Найти в Дзене
mkset.ru

Конец частной собственности? В России создали схему захвата любого бизнеса

Уфимский юрист Виталий Буркин в среду, 4 февраля рассказал о беспрецедентном и разрушающим основы права решении суда в России Фрунзенский районный суд Иваново под предлогом борьбы с коррупцией полностью изъял бизнес и личное имущество у семьи предпринимателей Ярченковых накопленное за 30 лет. При этом суд использовал нормы закона, которые физически не могут к ним применяться, рассказывает телеграмм-канал «Строптивый адвокат». Поводом послужило уголовное дело о взятке, в котором обвиняется Владимир Ярченков. Он подозревается в даче около 3 миллионов рублей чиновнику из сферы ЖКХ за «общее покровительство» в период с 2021 по 2024 год. Приговор по этому делу еще не вынесен. Однако на основании этого обвинения прокурор Ивановской области подал гражданский иск и потребовал изъять не только активы компаний по обращению с ТКО, но и все имущество семьи: супруги Ларисы и их совершеннолетних детей. 26 ноября 2025 года суд удовлетворил это требование, постановив взыскать с семьи в солидарном поря
Оглавление

Уфимский юрист Виталий Буркин в среду, 4 февраля рассказал о беспрецедентном и разрушающим основы права решении суда в России

  1MI
1MI

Фрунзенский районный суд Иваново под предлогом борьбы с коррупцией полностью изъял бизнес и личное имущество у семьи предпринимателей Ярченковых накопленное за 30 лет. При этом суд использовал нормы закона, которые физически не могут к ним применяться, рассказывает телеграмм-канал «Строптивый адвокат».

Поводом послужило уголовное дело о взятке, в котором обвиняется Владимир Ярченков. Он подозревается в даче около 3 миллионов рублей чиновнику из сферы ЖКХ за «общее покровительство» в период с 2021 по 2024 год. Приговор по этому делу еще не вынесен. Однако на основании этого обвинения прокурор Ивановской области подал гражданский иск и потребовал изъять не только активы компаний по обращению с ТКО, но и все имущество семьи: супруги Ларисы и их совершеннолетних детей.

26 ноября 2025 года суд удовлетворил это требование, постановив взыскать с семьи в солидарном порядке 2,65 миллиарда рублей. Под взыскание попали доли в уставном капитале всех компаний, включая те, что не связаны с ТКО, а также личное имущество, приобретенное за последние 30 лет.

Правовая абсурдность: применили закон не по адресу

Главная претензия юристов к решению — вопиющее несоответствие примененных норм. В основе иска и решения лежит подпункт 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса. Эта норма регулирует исключительно порядок прекращения права собственности государственных и муниципальных служащих на имущество, если его стоимость не соответствует их доходам. Семья Ярченковых к госслужащим никогда не относилась.

— Это решение — юридический нонсенс, — комментирует известный юрист Виталий Буркин, первым опубликовавший текст судебного акта. — Суд и прокурор взяли статью, созданную для контроля за доходами чиновников, и применили ее к частным предпринимателям. Это все равно что штрафовать пешехода по статье для пилотов воздушных судов. Закон «О противодействии коррупции» декларирует гражданскую ответственность для служащих, а механизм ее реализации прописан в специальном законе, который на бизнесменов не распространяется. У суда не было ни малейшего законного основания даже принимать такой иск к рассмотрению.

«Это безобразие!»: как чиновники и бизнесмены начали войну в Башкирии

Конфисковали все, включая имущество, купленное до взятки

Абсурдность доводов суда подчеркивает и хронология. Суд постановил, что «покровительство» чиновника длилось три года (2021–2024 гг.). Однако под взыскание попали активы, приобретенные предпринимателями за 7 лет до этого периода. Бизнес по вывозу мусора (ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО») был создан 1 июля 2017 года, а активы выкупались у прежних собственников начиная с 2014 года.

— Чиновнику, который фигурирует в уголовном деле, даже не вменяется совершение конкретных действий в интересах бизнеса, — отмечает Виталий Буркин. — Ему вменяется лишь получение взятки за «общее покровительство», что само по себе крайне расплывчато. Но суд, не имея никаких доказательств влияния этого лица на доходы, постановил изъять вообще все, что заработала семья, включая доходы от других, совершенно не связанных видов бизнеса. Это произвол в чистом виде»

Наказали невиновных: брачный договор и бизнес детей проигнорировали

Особое возмущение вызывает тот факт, что под удар попали члены семьи, не имеющие отношения к уголовному делу. Супруга Владимира Ярченкова, Лариса, с 2010 года ведет бизнес отдельно — у пары действует брачный договор о разделе имущества. Совершеннолетние дети также занимаются самостоятельной предпринимательской деятельностью.

— Суд проигнорировал и брачный договор, и самостоятельный статус детей, — продолжает Буркин. — Была применена чудовищная солидарная ответственность, когда за возможное правонарушение одного человека отвечают все, включая тех, кого даже не привлекали к уголовному делу. Это грубейшее нарушение не только гражданского, но и семейного законодательства».

Опасный прецедент: «завтра это может коснуться любого»

Юристы видят в этом деле угрозу для всех предпринимателей. Решение создает прецедент, когда под предлогом «борьбы с коррупцией» можно инициировать силовой захват любого успешного бизнеса, отбирая имущество у всей семьи его владельца. Еще один юрист Артур Галлямов ознакомившись с делом прокомментировал Mkset ситуацию.

— Если это решение останется в силе, это будет означать, что любой частный бизнес в стране абсолютно беззащитен. Достаточно любого, даже неподтвержденного обвинения в адрес одного из членов семьи, чтобы под это дело через гражданский суд отнять все. Это подрывает фундаментальные принципы правосудия, презумпции невиновности и неприкосновенности частной собственности. Требуется немедленная реакция высших судебных и надзорных органов, — подчеркнул специалист.

Решение было обращено к немедленному исполнению, еще не вступив в законную силу. Семья Ярченковых намерена обжаловать его, а их представители направили обращения в Генпрокуратуру, Следственный комитет и ФСБ с требованием проверить законность действий прокурора и судьи.