобзон, «Группа Стаса Намина», группа Бари алибасова «Интеграл», Ирина Понаровская и Владимир Винокур. Последний воспользовался своим талантом пародиста и сымитировал вокал Михаила Боярского, который отказался исполнить партию бандита Джафара в песне про интеллигента.
Лирическая «Песня Телли» в исполнении Ирины Понаровской сгладила героику «мужских» музыкальных номеров из фильма.
Среди песен в фильме «Не бойся, я с тобой!» есть и драматичные шлягеры о кровной мести и обречённо любви, и шутливый номер о прогрессе (не растерявший, кстати, актуальности), и оды детству и мечте («Спрячу в ладонь Новорожденный огонь»). Многим запомнился и Лев Дуров, пробивающий пальцем металлический бак с водой, и Полад Бюльбюль оглы, поющий с башни «Как жили мы, борясь...»
И пусть фильм был достаточно наивным, он заслужил благодарную память зрителей и за дух приключений, и за динамичный саундтрек от фанка до хард-рока, и за юмор. Юлий Гусман попытался снять продолжение, но в одну и ту же реку не войти дважды...
«Вот человек рождается на свет,
Рождается ещё одна мечта,
Но лишь одна судьба — то плачь, то смех,
Ещё одна любовь и красота,
И не было похожего вовек,
И больше уж не будет никогда,
Рождается на свете человек,
Рождается ещё одна мечта...»
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!