Найти в Дзене
World Lord: история и короли

Её крики слышал весь дворец

— Прошу, не надо, больно мне, больно! — умоляла девица. Мать лишь прикрыла глаза. Смотреть было невозможно. Раскаленное железо прижалось к её спине.
Софья Павловна Голенищева-Кутузова родилась в 1811 году с «золотой ложкой» во рту, но с тяжелой фамильной кармой. Её отцом был петербургский генерал-губернатор Павел Васильевич Кутузов — человек, чье имя в либеральных кругах произносили сквозь зубы.

— Прошу, не надо, больно мне, больно! — умоляла девица. Мать лишь прикрыла глаза. Смотреть было невозможно. Раскаленное железо прижалось к её спине.

Софья Павловна Голенищева-Кутузова родилась в 1811 году с «золотой ложкой» во рту, но с тяжелой фамильной кармой. Её отцом был петербургский генерал-губернатор Павел Васильевич Кутузов — человек, чье имя в либеральных кругах произносили сквозь зубы. Именно он руководил казнью декабристов, потому неудивительно, что Софью называли дочерью палача. 

Но юная Софи, как её называла в мемуарах великая княжна Ольга Николаевна, не отвечала за грехи отца. Она была прекрасна, умна и, казалось, рождена для счастья. 

Екатерина Неклюдова, мать Софьи
Екатерина Неклюдова, мать Софьи

Её портрета нет, как и описания внешности. Однако её мать была шатенкой со светлыми глазами, скорее всего голубыми, как и её сестра Елизавета. А вот у отца волосы были темнее, а глаза карие. В кого из родителей пошла София — неизвестно, одно известно наверняка, что она была темноволосой красавицей.

Став фрейлиной, она поселилась в Зимнем дворце. Её положение при дворе укрепила дружба: Софья стала ближайшей подругой Варвары Нелидовой, фаворитки Николая I, хотя и неофициальной.

Девушка вошла в узкий домашний круг царской семьи, куда не допускались посторонние. Близость к императорской семье сулила большие возможности, а самое главное — блестящее замужество. Но 1834 год перечеркнул всё.

Фрейлины императорского двора при Николае I
Фрейлины императорского двора при Николае I

В 23 года с Софьей произошел несчастный случай. История умалчивает детали, скорее всего неудачное падение с лошади (или с лестницы?). Как бы то ни было, но у девушки была тяжелейшая травма позвоночника. Удивительно, что при такой травме не было проблем с ногами.

Лучшие врачи, пытаясь спасти позвоночник фрейлины, прибегли к варварским методам. Несчастную девушку месяцами подвергали «вытяжению» — подвешивали, пытаясь механически распрямить кости и позвоночник. Но самым страшным было прижигание.

Врачи того времени верили, что ожоги каленым железом могут «оттянуть» воспаление от внутренних органов. Якобы через рану и гной потом уйдет недуг из костей. 

Софья кричала, её крики разносились по коридорам день и ночь, пугая придворных. Она умирала не столько от травмы, сколько от болевого шока и варварского лечения. Было ли это добровольным «лечением» тоже неизвестно. Возможно, Софья согласилась на это, чтобы не упустить шанс на хороший брак. Возьмет ли кто в жёны горбатую?

В целях иллюстрации
В целях иллюстрации

Спасение пришло в лице Мартина Мандта — лейб-медика Николая I, которого русские врачи ненавидели за новаторство. Услышав о страданиях фрейлины, Мандт вмешался. Он запретил пытки железом и подвешиванием, заменив их полным покоем и щадящей терапией.

Мандт спас ей жизнь, но, увы, не смог вернуть здоровье. Софья осталась инвалидом. Травма и последствия «лечения» необратимо деформировали её фигуру, превратив статную красавицу в горбунью.

Однако она нашла в себе силы вернуться в свет. Чтобы скрыть свое убожество, Софья отказалась от модных корсетов и кринолинов. Она стала носить широкие, развевающиеся платья-балахоны. Этот странный наряд создавал удивительный контраст с её лицом.

«Мама, которая очень любила мать Софи, часто навещала ее из сострадания. Софи платила ей благодарностью и называла ее матушкой. Она носила развевающиеся платья, чтобы скрыть свое убожество. Правильные черты ее лица напоминали римлянку. Варенька и Софи жили дверь в дверь. Обе почти не выезжали и имели собственный круг знакомых. Я заметила, что женщины такого типа нравились деловым мужчинам, как так называемые «душегрейки» — Ольга Николаевна.

Оставшиеся 14 лет жизни Софья Кутузова провела в статусе «вечной фрейлины». Замуж она так и не вышла. Неизвестно были ли женихи, которых она отвергала, стесняясь своего увечья, или же к ней даже никто не сватался.

Она не стала затворницей. Благодаря дружбе с Нелидовой, Софья стала хранительницей тайн «второй семьи» императора. Она была той самой мудрой подругой, которая всегда рядом, всё понимает и никогда не предаст. Её ценили при дворе за острый ум и силу духа, которая позволяла ей улыбаться, превозмогая постоянную боль в спине.

Софья Павловна умерла в 1848 году, ей было всего 37 лет. Вероятно, последствия старой травмы и туберкулез всё же взяли свое.

Спасибо всем за внимание, ставьте класс и подписывайтесь на мой канал!