Со старинных полотен на нас смотрят прекрасные и немного грустные глаза очаровательной девушки с золотистыми волосами. Мы видим её спустя многие столетия – и всё благодаря великому таланту живописца Сандро Боттичелли.
Именно он обессмертил образ Симонетты Веспуччи, своей главной музы. Стоит признать, что Сандро крайне редко изображал женщин, но эта красавица явно стала исключением из правил мастера.
А какой была жизнь той, которая предстаёт перед нами в образе Венеры, Весны, Клеопатры или Мадонны? Что скрывают от нас столетия и тот самый загадочный взгляд Симонетты с картин? Какие чувства связывали её с Боттичелли?
В изгнании
Симонетта появилась на свет в 1453 году в семействе Каттанео, которое принадлежало к крупным торговцам Италии. По всей видимости, малой родиной девушки стала Генуя.
И, к слову, в дальнейшем появились истории, будто и в античных преданиях говорилось, что Генуя была местом рождения богини любви и красоты Венеры. Но большинство фольклористов полагает, что такие предания стали слагать уже под влиянием творчества Боттичелли, о котором мы ещё поговорим.
О детстве Симонетты почти ничего не известно, однако мы знаем, что по каким-то причинам её семья вынуждена была покинуть Геную. По всей видимости, речь шла о внутренних конфликтах и разделе сфер влияния, в которых Каттанео потерпели поражение.
В итоге юная Симонетта вместе с родителями покинула родные места, а вскоре оказалась под защитой герцога Пьомбинского. Как вскоре выяснилось, Каттанео были не единственным семейством, которому благоволил герцог.
Вместе с родственниками Симонетты во дворце ютились также и представители рода Веспуччи – да-да, того самого, к которому принадлежал картограф и будущий знаменитый путешественник Америго Веспуччи.
Примечательно, что у главы семейства Веспуччи, Пьеро, имелся сын Марко, ровесник Симонетты. Как предполагают историки, уже тогда, в пору изгнания, Каттанео и Веспуччи могли договориться о будущем браке своих детей. Это укрепило бы положение каждой стороны, да и вообще стало бы взаимовыгодным союзом.
Безупречная красота
В 1469 году Симонетта, которой в то время едва исполнилось шестнадцать лет, была выдана замуж за Марко Веспуччи. Неизвестно, был ли это брак по любви. Но с уверенностью можно сказать, что Симонетта уважала своего супруга, не давая ему повода для ревности и подозрений.
Уже в день свадьбы юная невеста сразила всех своей красотой. Как поэтично описывает её Юлия Платова в книге «Великие творцы, роковые секреты и женщины, обреченные вдохновлять. Рождение красоты»:
«…невеста казалась воплощенной богиней весны. Вся она была будто соткана из золотого света, а глаза ее лучились таким теплом, что невозможно было печалиться в их сиянии».
Но очень скоро красоту Симонетты стали подмечать не только супруг и его родственники. После свадьбы молодожёны отправились на родину Веспуччи – во Флоренцию.
В то время она была центром искусства. Здесь жили многие мастера: живописцы, скульпторы, архитекторы, писатели и поэты. Кроме того, искусство здесь начало активно развиваться и процветать с началом правления Лоренцо Великолепного.
Появление новой персоны в достаточно высоких кругах точно не могло остаться незамеченным. И очень скоро Симонетта стала, если можно так выразиться, местной знаменитостью.
Интересно, что сама юная дама для этого ничего не делала, но не обратить на неё внимание было невозможно. Современник нашей героини, поэт, мыслитель и профессор Флорентийского университета Анджело Полициано так говорил о Симонетте:
«Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы».
Муза великого мастера
Особенное впечатление красота Веспуччи произвела на талантливого живописца Сандро Боттичелли. Он создавал эскизы и писал картины, на которых старался достоверно передать очарование этой молодой женщины.
Но всё же главные творения Боттичелли, благодаря которым мы имеем представление об облике его музы, появятся позднее.
Среди историков ведутся споры, позировала ли Симонетта хотя бы для одной работы живописца. Сказать это наверняка сложно. Не исключено, что он писал её портреты по памяти, виртуозно передавая грацию и нежность своей любимой.
Да, Сандро действительно был влюблён в эту красавицу, которую был готов воссоздавать на своих полотнах снова и снова.
Но говорить о романе между «Венерой» и её творцом было бы ошибочно. По всей вероятности, Боттичелли испытывал возвышенное чувство благоговения, при котором даже одна мысль о том, чтобы коснуться объекта своей любви, кажется кощунственной. Симонетта же хранила верность супругу и едва ли представала перед живописцем как натурщица для его картин.
«Прекрасная дама» и её рыцарь
Однако был человек, который во всеуслышание заявил о своём чувстве к красавице Веспуччи. Это – Джулиано Медичи. Стоит признать, что по Симонетте с ума сходили многие знатные мужчины Флоренции, в том числе и Лоренцо Великолепный. Однако у брата правителя было куда больше свободного времени, и он умел более пылко выражать свою любовь.
Биографы считают, что возлюбленной Джулиано Симонетта стала приблизительно в 1475 году. Воспринимать это утверждение как некий намёк на интимную связь не стоит – речь скорее всего шла исключительно о платонических чувствах.
