Найти в Дзене

Три столетия с хвостиком в четверть века — возраст немалый для уральского города

К 325-ЛЕТИЮ НЕВЬЯНСКА Три столетия с хвостиком в четверть века — возраст немалый для уральского города. Сколько важных событий хранит в себе невьянская история! В год, юбилейный для Невьянска, вспомним самые яркие эпизоды за последние 100 лет. Часовой механизм Акинфий Демидов приобрел в 1730 году, вероятно, в Англии. Мы знаем их стоимость: в середине XVIII века часы были оценены в 5000 рублей. Для сравнения, вся башня со всеми материалами — кирпичом, известью, чугуном, железом, деревом и работою оценивалась в сумму 4 207 руб. 60 коп. То есть часы были дороже башни! Часы переживали разные времена. За долгую жизнь их также коснулась реставрация. В 1965 году член Областного совета краеведения В.Г. Федоров отметил: «За механизмом часов-курантов нет надлежащего ухода. Барабан, ранее проигрывавший «Песню о Родине», нуждается в ремонте». В 1966 году заключен договор с Пермскими реставрационными мастерскими. Однако пермские реставраторы не сумели, в силу отсутствия соответствующих специалистов

К 325-ЛЕТИЮ НЕВЬЯНСКА

Три столетия с хвостиком в четверть века — возраст немалый для уральского города. Сколько важных событий хранит в себе невьянская история! В год, юбилейный для Невьянска, вспомним самые яркие эпизоды за последние 100 лет.

Часовой механизм Акинфий Демидов приобрел в 1730 году, вероятно, в Англии. Мы знаем их стоимость: в середине XVIII века часы были оценены в 5000 рублей. Для сравнения, вся башня со всеми материалами — кирпичом, известью, чугуном, железом, деревом и работою оценивалась в сумму 4 207 руб. 60 коп. То есть часы были дороже башни!

Часы переживали разные времена. За долгую жизнь их также коснулась реставрация. В 1965 году член Областного совета краеведения В.Г. Федоров отметил: «За механизмом часов-курантов нет надлежащего ухода. Барабан, ранее проигрывавший «Песню о Родине», нуждается в ремонте». В 1966 году заключен договор с Пермскими реставрационными мастерскими. Однако пермские реставраторы не сумели, в силу отсутствия соответствующих специалистов, восстановить часы. Восстанавливали часовой механизм невьянские мастера А.И. Саканцев и Ю.М. Бусыгин.

13 ноября 1975 года был издан Приказ директора НМЗ №836 «О реставрации архитектурного памятника», который предписывал, в соответствии с планом мероприятий по подготовке к празднованию 275-летия завода, проведение реставрации Невьянской башни, в том числе — часового механизма. В перечень работ входили: изготовление и покраска стрелок, цифр и минутных делений; обкладка трех циферблатов, восстановление ствола шахты на втором этаже, изготовление щитов для циферблатов и их монтаж.

В июле 1976 года в акте к предварительной приемке ремонтно-реставрационных работ часового механизма и курантов архитектурного памятника Невьянская башня указывалось, что после установки циферблатов часовой механизм и куранты могут быть пущены в эксплуатацию. А.И. Саканцев сделал деревянные циферблаты квадратной формы из водостойкой фанеры. Циферблаты были покрыты специальным черным лаком, цифры и стрелки сделаны из латуни.

В декабре 1976 года запущен латунный музыкальный вал часового механизма.

Марина МОРЕВА, директор НГИАМ

-2