Найти в Дзене
Пограничный контроль

Уроки «файлов Эпштейна» – какое это имеет значение для современной этики

Читаю и смотрю в эти дни, какой ворох всего со дна подняла публикация очередной партии так называемых «файлов Эпштейна». И думаю, как все-таки, без шуток, хорош наш технический прогресс и как же он все-таки, пусть и не всегда достаточно, и с большой натяжкой, но помогает прогрессу этическому. В этой истории очень много вопросов и тем, поэтому остановлюсь подробнее только на нескольких. Например, не вдаваясь в особенности психического состояния, так сказать, заказчиков этих вечеринок, будет логично задаться вопросом – а почему они там вообще так не стесняясь подставлялись под камеры? Не могли же они, как взрослые люди, не понимать, что подобные истории будут висеть над ними дамокловым мечом, рискуя выплыть на свет в любую минуту – ну вот, в частности, в ходе какой-нибудь избирательной кампании. Предположу, что, во-первых, скомпрометированность тут, пожалуй, была взаимной – заказчики не боялись, что исполнители будут много болтать, так как история ударит и по их репутации тоже. А для мно

Читаю и смотрю в эти дни, какой ворох всего со дна подняла публикация очередной партии так называемых «файлов Эпштейна». И думаю, как все-таки, без шуток, хорош наш технический прогресс и как же он все-таки, пусть и не всегда достаточно, и с большой натяжкой, но помогает прогрессу этическому.

В этой истории очень много вопросов и тем, поэтому остановлюсь подробнее только на нескольких. Например, не вдаваясь в особенности психического состояния, так сказать, заказчиков этих вечеринок, будет логично задаться вопросом – а почему они там вообще так не стесняясь подставлялись под камеры? Не могли же они, как взрослые люди, не понимать, что подобные истории будут висеть над ними дамокловым мечом, рискуя выплыть на свет в любую минуту – ну вот, в частности, в ходе какой-нибудь избирательной кампании.

Предположу, что, во-первых, скомпрометированность тут, пожалуй, была взаимной – заказчики не боялись, что исполнители будут много болтать, так как история ударит и по их репутации тоже. А для многих будет стоить – и стоила, как видим – потери бизнеса и даже жизни. Рискну предположить, что вопросы безопасности там были продуманы и обговорены так же тщательно, как и сами, мягко скажем, неприглядные сценарии вечеринок. Они буквально не боялись и не стеснялись – бояться, как им казалось, было нечего, а стеснение при таком способе развлечений как будто и вовсе исключено.

Но при всем при этом, как мне нравится думать, все эти люди сильно недооценили информационную открытость современного мира – того, как явным рано или поздно сейчас становится буквально все, даже самое тайное и глубоко спрятанное. Почему же они оказались столь беспечны? Потому, как мне думается, что люди с подобными психологическими патологиями попросту не живут в реальном мире и имеют о нем весьма слабое представление. Они выстраивают картину мира под себя – под свои расстройства, свои компенсации и психологические защиты. Ну а мир все это время остается реальным и развивается по своим законам – и рано или поздно эти законы неизбежно входят в противоречие с неадекватными и нерелевантными представлениями о нем.

И чем более защищенным чувствует себя человек, не имеющий релевантного представления о реальном мире, тем более уязвимым для его актуальных процессов он оказывается. «Комплекс бога» тут переворачивается маятником и бьет обратно по мнимому всемогуществу и безнаказанности.

vm.ru
vm.ru

Второй момент – мне сильно не понравились безумные конспирологические теории, активно сопровождающие публикацию файлов. Они до такой степени ужасны, что выглядят не просто бредом сумасшедшего, за которые выдаются, а придуманными кошмарами, призванными отвлечь публику от кошмаров подлинных. Так в детективах часто убийца скрывает свое преступление, устроив на его месте пожар. Расчет явно на то, что публика просто во все эти ужасы не поверит – а поэтому усомнится и в том, что происходило на самом деле.

Хорошо тут то, что расчет явно не оправдался – отделение конспирологии от реально доказанных фактов началось практически одновременно с появлением этой самой конспирологии. За что тоже спасибо техническому прогрессу, а еще – очень популяризированной за последние годы профессии расследователей и фактчекеров. Мир не зря так долго изучал и разоблачал, казалось бы, самые нелепые фейки – вот теперь этот опыт человечества всем нам очень пригодился. Вообще то, как работают по файлам журналисты и аналитики, завораживает профессионализмом и выглядит как буквально возрождение профессии. Мы тут все ждали квантового скачка в борьбе мирового добра с мировым злом – так вот это, пожалуй, что и он.

А еще мне нравится – насколько я могу судить по многочисленным постам и комментариям – что очень многие люди, игнорируя конспирологические теории, подчеркивают, что и без всякой конспирологии мы имеем дело с вопиющим злом. Что само по себе использование одного человека другим как вещь, как бессловесный и не имеющий никаких прав объект – возмутительно и недопустимо. Неважно, на каких условиях, неважно за какое вознаграждение или бонусы. Неважно даже, если никакого видимого насилия не было и если никто видимо или ощутимо не пострадал. Это просто нельзя, и все тут. Это одно само по себе – ужас и кошмар. Человечество проделало огромный путь к этому, и наконец это произошло.