Возможно, для Джулиано Медичи его возлюбленная была «Прекрасной дамой», какая непременно должна занимать сердце рыцаря. Странно лишь то, что некоторое время эта привязанность оставалась тайной. Но затем Джулиано решил всё расставить по своим местам и открыто заявить о своих чувствах. Причём сделал это очень галантным способом.
В январе 1475 года во Флоренции Медичи устроил рыцарский турнир. Официально заявлялось, что поводом к мероприятию стало заключение союза между Флоренцией, Венецией и Миланом.
Но у исследователей есть и несколько иная версия – они считают, что праздник был приурочен ко дню рождения Симонетты. Как бы то ни было, Джулиано во время турнира проявил своё умение управляться с оружием, доблесть и силу.
Как и следовало ожидать, именно Джулиано Медичи вышел победителем из ряда поединков, став одним из двух главных триумфаторов турнира. Торжествуя, он поднял своё знамя, на котором была изображена Симонетта Веспуччи в образе богини Афины Паллады, держащей щит и голову Медузы Горгоны. Рядом с ней красовалась надпись: «Не имеющая себе равных».
Один только этот рисунок был красноречивым признанием в любви. Но Джулиано пошёл дальше. Именно Симонетта была провозглашена королевой рыцарского турнира и дамой сердца Джулиано. Теперь уже все флорентийцы и гости республики знали, кого любит один из Медичи.
Высокие чувства
А что же супруг Симонетты? Мы, конечно, не можем заглянуть в прошлое, но нет никаких свидетельств того, что он ревновал свою жену или был недоволен славой, которая обрушилась на неё.
Молодая женщина никогда не вела себя предосудительно, а в те времена было принято восхищаться красотой женщин, причём каждый рыцарь имел право выбрать собственную даму сердца.
Отношения Симонетты и Джулиано, вероятно, не имели ничего порочного и заслуживающего осуждения. Это можно заметить даже по восхищённым отзывам современников, которые считали женщину чистой и прекрасной, а также благоговели перед пламенными и сильными чувствами Медичи.
Порочные связи и внебрачные дети едва ли у кого-нибудь вызвали восторг – это было вполне обычное дело для самых разных эпох. Однако в XV веке, когда особенно ценилась возвышенная куртуазная любовь, воспевать могли лишь чистые и светлые чувства.
Оборвавшаяся жизнь
К сожалению, всего через год после того славного турнира Симонетта Веспуччи внезапно заболела и скоропостижно умерла. Что же погубило молодую женщину, которой исполнилось всего 23 года?
Ответить на этот вопрос достоверно не может никто. Одни исследователи считают, что на некоторых картинах можно заметить признаки серьёзного заболевания, связанного с обменом веществ.
Другие полагают, что у Симонетты была быстро прогрессирующая злокачественная опухоль. Третьи же считают, что женщина страдала туберкулёзом, который из лёгочной формы перешёл в костно-суставную.
Известно, что Пьеро Веспуччи, свёкор Симонетты, нанял лучшего врача Флоренции, не жалел средств и молил, чтобы тот спас его невестку. Увы, даже этот опытный доктор оказался бессилен.
Многие современники Симонетты были убиты горем после мрачного известия о смерти молодой красавицы. Лоренцо Великолепный оставил нам скорбные записи, где описывал похороны Симонетты:
«…в смерти превосходила ту красоту, которую при жизни её считали непревзойденной. В её облике явилась истина слов Петрарки: Прекрасна смерть на лике сем прекрасном».
Поразительно, что спустя ровно два года, в день смерти Симонетты, был убит и Джулиано Медичи. Это совпадение многим показалось странным – поговаривали, что к заговору и убийству причастно семейство Веспуччи. Но сложно поверить, будто вдовец нанял убийц, чтобы расправиться с поклонником покойной жены.
Кроме того, известно, что Марко Веспуччи после смерти Симонетты снова женился и своего сына назвал… Джулиано. Едва ли такое могло быть возможным, если бы Веспуччи ненавидел Медичи.
Он подарил ей бессмертие
И только один человек отказался смириться со смертью той, кто была для него источником вдохновения и воплощением совершенной красоты. Это был Сандро Боттичелли. Многие его знаменитые картины, на которых изображена Симонетта («Весна», «Рождение Венеры»), были написаны уже после смерти красавицы.
Мастер действительно воспроизводил её облик по памяти и, возможно, даже несколько идеализировал свою музу.
Именно Боттичелли подарил Симонетте Веспуччи не только бессмертие в своих полотнах, но и сделал её иконой изобразительного искусства той эпохи. Живописцы последующих поколений в некоторой степени заимствовали у Боттичелли некоторые черты его Весны или Венеры, превращая образ Симонетты в некий совершенный идеал, которому не переставали подражать.
И сегодня Симонетта Веспуччи взирает на нас чуть печальными глазами с великих картин Сандро Боттичелли. Она словно бы напоминает людям, что земная жизнь недолговечна, но есть то, что способно обессмертить красоту и юность, превратив их в настоящее совершенство. Ведь по-настоящему великие творения создаются там, где соединяются искусство и любовь.