Найти в Дзене
ЧС ИНФО

Бегущие по тундре. Книжный обзор к Году единства народов России

Это истории двух разных девочек, выросших в тундре. Анну Дмитриевну Нутэтэгрынэ Анастас Иванович Микоян в шутку называл «губернатором Чукотки». Шутки в этом было лишь слегка, поскольку в октябре 1961 года Анна была избрана председателем Чукотского окрисполкома, а в марте следующего года ее избрали депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Чукотского национального округа. Женщина-чукчанка на руководящей должности – но надо знать характер Анны и ступени ее карьерного роста в краю, первым встречающим рассвет. Огромная территория, большие задачи, поставленные партией и правительством (работа такая) и множество неразрешимых (как казалось) проблем, пока за них не взялась Анна Дмитриевна. Ее энергия зачастую пугала чиновников, а бескомпромиссность, с которой она шла к высокому начальству за решением вопросов, открывала многие запоры. Искренним желанием Анны Дмитриевны было «изменить существующее в те далекие годы отношение центральных властей к этой Богом забытой территории».

Это истории двух разных девочек, выросших в тундре.

Анну Дмитриевну Нутэтэгрынэ Анастас Иванович Микоян в шутку называл «губернатором Чукотки». Шутки в этом было лишь слегка, поскольку в октябре 1961 года Анна была избрана председателем Чукотского окрисполкома, а в марте следующего года ее избрали депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Чукотского национального округа. Женщина-чукчанка на руководящей должности – но надо знать характер Анны и ступени ее карьерного роста в краю, первым встречающим рассвет. Огромная территория, большие задачи, поставленные партией и правительством (работа такая) и множество неразрешимых (как казалось) проблем, пока за них не взялась Анна Дмитриевна. Ее энергия зачастую пугала чиновников, а бескомпромиссность, с которой она шла к высокому начальству за решением вопросов, открывала многие запоры. Искренним желанием Анны Дмитриевны было «изменить существующее в те далекие годы отношение центральных властей к этой Богом забытой территории». Даже в имени, данном девочке при рождении отцом – Нутэтэгрынэ (Бегущая по тундре), – угадывается характер Анны.

Книга об этой поистине удивительной женщине написана Михаилом Сверловым, который близко знал свою героиню. Анна Дмитриевна смогла увидеть первую часть истории о себе, написанную Михаилом к ее 90-летнему юбилею. О ней всегда много писали, снимали документальные фильмы, брали интервью не только в нашей стране, но и за рубежом. Но увидеть себя снова девочкой из тундры, вновь пройти по страницам своей жизни – для нее это было внове…

Не вина Анны Дмитриевны, что после развала Союза Север стал постепенно умирать. «Не контролируемое никем освоение природных богатств, уничтожающее оленьи пастбища, нерестовые реки, места гнездования перелетных и северных птиц, а значит – и мест проживания малых коренных народностей Севера». Практически отсутствовало финансирование этих территорий. И дополнительным ударом для Чукотки стало разделение Магаданской области на две территории: Магаданскую область и Чукотский автономный округ. И только память о великой дочери Севера не делится на территории.

Мария Федотова – Нулгынэт (Рожденная во время кочевки) – в прямом смысле рожденная во время бега оленьей упряжки, автор историй о кочующих эвенах, педагог с огромным стажем, пишет на эвенском, якутском и русском языках. Как говорит она сама о себе: «Неустанно кочую по жизни, не расстаюсь с родной тайгой, горами, снегами, и на белую бумагу ложатся бесконечными строчками песни об оленях – верных друзей эвенов (коренной народ северо-востока Сибири (не путать с эвенками, пусть и родственным народом, который традиционно селился южнее). – Прим. ред.).

Книга «Игра в камешки» очарует своей чистотой восприятия мира и ребенка, и взрослого. Ведь в ней рассказывается от лица маленькой девочки Нулгынэт о вещах, недоступных в нашем мире. Вернее, об отсутствии многих вещей в мире девочки, без которых нам трудно представить свою жизнь. «Игрушки» – для девочки это разноцветные камушки, из которых можно составить целый мир. И будут они хоть дикими зверями, хоть домами, хоть сокровищами. Вокруг стойбища, где живет девочка, на протяжении многих километров ни одного маленького ребенка, а прозвище Яблоко, данное ей одноклассниками, ничего для нее не значит, поскольку в тундре яблоки не растут. Зато Нулгынэт, как и Маша в детстве, не боится встречи с волками, на оленях ездить верхом научилась раньше, чем читать и писать. А вот со счетом получилась неприятность, за которую Нулгынэт отчитал учитель. Девочка научилась считать, играя в карты со старшим братом. Но хоть учитель и сказал, что в карты лучше не играть ни детям, ни взрослым, девочку отпускали домой с уроков арифметики, поскольку все примеры и задачи в учебнике девочка перерешала самостоятельно.

Наталья Трегуб,
заведующая библиотекой Новосибирского Дома ученых